Решение Верховного Суда РФ от 21 марта 2017 г. N АКПИ17-164
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Международной общественной организации по защите конституционных прав и свобод граждан, установил:
9 июня 2003 г. на учредительном собрании создана Региональная общественная организация содействия защите конституционных прав и свобод граждан, которая зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве 15 июля 2003 г., номер 15728.
Сведения об общественном объединении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 21 июля 2003 г. под основным государственным регистрационным номером 1037746007584.
В связи с созданием структурного подразделения (филиала) Региональной общественной организации содействия защите конституционных прав и свобод граждан в Грузии на собрании 10 сентября 2005 г. было принято решение об утверждении нового наименования общественной организации - Международная общественная организация по защите конституционных прав и свобод граждан.
Международная общественная организация по защите конституционных прав и свобод граждан (далее - Организация) зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 11 октября 2005 г., номер 4458.
Утверждённый на учредительном собрании Устав Международной общественной организации по защите конституционных прав и свобод граждан (далее - Устав) с изменениями и дополнениями, внесёнными по решению общего собрания 10 сентября 2005 г., является действующим.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на осуществление ею деятельности с нарушениями законодательства Российской Федерации и положений своего устава. Требование мотивировано тем, что выявленные в ходе плановой документарной проверки и указанные в акте проверки, письменном предупреждении и представлении нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения, Организацией не устранены в установленный срок.
Организация, надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, письменные возражения по существу административного иска не представила.
В судебном заседании представитель Министерства юстиции Российской Федерации Харламова А.М. поддержала требование о ликвидации Организации в судебном порядке по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав объяснения представителя административного истца Харламовой А.М., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Статьёй 29 названного федерального закона закреплены обязанности общественного объединения. В частности, общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчётом (абзацы второй, третий части первой).
На основании распоряжения первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 1388-р была проведена плановая документарная проверка Организации на предмет соответствия её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.
По итогам проверки Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2015 г. составлен акт проверки, в котором отражены выявленные нарушения Организацией норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава. Данный акт направлен совету Организации, являющемуся постоянно действующим руководящим коллегиальным органом, по адресу (месту нахождения), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц: 129327, г. Москва, ул. Ленская, д. 28, кв. 377 (письмо от 16 ноября 2015 г. N 11-133218/15).
20 ноября 2015 г. в адрес совета Организации вынесено письменное предупреждение N 11/135278-СГ, обязывающее Организацию устранить выявленные в ходе плановой документарной проверки нарушения действующего законодательства и положений своего устава в срок до 17 февраля 2016 г.
Поскольку указанные в предупреждении нарушения не были устранены Организацией в установленный срок, Министерство юстиции Российской Федерации внесло в адрес её постоянно действующего руководящего коллегиального органа представление от 18 апреля 2016 г. N 11/43789-СГ об устранении имеющихся нарушений до 7 июня 2016 г., предупредив о возможном приостановлении деятельности Организации.
Министерством юстиции Российской Федерации в ходе проверки и по результатам рассмотрения представленных Организацией 8 июня 2016 г. документов были установлены нарушения действующего законодательства и положений Устава. При этом о выявлении новых нарушений Организации было направлено письмо от 5 июля 2016 г. N 11-75363/16.
Согласно приложенным к административному иску документам Организация не соблюдает нормы, предусмотренные федеральными законами и Уставом.
Пунктом 7.4 Устава предусмотрено, что в случае истечения сроков полномочий членов совета их полномочия сохраняются до избрания нового состава членов совета. Члены совета должны быть избраны не позднее двух месяцев со дня истечения сроков полномочий.
Сроки полномочий членов совета, членов контрольно-ревизионной комиссии и президента Организации, который согласно пункту 8.1 Устава действует от её имени без доверенности, истекли 10 сентября 2010 г. Протоколы заседаний общих собраний, содержащие сведения об избрании членов совета, членов контрольно-ревизионной комиссии и президента Организации на новый срок, не представлены на проверку. Направленный протокол общего собрания от 10 сентября 2015 г. в нарушение требований статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит данные о времени его проведения, лицах, проводивших подсчёт голосов; существо принятых решений по всем вопросам повестки дня; результаты голосования по ним; сведения о соответствии вопросов, рассматриваемых на общем собрании, компетенции данного органа, определённой пунктом 6.7 Устава. Кроме того, Организация не соблюдала периодичность проведения заседаний общего собрания (один раз в год).
