Постановление Верховного Суда РФ от 2 марта 2018 г. N 18-АД18-15
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу Шеяна Алексея Николаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 29.11.2016 N 5-1994/16, решение судьи Краснодарского краевого суда от 10.07.2017 N 12-2259/2017 и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 03.10.2017 N 4А-1373/2017, вынесенные в отношении министра стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Шеяна Алексея Николаевича (далее - Шеяна А.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 29.11.2016 N 5-1994/16, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 10.07.2017 N 12-2259/2017 и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 03.10.2017 N 4А-1373/2017, министр стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Шеян А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Шеян А.Н. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении него судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучение дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Из содержания протокола об административном правонарушении от 10.10.2016 следует, что он был составлен аудитором Контрольно-счетной палаты Краснодарского края в отношении Шеяна А.Н. в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица (л.д. 3-9).
В материалах дела имеется уведомление от 29.09.2016 о составлении в отношении названного лица протокола об административном правонарушении в 14 часов 00 минут 10.10.2016 (л.д. 14-15).
Согласно списку внутренних почтовых отправлений и кассовому чеку ФГУП "Почта России" Контрольно-счетной палатой Краснодарского края Шеяну А.Н. 03.10.2016 были направлены заказные письма (л.д. 18-19, 20).
При этом из названных документов с очевидностью не следует направление Шеяну А.Н. именно уведомления от 29.09.2016 о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении.
Уведомлений о вручении Шеяну А.Н. названных почтовых отправлений материалы дела также не содержат.
В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте ФГУП "Почты России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений" (почтовый идентификатор N 35000093463238), письмо Контрольно-счетной палаты Краснодарского края получено адресатом 31.10.2016, то есть позднее даты составления протокола об административном правонарушении (л.д. 165).
Иные сведения об уведомлении привлекаемого лица о составлении 10.10.2016 протокола об административном правонарушении отсутствуют.
При рассмотрении настоящего дела Шеян А.Н. отрицал факт его уведомления о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 130-133). На данный факт заявитель указывает и в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе.
В данном случае протокол об административном правонарушении составлен без участия Шеяна А.Н., а материалы дела не позволяют сделать безусловный вывод о его надлежащем извещении о данном процессуальном действии.
Таким образом, с учетом положений части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также доводов лица, привлекаемого к административной ответственности, вышеизложенное не позволяет сделать вывод о соблюдении должностным лицом Контрольно-счетной палаты Краснодарского края требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении в отношении названного лица протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
Несоблюдение данных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах все судебные акты, состоявшиеся в отношении Шеяна А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы Шеяна А.Н. срок давности его привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Шеяна Алексея Николаевича удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда города Краснодара от 29.11.2016 N 5-1994/16, решение судьи Краснодарского краевого суда от 10.07.2017 N 12-2259/2017 и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 03.10.2017 N 4А-1373/2017, вынесенные в отношении министра стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Шеяна Алексея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 2 марта 2018 г. N 18-АД18-15
Текст постановления официально опубликован не был