Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2018 г. N 66-АПГ17-44
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сидоровой В.Н., Сидоровой И.Н., Бубникович О.Н., Игумнова В.А., Кузьменкина В.С., Леоновой Н.В., Соколовой О.В., Шарафетдинова С.И., Токаревой Т.М., Лыткиной Т.Н., Забойко Л.А., Исмаилова А.М. о признании недействующим решения Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 г. N 006-20-260430/6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск" в части отнесения земельного участка к территориальной зоне, по апелляционной жалобе Сидоровой В.Н., Сидоровой И.Н., Бубникович О.Н., Игумнова В.А., Кузьменкина В.С., Леоновой Н.В., Соколовой О.В., Шарафетдинова С.И., Токаревой Т.М., Лыткиной Т.Н., Забойко Л.А., Исмаилова А.М. на решение Иркутского областного суда от 13 сентября 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Сидорова В.Н., Сидорова И.Н., Бубникович О.Н., Игумнов В.А., Кузьменкин В.С., Леонова Н.В., Соколова О.В., Шарафетдинов С.И., Токарева Т.М., Лыткина Т.Н., Забойко Л.А., Исмаилов А.М. обратились в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 г. N 006-20-260430/6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ... к территориальной зоне - зона застройки индивидуальными и блокированными домами с приусадебными участками (ЖЗ-101).
Решением Иркутского областного суда от 13 сентября 2017 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административные истцы обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и установленная территориальная зона нарушает их права и законные интересы.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе Думой города Иркутска, Администрацией города Иркутска и прокуратурой Иркутской области представлены возражения.
В судебное заседание представители административных истцов, Думы города Иркутска, Администрации города Иркутска, прокуратуры Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Решением Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. N 006-20-260430/6 утверждены Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск", согласно которым земельный участок с кадастровым номером ... отнесен к территориальной зоне - зона застройки индивидуальными и блокированными домами с приусадебными участками (ЖЗ-101).
Решение Думы города Иркутска от 28 октября 2016 г. принято уполномоченным органом - Думой города в соответствии с пунктами 28, 29 части 3 статьи 31 Устава города Иркутска, официально опубликовано на сайте Администрации г. Иркутска в сети - Интернет, с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний.
30 марта 2017 решением Думы г. Иркутска N 006-20-350502/7 в Правила землепользования и застройки внесены изменения, которое опубликовано в газете "Иркутск официальный" от 11 апреля 2017 г. N 15, а также на официальном сайте Администрации г. Иркутск в сети - Интернет.
Как следует из материалов дела административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме N ... по ул. ... г. ..., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., находящегося в собственности Гавра М.А. и Чистяковой Л.П.
Истцы полагают, что отнесение земельного участка по ул. ... к территориальной зоне - зона застройки индивидуальными и блокированными домами с приусадебными участками (1-3 эт.) (ЖЗ-101), осуществлено без учета его использования.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не противоречит градостроительному законодательству.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса.
Из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
В месте с тем в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно материалам дела по данным Росреестра Иркутской области земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на кадастровый учет в 2003 году с разрешенным видом использования под эксплуатацию индивидуального жилого со служебно-хозяйственными строениями, который не менялся. Ранее на указанном участке находился индивидуальный жилой дом общей площадью 72,5 кв.м, который был снесен и на его месте возведен трехэтажный жилой дом площадью 1571,2 кв.м. Административные истцы в построенном доме приобрели квартиры, зарегистрированные Управлением Росреествра по Иркутской области на основании соглашения между бывшими собственниками о выделе долей в натуре из общей долевой собственности.
В соответствии с Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28 июня 2007 г. N 004-20-390583/7 земельный участок с кадастровым номером ... расположен в функциональной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Согласно Генеральному плану г. Иркутска в редакции решения г. Иркутска от 06 июля 2012 г. N 005-20-360589/12 рассматриваемый земельный участок расположен в функциональной зоне - зона застройки индивидуальными жилыми домами (1-Зэт.) (Ж-1).
В редакции решения Думы г. Иркутска от 05 июля 2016 г. N 006-20-2303375/6 согласно генеральному плану города земельный участок расположен в функциональной зоне - Зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными участками (Ж-1).
В соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации г. Иркутска от 05 июля 2012 г. N 031-06-1465/12 земельный участок находится частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 эт.) (Ж-1) и частично в границах территории общего пользования.
Действующими ранее Правилами землепользования и застройки части территории г. Иркутска, утвержденными решениями Думы г. Иркутска от 23 ноября 2012 г. N 005-20-400654/2 (в редакциях решений Думы г. Иркутска от 29 апреля 2013 г., от 29 ноября 2013 г., от 28 ноября 2014 г.) земельный участок частично находился в территориальной зоне - зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами (1-3 эт.) (ЖЗ-101), частично в границах общего пользования в планировочном микрорайоне 07:12:00.
Согласно оспариваемому решению Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 г. N 006-20-260430/6 (в редакции от 30 марта 2017 г.) земельный участок находится в территориальной зоне - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными участками (1-3 эт.) (ЖЗ-101) и частично в границах территории общего пользования.
В силу части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Таким образом, правила землепользования и застройки города, утвержденные оспариваемым решением соответствуют действующему генеральному плану города, а также градостроительному законодательству.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 34 Правил землепользования и застройки г. Иркутска в отношении земельного участка может быть установлен условный вид разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", в связи с чем заявитель не лишен возможности обратиться в соответствующий орган власти.
При таких обстоятельствах, основания для отмены судебного акта отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 13 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу апелляционную жалобу Сидоровой В.Н., Сидоровой И.Н., Бубникович О.Н., Игумнова В.А., Кузьменкина В.С., Леоновой Н.В., Соколовой О.В., Шарафетдинова С.И., Токаревой Т.М., Лыткиной Т.Н., Забойко Л.А., Исмаилова А.М. без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2018 г. N 66-АПГ17-44
Текст определения официально опубликован не был