В нарушение пунктов 7.2, 10.4 Устава не соблюдена периодичность проведения заседаний совета (не реже одного раза в квартал) и контрольно-ревизионной комиссии Организации (не реже одного раза в полугодие).
В заседаниях совета Организации, состоявшихся 16 ноября 2013 г., 28 апреля 2014 г. и 15 ноября 2014 г., участвовали и голосовали не являющиеся его членами лица, что является нарушением пункта 7.2 Устава.
Согласно пунктам 7.5 и 9.1 Устава по представлению президента Организации из числа членов совета избираются вице-президенты, которые действуют от имени Организации по доверенности, отвечают за сферу деятельности, порученную Президентом.
Из представленных протоколов заседаний совета Организации от 21 октября 2010 г. и 10 октября 2015 г. следует, что вице-президентом Организации избран Золотов Ю.Н. Однако перечень обязанностей вице-президента и документы, подтверждающие его деятельность, на проверку не были представлены.
В соответствии с пунктом 5.2 Устава первичный учёт членов Организации ведётся советом отделения, общий учёт членов - советом Организации, однако документы по учёту членов не представлены.
На проверку не были переданы документы, подтверждающие опубликование отчётов об использовании своего имущества за 2012-2014 гг. или сведения об обеспечении доступности ознакомления с отчётами, что противоречит абзацу третьему части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", пункту 4.1 Устава.
В силу пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-Ф "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о филиалах и представительствах юридического лица должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно письму от 19 октября 2015 г. N 213 и свидетельству о регистрации филиала N 004576 Организация имеет филиал в Грузии. Однако в Едином государственном реестре юридических лиц указанные сведения отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава Организация осуществляет свою уставную деятельность на территории Российской Федерации, Грузии, а также других государств, где будут находиться члены организации и её структурные подразделения.
Между тем, как следует из представленных на проверку документов, уставная деятельность Организации осуществляется в пределах г. Москвы.
Положение пункта 1.7 Устава, предусматривающее, что Организация может иметь зарегистрированную в установленном законом порядке символику, в том числе эмблемы, флаги и вымпелы, не соответствует требованиям пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в силу которого некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
В Уставе отсутствует описание используемой Организацией на бланках и печати символики (эмблемы).
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трёх физических лиц (часть первая статьи 18 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Вместе с тем пункт 12.4 Устава предусматривает, что решение о создании отделения Организации принимается советом Организации, а не общим собранием регионального отделения на основании решения совета Организации.
В нарушение положений статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к исключительной компетенции общего собрания не отнесено определение принципов формирования и использования имущества Организации. Устав не предусматривает принятие квалифицированным большинством (или единогласно) голосов членов общего собрания решений по вопросам определения приоритетных направлений деятельности Организации, досрочного прекращения полномочий членов совета. В Уставе не определены: орган, отвечающий за утверждение годового отчёта и годового бухгалтерского баланса, финансового плана Организации и внесение в него изменений, а также вопросы исключительной компетенции для высшего органа управления региональным отделением - и не предусмотрено принятие решений по ним квалифицированным большинством голосов (или единогласно).
В связи с не устранением нарушений по распоряжению Министерства юстиции Российской Федерации от 5 августа 2016 г. N 1128-р деятельность Организации была приостановлена до 3 февраля 2017 г., о чём в адрес совета Организации направлено письмо от 9 августа 2016 г. N 11-91929/16.
Письменное предупреждение, представление о нарушениях и решение о приостановлении деятельности общественного объединения Организацией были получены и в суд не обжалованы.
До настоящего времени Организация не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации и норм, предусмотренных Уставом.
Согласно абзацу четвёртому части первой и части третьей статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению федерального органа государственной регистрации (в данном случае Министерства юстиции Российской Федерации) в случае не устранения в установленный таким органом срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Таким образом, не устранение Организацией в срок, установленный Министерством юстиции Российской Федерации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для её ликвидации по решению суда.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.
Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения (часть вторая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Международную общественную организацию по защите конституционных прав и свобод граждан и её структурные подразделения, исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1037746007584).
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 марта 2017 г. N АКПИ17-164
Текст решения официально опубликован не был