Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2018 г. N 71-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Семёрка" о признании недействующим решения окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" N 151 от 30 мая 2017 г. "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" по апелляционной жалобе окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" на решение Калининградского областного суда от 10 октября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя административного истца Роменко И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ООО "Семёрка" обратилось в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 30 мая 2017 г. N 151 "О внесении изменений в Правила городское поселение".
Решением Калининградского областного суда от 10 октября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, окружной Совет депутатов муниципального округа "Зеленоградский городской округ" обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Семёрка" представлены возражения.
В судебное заседание представители окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 17 октября 2012 г. N 157 утвержден Генеральный план муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", действующий в настоящее время.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 18 декабря 2012 г. N 173 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение".
Советом депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" решением от 30 мая 2017 г. N 151 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" внесены изменения в раздел 2 "Карта градостроительного зонирования муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" в части изменения границ территориальной зоны санаториев, детских оздоровительных лагерей, учреждений отдыха, спорта и туризма (индекс "РЗ 2"), утверждено графическое изображение фрагмента "Карты градостроительного зонирования указанного муниципального образования с учетом внесенных изменений.
Согласно материалам дела ООО "Семёрка" на основании договора аренды от 28 декабря 2007 г. предоставлен на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 39:05:010111:23 площадью 7977 кв.м., расположенный в г. Зеленоградске, ул. Пугачева, 3, относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под существующие здания водолечебницы и котельной с последующей реконструкцией их под гостиничный комплекс с объектами рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
В пункте 1.2 договора аренды отражены обременение и ограничение в использовании в виде режима хозяйствования, проживания и использования земельного участка, расположенного во второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск.
Указанный земельный участок в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" входит в состав функциональной зоны санаториев и пансионатов. Зона мест общего пользования (парки, скверы, бульвары) через земельный участок не проходит.
Внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки от 30 мая 2017 г. N 151 земельный участок отнесен к территориальной зоне мест отдыха общего пользования (индекс "РЗ 1").
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт не соответствует действующему градостроительному законодательству нарушает права арендатора на использование по назначению земельного участка, в связи с чем подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса. Из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Как следует из материалов дела согласно статье 79 Правил землепользования и застройки муниципального образования от 18 декабря 2012 г. основными видами разрешенного использования в территориальной зоне "РЗ 2", к которой относился изначально земельный участок административного истца, являются санатории; санатории- профилактории; профилактории; здания и сооружения оздоровительных учреждений, учреждений отдыха и туризма; детские оздоровительные лагеря; детские лагеря отдыха; гостиницы, что совпадает с функциональной зоной, установленной в действующем Генеральном плане муниципального образования.
В соответствии со статьёй 78 Правил землепользования и застройки от 30 мая 2017 г. зона мест отдыха общего пользования "РЗ 1", к которой в настоящее время отнесен арендованный истцом земельный участок, включает парки и скверы; городские сады; береговые полосы водных объектов общего пользования; прочие.
Вместе с тем, действие градостроительных регламентов на зоны в границах территорий общего пользования не распространяются в силу пункта 2 части 4 стать 36 Градостроительного кодекса, что ограничивает право истца на использование земельного участка по назначению в такой зоне.
Судебная коллегия полагает, что изменения, внесенные в Правила землепользования и застройки муниципального образования не соответствуют действующему генеральному плану муниципального образования, осуществлены без учета норм градостроительного законодательства и нарушают интересы административного истца, ограничивая его право на использование земельного участка в соответствии с назначением.
С учетом изложенного, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Калининградского областного суда от 10 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2018 г. N 71-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был