Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) предназначены для запирания и пломбирования железнодорожных грузовых вагонов и контейнеров, подлежащих пломбированию в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также для контроля и предотвращения несанкционированного доступа к перевозимому грузу.
В соответствии со статьей 28 Устава загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы ЗПУ.
Перевозка грузов в прямом международном железнодорожном сообщении в вагонах, контейнерах без ЗПУ не допускается.
В конструкции ЗПУ наряду с элементами, реализующими функции пломбирования, включены силовые звенья, обеспечивающие блокирование (замыкание) запирающих узлов железнодорожных грузовых вагонов и контейнеров (дверей, люков, штурвалов, крышек и т.п.) и сдерживание (механическую защиту груза) в установленных пределах от криминального доступа.
Штатное вскрытие ЗПУ обеспечивается специальными приспособлениями (кусачками, тросорезами и др.), предназначенными для этой цели, с обеспечением сохранности и исправности запорных устройств вагонов и контейнеров.
Использование ЗПУ позволяет:
- подтвердить факт доступа в опломбированный вагон (контейнер) или отсутствие такового;
- обеспечить защиту груза от несанкционированного доступа;
- разделить меру юридической и материальной ответственности за сохранность груза в процессе его перевозки между участниками перевозочного процесса;
- предоставить правоохранительным органам дополнительные сведения для расследования фактов хищений и принятия соответствующих решений.
Порядок учета и оборота запорно-пломбировочных устройств с нанесенными на них индивидуальными контрольными знаками
1. Работы по организации учета и оборота ЗПУ в ОАО "РЖД" возложены на Центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ЦФТО) и Центральную дирекцию по управлению терминально-складским комплексом (далее - ЦМ)
2. Автоматизированный учет и контроль оборота ЗПУ производится в подсистеме контроля оборота запорно-пломбировочных устройств автоматизированной системы оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок (далее - АСКМ ЗПУ).
3. Входной контроль качества, регистрация/перерегистрация ЗПУ, предназначенных для опломбирования вагонов, контейнеров, производится в региональных отделах учета и контроля оборота ЗПУ ЦМ (далее - РОК ЦМ).
4. Регистрация/перерегистрация ЗПУ, а также входной контроль качества осуществляется сотрудниками РОК ЦМ по заявке владельца ЗПУ. ЗПУ, прошедшие ранее входной контроль, в РОК ЦМ для регистрации/перерегистрации не предъявляются.
Факт регистрации ЗПУ подтверждается сформированным в АСКМ ЗПУ реестром. В реестре указывается информация о типе ЗПУ, индивидуальном номере, наименовании грузоотправителя (отправителя) и станциях, с которых будет производиться отправка опломбированных вагонов, контейнеров.
Перерегистрация ЗПУ осуществляется путем внесения изменений в регистрационные сведения о ЗПУ работником РОК ЦМ (по заявке владельца ЗПУ) в АСКМ ЗПУ.
Реестр выдается каждому грузоотправителю (отправителю) при регистрации/перерегистрации.
5. В соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам механическим, применяемым для пломбирования грузовых вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте Российской Федерации (утв. МПС России 25 июня 2003 г.), применение для опломбирования вагонов и контейнеров ЗПУ, не зарегистрированных в АСКМ ЗПУ, а также с истекшим сроком службы (допустимого хранения) или числящихся утраченными не допускается.
Полезные документы:
Статья 28 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ.
Правила пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте утверждены приказом МПС России от 17.06.2003 г. N 24.
Общие требования к запорно-пломбировочным устройствам механическим, применяемым для пломбирования грузовых вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, утверждены приказом МПС России от 25.06.2003 г.
Перечень типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД" и Порядок установления типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 25.12.2007 г. N 2423р.
Правила нумерации запорно-пломбировочных устройств, применяемых для опломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД", утверждены распоряжением ОАО "РЖД" от 03.05.2007 г. N 785р. Заявка на прохождение входного контроля и регистрацию запорно-пломбировочного устройства.
Тип вагона |
Типы ЗПУ |
Применение |
Крытый вагон |
Универсальные |
Для перевозки груза в универсальных крытых вагонах, а также перевозки зерна, минеральных удобрений, цемента в крытых вагонах-хопперах |
Специализированные |
Для перевозки технического углерода в специализированных крытых вагонах-хопперах |
|
Контейнер |
Универсальные |
Для перевозки груза в универсальных и специализированных контейнерах |
Стержневые |
Для перевозки груза в универсальных контейнерах |
|
Цистерна |
Универсальные |
Для перевозки грузов в универсальных цистернах |
Специализированные |
Для перевозки сжиженных газов, кислот и других химических продуктов в специализированных цистернах с диаметром пломбировочного отверстия менее 6 мм |
|
Универсальные ограниченного использования |
Для перевозки грузов в универсальных цистернах с крышкой загрузочного люка барашкового типа, оборудованные ограничителями хода |
|
Автомобилевоз |
Универсальные |
Для перевозки легковых автомобилей в крытых вагонах |
Универсальные ЗПУ
ЗПУ такого типа обладают наивысшей механической и криминалистической стойкостью и используются для пломбирования:
- универсальных крытых вагонов;
- специализированных изотермических вагонов (рефрижераторы и вагоны-термосы);
- крытых вагонов-хопперов для перевозки зерна, минеральных удобрений, цемента;
- крытых вагонов для перевозки легковых автомобилей;
- универсальных цистерн (кроме цистерн с крышкой загрузочного люка барашкового типа, оборудованных ограничителями хода);
- универсальных и специализированных контейнеров.
