Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 марта 2018 г. N 305-КГ17-18216
Резолютивная часть определения объявлена 21 марта 2018 г.
Полный текст определения изготовлен 28 марта 2018 г.
См. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2018 г. N 305-КГ17-18216 об исправлении опечатки
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Завьяловой Т.В.,
судей Павловой Н.В., Прониной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Новопокровский" на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2017 по делу N А40-57292/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2017 по тому же делу
по заявлению Департамента финансов города Москвы о признании незаконными пункта 2 (в части запрета Департаменту финансов города Москвы совершать любые действия, приводящие к изменению либо прекращению правоотношений, на основании которых возникла дебиторская задолженность, а также к уступке права требования третьим лицам) и пункта 3 постановления судебного пристава-исполнителя Бабушкинского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Москве Бурьянова М.В. от 14.03.2017 по исполнительному производству N 58390/16/77029-ИП,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажпоставка", Государственного профессионального бюджетного образовательного учреждения "Московский образовательный комплекс ЗАПАД" и Государственного профессионального бюджетного образовательного учреждения "Образовательный комплекс дизайна технологий".
В заседании приняли участие представители:
- от Департамента финансов города Москвы - Королева И.Н., Полищук Д.А.;
- судебный пристав-исполнитель Бабушкинского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Москве Бурьянов М.В.;
- от Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации: Соколов В.В., Панфилов С.Ю.;
- от Государственного профессионального бюджетного образовательного учреждения "Образовательный комплекс дизайна технологий" - Давыдова П.А.
Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Новопокровский", общество с ограниченной ответственностью "Спецмонтажпоставка", Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение "Московский образовательный комплекс ЗАПАД", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-203293/2015 с общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтажпоставка" (г. Москва; далее - ООО "Спецмонтажпоставка") в пользу общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Новопокровский" (г. Москва; далее - банк) взысканы денежные средства в размере 23 936 766,48 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 000 рублей.
На основании исполнительного листа серии ФС N 015722097, выданного 12.08.2016 в соответствии с указанным решением Арбитражного суда города Москвы, Бабушкинским отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Москве возбуждено исполнительное производство от 18.11.2016 N 58390/16/77029-ИП.
15.03.2017 в Департамент финансов города Москвы (далее - департамент) поступило постановление судебного пристава-исполнителя Бабушкинского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Москве Бурьянова М.В (далее - судебный пристав-исполнитель) от 14.03.2017, вынесенное в рамках указанного исполнительного производства, об аресте права требования (дебиторской задолженности) должника - ООО "Спецмонтажпоставка".
Указанным постановлением: 1) наложен арест на право требования (дебиторскую задолженность) принадлежащей ООО "Спецмонтажпоставка" на основании решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-85385/2016 о взыскании с Государственного профессионального бюджетного образовательного учреждения "Образовательный комплекс дизайна и технологий" (далее - ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий") суммы долга в размере 439 856,39 рублей, госпошлины в размере 11 797 рублей; 2) наложен запрет на совершение ООО "Спецмонтажпоставка", департаментом и ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий" любых действий, приводящих к изменению либо прекращению правоотношений, на основании которых возникла дебиторская задолженность, а также к уступке права требования третьим лицам; 3) департаменту запрещено перечислять денежные средства по исполнительному документу, выданному по делу N А40-85385/2016 Арбитражного суда города Москвы.
Департамент, полагая, что указанное постановление судебного пристава-исполнителя от 14.03.2017 нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованиями по настоящему делу.
В заявлении департамент указывал на то, что постановление судебного пристава налагает на него запрет на совершение ряда действий, при этом он не является лицом, участвующем в исполнительном производстве.
Кроме того, департамент указывал на то, что на основании решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-85385/2016 от 13.09.2016 с ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий" в пользу ООО "Спецмонтажпоставка" взыскана неустойка в размере 439 856,39 рублей. С целью исполнения указанного решения 30.01.2017 был выдан исполнительный лист, который находится на исполнении в департаменте. Однако, по мнению департамента, факт вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 14.03.2017 привел к невозможности исполнить требование, содержащееся в исполнительном листе, выданном в рамках дела N А40-85385/2016, что, в свою очередь, повлечет для департамента наступление ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2017, требования департамента удовлетворены.
