Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 3-АПГ17-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми о признании недействующим Генерального плана сельского поселения "Чикшино", утвержденного решением Совета муниципального района "Печора" от 21 июня 2016 г. N 6-10/89, в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда, по апелляционной жалобе Совета муниципального образования муниципального района "Печора" на решение Верховного Суда Республики Коми от 8 сентября 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агбашьяна К.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Министерство промышленности и природных ресурсов, Министерство) обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана сельского поселения "Чикшино", утвержденного решением Совета муниципального образования муниципального района "Печора" от 21 июня 2016 г. N 6-10/89, в части включения в границы сельского поселения "Чикшино" лесных участков, расположенных в защитных лесах в квартале N 51 лесотакционные выделы NN 1, 2, 3, 7, 9, 10, 11, 12, части выделов 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 32, 33, 36, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 72, 73, 74 Чикшинского участкового лесничества ГУ РК "Каджеромское лесничество".
Решением Верховного Суда Республики Коми от 8 сентября 2017 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Совет муниципального образования муниципального района "Печора" обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерством промышленности и природных ресурсов и прокуратурой Республики Коми представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представители Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, Совета муниципального района "Печора", Администрации СП "Чикшино", АО "Транснефть-Север", ГУ РК "Каджеромское лесничество", прокуратуры Республики Коми, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Решением Совета муниципального образования муниципального района "Печора" от 21 июня 2016 г. N 6-10/89 утвержден Генеральный план муниципального образования сельского поселения "Чикшино" и Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения "Чикшино".
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 названного порядка, действовавшего в период подготовки генерального плана сельского поселения, предусматривалось направление органом, уполномоченным на подготовку проекта документа территориального планирования, уведомления в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа.
В свою очередь, Минрегионразвития Российской Федерации обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктами 5.2, 5.4.2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, рассматривает в установленном порядке ходатайств о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий.
В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае не поступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Судом установлено, что согласно Генеральному плану поселка сельского типа "Чикшино" включены земли лесного фонда, расположенные на участке лесного фонда - земельном участке, с кадастровым номером 11:12:0000000:0055, площадью 1 293 179, 8 га, что подтверждается схемой графического наложения границ населенного пункта на материалы лесоустройства, выполненной ФГБУ Росреестр по Республике Коми, фрагментом наложения границ населенного пункта на материалы лесоустройства, выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" "Севлеспроект", а также материалами лесоустройства, таксационными описаниями, копиями лесоустроительных планшетов, выкопировкой квартала 51 с плана лесонасаждений Чикшинского участкового лесничества ГУ "Каджеромское лесничество", картой муниципального образования муниципальный район "Печора".
Право собственности Российской Федерации на земельный участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 6 декабря 2005 г., согласно которому на земельном участке находятся земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства.
Согласно материалам дела орган местного самоуправления не направлял в Министерство регионального развития Российской Федерации и соответственно в Федеральное агентство лесного хозяйства проект генерального плана сельского поселения "Чикшино" на согласование, полагая, что земли лесного фонда не включались в границы населенных пунктов в 2016 г., поскольку границы населенного пункта п. Чикшино установлены Законом Республики Коми от 5 марта 2005 г. N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления в Республики Коми".
Вместе с тем Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
Поскольку Рослесхоз не согласовывал оспариваемый нормативный правовой акт, судом сделан правильный вывод о том, что решение об утверждении генерального плана сельского поселения без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов, принято с нарушением установленных норм.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что земельные участки, вошедшие в границу населенного пункта не относятся к землям лесного фонда отклоняется, поскольку местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, частям лесотакционных выделов, их границам и площадям в соответствии с лесным законодательством. В процессе рассмотрения спора судом первой инстанции исследованы доказательства, подтверждающие наложение границ сельского поселения на земли лесного фонда, обратного административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда Судебной коллегией не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 8 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета муниципального образования муниципального района "Печяш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2018 г. N 3-АПГ17-16
Текст определения официально опубликован не был