1. Заказчик должен обеспечить размещение протоколов на сайте в срок, установленный в законе.
Заказчиком осуществлена закупка на Выполнение работ по завершению строительства объекта (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В нарушение части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) протокол закупочной комиссии от 31.01.2017 N 28-2 размещен позднее чем через 3 дня с момента подписания протокола, а именно 03.03.2017.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2018 г. по делу N АК004-18)
2. В случае, если заказчик проводит закупку на выполнение работ на объекте капитального строительства, в составе документации о закупке должна быть размещена проектно-сметная документация.
АО проведен открытый запрос предложений на право заключения договора на выполнение работ по возведению перегородок, устройства внутренних инженерных систем, выполнению внутренних отделочных работ и подключению к внутриплощадочным сетям объекта (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о Закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о Закупке, установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Согласно техническому заданию к закупочной документации исполнителю по договору необходимо выполнить, в том числе строительно-монтажные работы согласно проектно-сметной документации.
Кроме того, аналогичное требование предусмотрено пунктом 6.3.1 Проекта договора к закупочной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к Закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям Заказчика.
Вместе с тем, в составе Документации отсутствует проектно-сметная документация.
Отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно закупочной документации Заказчиком установлено обязательное требование о представлении в составе заявки участника копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (СРО), в редакции Приказа Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, по видам работ являющихся предметом заключаемого договора.
Вместе с тем, Заказчиком в Документации не установлен конкретный перечень видов работ, на которые участнику закупки необходимо представить копии свидетельства о допуске.
Таким образом, установление неизмеряемых требований в Документации не позволяет участникам закупки сформировать заявку в полном соответствии требованиям Документации, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.02.2018 г. по делу N АК006-18)
3. Заказчик не вправе описывать требования к характеристикам объекта закупки через документы, доступные ограниченному кругу лиц.
ОАО проведен открытый аукцион в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора поставки слесарно-монтажного инструмента и принадлежностей для нужд ОАО (далее - Аукцион).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 3.2 Документации установлено, что в аукционной заявке участника Аукциона должны быть изложены условия, соответствующие требованиям технического задания к Документации.
При этом, участником Аукциона может быть предложена продукция иных марок (эквивалент), полностью соответствующая требованиям, изложенным в настоящем техническом задании и приложении N 12 к Документации. В таком случае в техническом предложении в колонке "Наименование продукции" вместе с наименованием конкретной позиции в скобках указать слово "Эквивалент". В случае предложения участником эквивалентной замены Заказчик вправе определять взаимозаменяемость (эквивалентность) товаров, работ, услуг путем сопоставления их функциональных значений, применения, качественных и технических характеристик и другим параметрам исходя из номенклатуры закупаемого товара, чтобы Заказчик был готов заменить их в процессе потребления, в том числе производственного.
Кроме того, в приложении N 12 к Документации по ряду позиций установлено требование о соответствии продукции Техническим Условиям (далее - ТУ), например по позиции N 155 - ТУ 1489-037-08830401-15.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о стандартизации ТУ разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах), а также согласно части 4 вышеуказанной статьи порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно, следовательно ТУ разрабатываются изготовителем на конкретную продукцию.
Изучив перечень технических условий, должностное лицо ФАС России пришло к выводу, что официальные информационные порталы не содержат в открытом доступе ТУ, что не позволяет участникам закупки установить перечень технических характеристик, по которым возможно представление эквивалентной продукции.
Учитывая изложенное, согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, описание объекта закупки установлено в документации об Аукционе не надлежащим образом, что нарушает пункт 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 27.02.2018 г. по делу N 223ФЗ-317/17/АК028-18)
4. В документации о закупке заказчик должен установить порядок оценки, точно определяющий порядок начисления баллов.
АО проведена закупка по Комплексной обстройке и отделке пассажирских кают и зон отдыха судна (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В информационной карте закупочной документации установлены критерии оценки: цена договора - значимость критерия Vц 60%; результат экспертной оценки дизайн-проекта демонстрационной каюты, изготовленной в размерах и комплектации, приближенных к стандартной каюте судна проекта PV 300 VD - значимость критерия Vк 20%; доля российского оборудования, материалов, мебели в объеме поставки по договору - значимость критерия Vр 20%.
Согласно критерию "Результат экспертной оценки дизайн-проекта демонстрационной каюты, изготовленной в размерах и комплектации, приближенных к стандартной каюте судна проекта PV 300 VD" установлено, что каждый член рабочей группы определяет значение параметров оценки индивидуально на основании собственного экспертного мнения. Количество баллов по каждому показателю рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов, присваиваемых заявке по критерию равно сумме баллов по всем показателям.
Вместе с тем, Документация не содержит порядка определения экспертами соответствия или несоответствия представленных участниками параметров.
Кроме того, Заказчиком установлена шкала начисления баллов по каждому из представляемых параметров:
N п/п |
Параметры оценки |
Диапазон оценочных баллов |
1. |
Цветовые решения |
1 - 20 |
2. |
Эргономика жилого пространства каюты |
1 - 20 |
3. |
Эргономичность санитарного блока |
1 - 20 |
4. |
Используемые технологии и материалы |
1 - 20 |
5. |
Степень соответствия требованиям технического задания и чертежу общего расположения судна PV 300 VD |
1 - 20 |
При этом, из указанного в Документации порядка не представляется возможным установить, как будут начисляться баллы по данному критерию, ввиду отсутствия формулы расчета.
Таким образом, в установленном Заказчиком порядке оценки заявок на участие в закупочной процедуре ненадлежащим образом установлен порядок присвоения баллов по критерию "Результат экспертной оценки дизайн-проекта демонстрационной каюты, изготовленной в размерах и комплектации, приближенных к стандартной каюте судна проекта PV 300 VD", а также порядок определения экспертами соответствия или несоответствия представленных участниками параметров, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.02.2018 г. по делу N АК037-18)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
Так, указано, что если заказчик проводит закупку на выполнение работ на объекте капстроительства, то в составе документации должны быть размещены проектно-сметные материалы.
Заказчик не вправе описывать требования к характеристикам объекта закупки через документы, доступные ограниченному кругу лиц.
Относительно оценки заявок отмечено, что в документации о закупке заказчик должен установить порядок, точно определяющий процедуру начисления баллов.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.