В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, банк ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, постановлений арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, а также нарушение единообразия в применении правовых норм.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В. от 21.02.2018 кассационная жалоба банка вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения. Доводы департамента, изложенные в отзыве на жалобу банка, совпадают с доводами, содержащимися в указанном выше заявлении департамента.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно оспариваемому акту судебного пристава в целях исполнения взыскания в пользу банка по исполнительному производству N 8390/16/77029-ИП приняты меры принудительного исполнения, в том числе наложен арест на право требования должника - ООО "Спецмонтажпоставка", подтвержденное вступившим в законную силу судебным актом по другому делу в отношении ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий". Департаменту, как финансовому органу ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий", предписан запрет исполнения присужденного на основании указанного выше права требования. Между департаментом и ООО "Спецмонтажпоставка" договорных правоотношений не имеется.
На основе вышеуказанных фактов суды пришли к выводу о том, что в нарушение требований статьи 83 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оспариваемым постановлением наложен арест на дебиторскую задолженность, состоящий в объявлении запрета на совершение действий не должником и дебитором, а иным лицом, не имеющим отношения к исполнительному производству N 8390/16/77029-ИП (в оспариваемой части постановления судебного пристава-исполнителя).
В отношении запрета департаменту перечислять денежные средства по исполнительному документу, выданному по делу N А40-85385/2016, суды указали на то, что указанный запрет вступает в противоречие со статьей 16 Кодекса, а судебный пристав-исполнитель должен был руководствоваться статьей 324 Кодекса при вынесении оспариваемого постановления.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, регулируется специальным законодательством, в том числе Законом N 229-Ф, в соответствии с которым одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц (статья 2 Закона N 229-ФЗ).
Согласно части 1 статье 68 указанного закона к мерам принудительного исполнения, применяемым судебными приставами, относятся, среди прочего, действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Согласно части 3 указанной статьи мерами принудительного исполнения являются, среди прочего, обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В соответствии со статьей 76 Закона N 229-ФЗ обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.
Таким образом, имущественной основой исполнения может быть дебиторская задолженность должника, которая, в силу подтверждения её судебным актом, вступившим в законную силу, является собственностью должника, что неоднократно признавалось в судебной практике высших судебных органов Российской Федерации и Европейского суда по правам человека, а также нашло закрепление в нормах закона. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Должник банка имеет такую дебиторскую задолженность со стороны ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий".
Следовательно, исполнение имущественного требования банка к обществу может быть осуществлено за счет дебиторской задолженности последнего, которая, учитывая присуждение её судебным актом, вступившим в законную силу, становится собственностью последнего. При этом судебный пристав вправе принять меры не только по фактическому получению имущества, но и меры в целях получения с должника имущества (по своей природе - обеспечительные меры).
Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника (часть 1 статьи 80 Закона N 229-ФЗ).
Оспариваемым постановлением судебный пристав принял меры, направленные на обеспечение исполнения судебного акта, которые по сути своей в комплексе являются арестом в целях обеспечения исполнения исполнительного документа (статья 80 Закона N 223-ФЗ). Однако, в силу такой особенности спорных отношений как распоряжение имуществом должника - бюджетного учреждения через третье лицо (департамент), постановление об обеспечительных мерах содержит специальный запрет в отношении департамента в целях фактического исполнения ареста. Данное указание обусловлено правовым статусом департамента как лица, непосредственно исполняющего требования, содержащиеся в исполнительном документе (пункт 2 статьи 48 Закона N 223-ФЗ.
Статус департамента как лица, непосредственно исполняющего требования, содержащиеся в исполнительном документе, основан на следующих нормах законодательства.
Правительство Москвы Постановлением от 22.02.2011 N 43-ПП утвердило Положение о департаменте финансов города Москвы (далее - положение).
Согласно пункту 1 раздела I положения департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы - финансовым органом города Москвы. Департамент, в частности, осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, санкционирование расходов государственных бюджетных и автономных учреждений города Москвы, государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы, лицевые счета которым открыты в департаменте; обеспечивает проведение кассовых выплат от имени и по поручению юридических лиц, лицевые счета которым открыты в Департаменте (пункты 4.1.8, 4.4.2, 4.16 положения).
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
Именно основанный на вышеприведенных нормах специальный статус департамента как лица, непосредственно исполняющего требования, содержащиеся в исполнительном документе по делу N А40-85385/2016 Арбитражного суда города Москвы, обусловил наличие в оспариваемом постановлении судебного пристава специальных указаний в отношении департамента, которые также как и меры, адресованные должнику, направлены на обеспечение фактического исполнения судебного акта.
Вместе с тем применительно к исполнительному производству по делу N А40-203293/2015 Арбитражного суда города Москвы департамент обладает статусом лица, содействующего исполнению требований (Статья 48 Закона N 229-ФЗ).
