Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2018 г. N 66-КГ18-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 марта 2018 г. гражданское дело по иску Мазильниковой Людмилы Витальевны к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании увольнения незаконным, признании незаконными и отмене приказов об увольнении, восстановлении в должности, признании незаконным бездействия по нерассмотрению рапорта о переводе, возложении обязанности перевода, возложении обязанности назначения на должность
по кассационной жалобе Мазильниковой Людмилы Витальевны на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2017 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения истца Мазильниковой Л.В., представителя истца - адвоката Подзиной А.Л., мнение относительно кассационной жалобы представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области Курсаева А.В., представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области Полухиной Ю.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Мазильникова Людмила Витальевна обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее - ГУ МВД России по Иркутской области) о признании увольнения незаконным, признании незаконными и отмене приказов об увольнении, восстановлении в должности, признании незаконным бездействия по не рассмотрению рапорта о переводе, возложении обязанности перевода, возложении обязанности назначения на должность.
В обоснование исковых требований Мазильникова Л.В. ссылалась на то, что с 11 октября 1994 г. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях.
Приказом исполняющего обязанности начальника Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 20 января 2006 г. N 1 майор милиции Мазильникова Л.В. на основании контракта назначена на должность начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе, впоследствии служебный контракт неоднократно продлевался. 4 января 2014 г. с майором внутренней службы Мазильниковой Л.В. вновь заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации в должности начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" 9 апреля 2016 г. Мазильникова Л.В. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом Министра внутренних дел России от 28 сентября 2016 г. N 1100 л/с майор внутренней службы Мазильникова Л.В. уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. N 1100 л/с был вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 30 сентября 2016 г. N 115 л/с о расторжении с Мазильниковой Л.В. контракта и установлении даты увольнения по названному выше основанию с 10 октября 2016 г.
В соответствии со штатным расписанием Мазильниковой Л.В. написан рапорт о согласии с назначением на должность начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области, однако какого-либо решения по вопросу её перевода на службу в органы внутренних дел принято не было.
По мнению Мазильниковой Л.В., её увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку на момент увольнения она являлась сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным для прохождения службы в Управлении Федеральной миграционной службы по Иркутской области, однако ей не были предложены все вакантные должности, имеющиеся в структуре органа внутренних дел на момент увольнения, не был предоставлен выбор основания увольнения, не проведена беседа о предстоящем увольнении.
С учётом уточнённых исковых требований Мазильникова Л.В. просила суд признать незаконными и отменить приказ Министра внутренних дел России от 28 сентября 2016 г. N 1100 л/с об увольнении её из органов внутренних дел; приказ председателя ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 30 сентября 2016 г. N 115 л/с о расторжении с ней контракта и установлении даты увольнения по указанному выше основанию с 10 октября 2016 г.; признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Иркутской области по не рассмотрению её рапорта о согласии с назначением на должность начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области; возложить на МВД России обязанность перевести её для дальнейшего прохождения службы в ГУ МВД России по Иркутской области; возложить на ГУ МВД России по Иркутской области обязанность назначить её на должность начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области с 10 октября 2016 г.
Представители ответчиков - МВД России и ГУ МВД России по Иркутской области исковые требования в суде не признали.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 9 марта 2017 г. в удовлетворении исковых требований Мазильниковой Л.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Мазильниковой Л.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 8 декабря 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 5 февраля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и письменные возражения на неё представителя ГУ МВД России по Иркутской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 11 октября 1994 г. Мазильникова Л.В. проходила службу в органах внутренних дел.
Приказом МВД РФ от 13 января 2006 г. N 26 л/с майор милиции Мазильникова Л.В. прикомандирована к Управлению ФМС России по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе с оставлением в кадрах МВД России.
Приказом исполняющего обязанности начальника Управления ФМС России по Иркутской области от 20 января 2006 г. N 1 Мазильникова Л.В. на основании контракта назначена на должность начальника отделения Управления ФМС России по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
9 апреля 2016 г. Мазильникова Л.В. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
13 апреля 2016 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" начальником Управления ФМС России по Иркутской области в адрес ГУ МВД России по Иркутской области направлен список сотрудников Управления ФМС России по Иркутской области, в который, в том числе входили сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к ФМС России. В указанный список включена Мазильникова Л.В.
Мазильниковой Л.В. на имя начальника ГУ МВД России по Иркутской области был подан рапорт о согласии с назначением на должность начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Тайшетскому району ГУ МВД РФ по Иркутской области, который был принят сотрудником ГУ МВД РФ по Иркутской области.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 1 июня 2016 г. N 212 ликвидировано Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области.
Распоряжением председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 1 июня 2016 г. утверждён состав ликвидационной комиссии Управления ФМС России по Иркутской области.
7 июля 2016 г. начальником ГУ МВД РФ по Иркутской области в адрес временно исполняющего обязанности начальника Управления ФМС России по Иркутской области направлен список сотрудников, обратившихся с рапортом о переводе в ГУ МВД по Иркутской, в количестве 111 человек, которым были предложены должности в ГУ МВД РФ по Иркутской области, Мазильникова Л.В. в указанный список не была включена.