"Спрут-777" (изг.: АО "ИПК "Страж")
"Спрут-777м" (изг.: АО "ИПК "Страж")
"Блок-Гарант-М" (изг.: ЗАО "ТД КЗМИ")
"Блок-Гарант-ЗМ" (изг.: ЗАО "ТД КЗМИ")
ТП 50 (изг.: ООО "Транс-Пломбир")
ТП 2800-02 (изг.: ООО "Транс- Пломбир")
"Охра-1" (изг.: ООО "СотекКом-Центр")
"Тэтрон" (изг.: ООО "МИР")
Специализированные ЗПУ
ЗПУ такого типа имеют меньшую, чем у универсальных ЗПУ, механическую стойкость и применяются для опломбирования:
- специализированных цистерн для перевозки сжиженных газов, кислот и других химических продуктов в цистернах с диаметром пломбировочного отверстия менее 6 мм;
- специализированных крытых вагонов-хопперов для перевозки технического углерода.
"Скат" (изг.: АО ИПК "Страж")
ТП 350-01 (изг.: ООО "Транс-Пломбир")
"Газ-Гарант" (изг.: ООО "Энергет и Ко")
Стержневые ЗПУ
Отличительная особенность конструкции ЗПУ такого типа - использование вместо троса металлического стержня в качестве блокирующего запорный узел контейнера элемента.
Стержневые ЗПУ применяются для опломбирования универсальных контейнеров.
"Клещ 60СЦ" (изг.: АО ИПК "Страж")
"ЛаВРиК" (изг.: ООО "Энергет и Ко")
ТП 1200-01 (изг.: ООО "Транс-Пломбир")
Универсальные ЗПУ ограниченного использования ЗПУ такого типа имеют увеличенную длину каната и применяются для опломбирования железнодорожных цистерн, имеющих люки с запорными устройствами барашкового типа, оборудованные ограничителями хода.
"ЛаВР Гарант 2М" (изг.: ООО "Энергет и Ко")
"Спрут-Универсал" (изг.: АО "ИПК "Страж")
Заводы-изготовители ЗПУ
АО "ИПК "Страж" |
ООО "КЗМИ" |
ООО "Транс-Пломбир" |
119021, г. Москва, Комсомольский пр., д. 16/2 Тел.: +7 (495) 372-30-81 Факс: +7 (495) 376-12-85 strazh@strazh.ru www.strazh.ru |
127486, г. Москва, Астрадамская ул., д. 15, 1 эт., пом. 1, оф. 9 Тел.: +7 (499) 579-83-38, +7 (499) 702-84-15 arbatkzmi@yandex.ru www.kzmi-zpu.ru |
140483, Московская обл., Коломенский р-н, п. Радужный Тел.: +7 (499) 995-75-63, +7 (495) 225-83-66 transplombir@mail.ru 9150057@mail.ru |
ЗАО "Энергет и Ко" |
ООО "СотекКомЦентр" |
ООО "МИР" |
111394, г. Москва, Полимерная ул., д. 10Б, стр. 5 Тел.: +7 (495) 301-31-86 sale@energet.ru secretar@energet.ru |
1115682, г. Москва, Шипиловская ул., д. 64, корп. 1, оф. 147 Тел.: +7 (495) 660-10-79 v.logunov@sotek.ru |
105425, г. Москва, ул. Константина Федина, д. 4 Тел.: +7 (495) 901-08-15 info@mirzpu.ru www.mirzpu.ru |
Комментарий
Напомним, что ранее вопросы, связанные с оборотом ЗПУ, курировало ЗАО "ОЦВ". Распоряжением ОАО "РЖД" N 274р от 10.02.2017 г. был утвержден Временный регламент взаимодействия ЦФТО и Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ДМ) по организации учета, хранения и утилизации запорно-пломбировочных устройств. Согласно указанному регламенту ДМ передавались функции учета и контроля ЗПУ, а взаимодействие с клиентами, транспортной полицией и ведомственной охраной по вопросам связанным с оборотом данных устройств, поручалось ЦФТО.
При этом подсистема контроля за оборотом ЗПУ стала составной частью АС оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок ОАО "РЖД". Таким образом, контроль за использованием ЗПУ на сети железных дорог стал сквозным.
Фактически информационное письмо ОАО "РЖД" излагает ключевые пункты регламента взаимодействия ЦФТО и ДМ. Кроме того, в документе разъясняется, на какие нормативно-правовые нормы опирается порядок оборота ЗПУ, изделия каких предприятий применяются на сети железных дорог, а также каким требованиям должны отвечать универсальные, специализированные и стержневые ЗПУ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация ОАО "РЖД" от 7 февраля 2018 г. "Порядок работы с ЗПУ"
Текст информации опубликован в журнале "РЖД-Партнер-Документы", 2018 г., N 7