Статья 48 Закона N 229-ФЗ определяет круг лиц, участвующих в исполнительном производстве. Пунктом 3 статьи 48 Закона N 229-ФЗ установлено, что лицами, участвующими в исполнительном производстве, считаются также иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).
Согласно части 7 статьи 80 Закона N 229-ФЗ копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.
Таким образом, учитывая цели и задачи исполнительного производства, Закон N 229-ФЗ закрепляет право судебного пристава-исполнителя привлекать к участию в исполнительном производстве лиц, правовой статус которых позволяет судить о наделении их со стороны государства особыми полномочиями, в тех случаях, когда реализация таких полномочий способна оказать существенное влияние на ход исполнительного производства, содействовать исполнению требований, являющихся предметом исполнительного производства.
Нарушения прав и законных интересов департамента в настоящем случае отсутствуют, так как оспариваемое постановление от 14.03.2017 не создает препятствий для осуществления департаментом своей деятельности, предусмотренной соответствующими нормативными актами, а лишь накладывает запрет на совершение ряда действий по распоряжению имуществом третьих лиц.
При этом необходимо отметить, что организационно-правовая форма юридического лица не влияет на возможность обращения взыскания на право требования и наложения судебным приставом ареста в целях обеспечения данного взыскания (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 N 6800/12).
Иной подход позволил бы бюджетному учреждению, действующему недобросовестно в рамках исполнительного производства, беспрепятственно требовать от департамента совершения операций по лицевым счетам с целью сокрытия денежных средств, уклонения от исполнения судебных актов и законных требований судебного пристава-исполнителя, нанесения имущественного вреда взыскателю.
При этом принятие обеспечительных мер, как судебных, так и в рамках исполнительного производства, направлено на обеспечение фактического исполнения судебного акта (статьи 16, 90 Кодекса) и не свидетельствует, само по себе, о нарушении требований закона (и не отменяет таких требований) об очередности распоряжения имуществом или об ином ущемлении интересов третьих лиц, претендующих на такое имущество в случае основанного на законе приоритета их прав на данное имущество.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель не создал коллизию исполнения судебных актов, на что указывал в заявлении департамент, а установил, в соответствии с судебными актами по делу N А40-203293/2015, иное лицо, которое вправе претендовать на фактическое получение права собственности на денежные средства, взысканные по делу N А40-85385/2016 с ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий". Следовательно, обеспечительные меры, принятые судебным приставом-исполнителем, носят соразмерный характер с учетом отношений, имеющихся между сторонами настоящего дела.
Права ГБПОУ "Образовательный комплекс дизайна и технологий" при этом судебным приставом-исполнителем не нарушены, поскольку замена фактического взыскателя денежных средств, которые бюджетное учреждение должно выплатить в соответствии с судебными актами, принятыми по делу N А40-85385/2016, не влечет нарушения прав и законных интересов учреждения. На отсутствие нарушения прав учреждения указывал представитель учреждения в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты 2 (в части запрета департаменту совершать любые действия, приводящие к изменению либо прекращению правоотношений, на основании которых возникла дебиторская задолженность, а также к уступке права требования третьим лицам) и 3 постановления судебного пристава-исполнителя от 14.03.2017 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы департамента и иных лиц, участвующих в деле, напротив, направлены на обеспечение исполнение судебных актов и фактическое восстановление нарушенных прав.
Следовательно, у судов отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления департамента.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявленные банком требования - подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2017 по делу N А40-57292/2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.10.2017 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Департамента финансов города Москвы отказать.
Председательствующий судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
Н.В. Павлова |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ признала, что в оспариваемой части постановление судебного пристава-исполнителя является законным.
Постановлением была арестована принадлежащая должнику дебиторская задолженность, взысканная с бюджетного учреждения решением суда. При этом финансовому органу, в котором находится исполнительный лист о ее взыскании, запрещено совершать ряд действий.
Коллегия отметила, что адресованный финансовому органу запрет обусловлен его статусом как лица, непосредственно исполняющего данный исполнительный лист. Его права и законные интересы не нарушаются, поскольку пристав лишь запретил ему совершать ряд действий по распоряжению имуществом третьих лиц.
Пристав не создал коллизию исполнения судебных актов, а установил иное лицо, которое вправе претендовать на фактическое получение денежных средств.
Замена фактического взыскателя денежных средств не нарушает права учреждения.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 марта 2018 г. N 305-КГ17-18216 по делу N А40-57292/2017
Текст определения официально опубликован не был
См. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2018 г. N 305-КГ17-18216 об исправлении опечатки
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 150-ПЭК18
04.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14485/17
28.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32025/17
23.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-57292/17