Приказом временно исполняющего обязанности Министра внутренних дел России от 8 июля 2016 г. N 664 л/с сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе с оставлением в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации, с 7 июля 2016 г. переведены в Главное управление МВД России по Иркутской области для дальнейшего прохождения службы. Мазильникова Л.В. в этом списке не поименована.
В период с 4 по 13 августа 2016 г. Мазильникова Л.В. была временно нетрудоспособна. Приказом председателя ликвидационной комиссии Управления ФМС России Иркутской области от 16 августа 2016 г. N 181 л/с Мазильниковой Л.В. предоставлен отпуск за 2016 год на период с 15 августа по 23 сентября 2016 г.
Приказом Министра внутренних дел России от 28 сентября 2016 г. N 1100 л/с майор внутренней службы Мазильникова Л.В. уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании названного приказа был вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии Управления ФМС России по Иркутской области от 30 сентября 2016 г. N 115 л/с о расторжении с Мазильниковой Л.В. контракта и установлении даты её увольнения по указанному выше основанию с 10 октября 2016 г.
30 сентября 2016 г. начальником кадрового обеспечения Управления ФМС России по Иркутской области с Мазильниковой Л.В. проведена беседа, в ходе которой ей сообщено об основании увольнения, разъяснены вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Мазильниковой Л.В., суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормативные правовые акты ФМС России, регламентирующие в частности порядок прохождения службы в структуре ФМС России прикомандированных к ФМС России сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приказ ФМС России от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"), пришёл к выводу о законности увольнения истца по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом суд исходил из того, что истец проходила службу и занимала должность в ФМС России, являвшейся самостоятельным государственным органом в структуре органов государственной власти Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти (ФМС России) упразднён, следовательно, у МВД России и ГУ МВД России по Иркутской области отсутствовала обязанность по предложению истцу, увольняемой в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, вакантных должностей, имеющихся в органах внутренних дел на момент увольнения.
Кроме того, суд указал, что в Указе Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" отсутствует норма об обязательности перевода сотрудников упразднённой ФМС России на должности в органы внутренних дел Российской Федерации.
Суд также пришёл к выводу об отсутствии со стороны ГУ МВД России по Иркутской области бездействия по нерассмотрению рапорта Мазильниковой Л.В. о согласии на занятие ею должности начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области, обосновав этот вывод тем, что ГУ МВД России по Иркутской области как самостоятельное юридическое лицо обладает исключительным правом по подбору кадров и заключение служебного контракта с конкретным лицом является его правом, а не обязанностью. Поскольку Мазильникова Л.В. не проходила службу в ГУ МВД России по Иркутской области, обязанности по переводу её на службу в органы внутренних дел у ответчиков, по мнению суда, не возникло.
Суд признал необоснованными доводы Мазильниковой Л.В. о нарушении порядка её увольнения в связи с сокращением должности в органах внутренних дел со ссылкой на то, что она была уведомлена в установленный срок о предстоящем увольнении, с ней проведена беседа, представление об увольнении подготовлено уполномоченным лицом и в установленном порядке направлено в МВД России, не ознакомление истца с представлением об увольнении не препятствует увольнению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются, в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в. отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом особенностей, установленных настоящим Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей (пункт 16 Положения).
Из приведённого правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30 процентов.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. N 1025-р издано распоряжение.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
В соответствии с пунктом 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Согласно части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел предусмотрены статьей 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учётом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о её прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобождённый от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Из приведённых норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что после упразднения Федеральной миграционной службы в отношении сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированного сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такой сотрудник подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Как установлено судом, Мазильниковой Л.В. на имя начальника ГУ МВД России по Иркутской области был подан рапорт о согласии с назначением на должность начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Тайшетскому району ГУ МВД РФ по Иркутской области, который, как следует из материалов дела (том 1, л.д. 100), был принят должностным лицом ГУ МВД РФ по Иркутской области. Также, Мазильниковой Л.В. на имя Министра внутренних дел России подан рапорт с просьбой откомандировать её в распоряжение ГУ МВД России по Иркутской области для дальнейшего прохождения службы. Однако, каких-либо решений по вопросу о возможности перевода и назначения Мазильниковой Л.В. на имеющиеся вакантные должности в структуре органов внутренних дел уполномоченными должностными лицами ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России принято не было.
Учитывая, что Мазильникова Л.В. на момент увольнения являлась прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, и она изъявила желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, однако вопрос о возможности дальнейшего прохождения ею службы ответчиками в установленном порядке не решался, Судебная коллегия считает, что суждения судов первой и апелляционной инстанций о том, что федеральный орган исполнительной власти (ФМС России), в котором истец проходила службу на соответствующей должности, упразднён, а законом не установлена обязанность по предложению ей вакантных должностей в другом самостоятельном органе и соблюдении ответчиками установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ порядка увольнения Мазильниковой Л.В. по указанному основанию противоречат приведённому выше правовому регулированию.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об отказе в удовлетворении исковых требований Мазильниковой Л.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 марта 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кировский районный суд г. Иркутска в ином составе суда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2018 г. N 66-КГ18-1
Текст определения официально опубликован не был