Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 г. N 86-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профинвестстрой" о признании недействующими приложений N 1.1 и N 1.2 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово, утвержденным решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области от 25 декабря 2009 г. N 71/523, в редакции решения от 30 июня 2017 г. N 7/37, в части
по апелляционной жалобе Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 17 октября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Профинвестстрой" по доверенности Матвеева Д.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области от 25 декабря 2009 г. N 71/523 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования поселок Ставрово (далее также - Решение от 25 декабря 2009 г. N 71/523), которые включают карту градостроительного зонирования и карту зон с особыми условиями использования территории (статьи 34, 35 части II Правил землепользования и застройки).
Советом народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области принято решение от 30 июня 2017 г. N 7/37 "О внесении изменений в приложение к решению Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области от 25 декабря 2009 г. N 71/523 "Об утверждении Решения от 25 декабря 2009 г. N 71/523 муниципального образования поселок Ставрово" (далее также - Решение от 30 июня 2017 г. N 7/37), которым, в частности, земельный участок с кадастровым номером 33:12:010702:413 согласно приложению N 1.1 "Карта градостроительного зонирования" (далее - Приложение N 1.1) и Приложению N 1.2 "Карта зон с особыми условиями использования территории" (далее - Приложение N 1.2) был отнесен к территориальной зоне "Ж-1" (застройки индивидуальными жилыми домами).
Общество с ограниченной ответственностью "Профинвестстрой" (далее также - ООО "Профинвестстрой", общество), являясь собственником названного земельного участка, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Приложения N 1.1 и Приложения N 1.2, утвержденных Решением от 30 июня 2017 г. N 7/37, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 33:12:010702:413 к территориальной зоне "Ж-1".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что изменение ранее установленной территориальной зоны в отношении спорного земельного участка "промышленные предприятия и коммунально-складские объекты III класса санитарной классификации" на зону застройки индивидуальными жилыми домами препятствует реализации инвестиционного проекта по строительству завода по производству кирпичей и противоречит требованиям части 3 статьи 9, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и положениям Генерального плана поселка Ставрово, утвержденного решением Совета народных депутатов от 29 февраля 2012 г. N 102/743.
Решением Владимирского областного суда от 17 октября 2017 г. административное исковое заявление ООО "Профинвестстрой" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неверное применение норм материального права. Податель жалобы указывает, что оспариваемые изменения, внесенные в Решение от 25 декабря 2009 г. N 71/523, приняты в результате проведенных в установленном порядке публичных слушаний и с учетом поступивших заявлений от СНТ "Филино", СНТ "Горка" и СНТ "Березка" об изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 33:12:010702:413 с промышленной на более безопасную. Замечаний к проекту внесения изменений в Решение от 25 декабря 2009 г. N 71/523 административный истец не представил. Кроме того, в случае строительства кирпичного завода в нарушение требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в его санитарно-защитной зоне будет находиться часть территории СНТ "Березка". Суд также не учел, что обществом длительное время не выполнялись действия, свидетельствующие о намерении осуществить строительство завода по производству кирпича.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем ООО "Профинвестстрой", прокуратурой Владимирской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно статье 2 Устава поселка Ставрово, утвержденного Решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района от 8 августа 2005 г. N 285/50, поселок Ставрово является муниципальным образованием, имеющим статус городского поселения. Представительным органом муниципального образования является Совет народных депутатов поселка Ставрово Собинского района, к полномочиям которого относится утверждение правил землепользования и застройки (статьи 20, 23 Устава).
С учетом названных положений суд правильно определил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме и доведен до всеобщего сведения.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30-35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований к которым относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Как установлено судом, согласно решению Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области от 29 февраля 2012 г. N 102/743 "Об утверждении корректировки Генерального плана с разработкой схемы функционального зонирования территории поселка Ставрово Собинского района Владимирской области" земельный участок с кадастровым номером 33:12:010702:413 включен в границы населенного пункта и отнесен к функциональной зоне "промышленные предприятия и коммунально-складские объекты III класса санитарной классификации".
Решением Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области от 28 июня 2012 г. N 108/767 также были внесены изменения в Решение от 25 декабря 2009 г. N 71/523, включающие "Карты градостроительного зонирования" (приложение N 1.1) и "Карты зон с особыми условиями использования территории" (приложение 1.2), в соответствии с которыми спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне "ПК-1" (зона производственных объектов III класса), с организацией санитарно-защитных зон радиусом 300 м.
Решением от 30 июня 2017 г. N 7/37 зона "ПК-1" в отношении указанного земельного участка изменена на зону "Ж-1".
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
В нарушение названных норм федерального законодательства отнесение в Приложении N 1.1 и Приложении N 1.2 к оспариваемому Решению от 30 июня 2017 г. N 7/37 земельного участка с кадастровым номером 33:12:010702:413 к территориальной зоне "Ж-1" (застройки индивидуальными жилыми домами) не соответствует функциональной зоне "промышленные предприятия и коммунально-складские объекты III класса санитарной классификации", установленной для спорного участка Генеральным планом поселка Ставрово от 29 февраля 2012 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что в случае строительства кирпичного завода в нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его санитарно-защитной зоне будет находиться часть территории СНТ "Березка", не может повлечь отмену решения суда, поскольку не свидетельствует о законности оспариваемых положений Решения от 30 июня 2017 г. N 7/37.
Не могут являться основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о невыполнении длительное время действий, свидетельствующих о намерении административного истца осуществить строительство кирпичного завода, об отсутствии возражений на проект изменений в Правила землепользования и застройки в процессе публичных слушаний, поскольку они опровергаются представленными в дело документами.
Указанные и иные доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия находит несостоятельными, они аналогичны возражениям на административное исковое заявление, являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
С учетом изложенного Судебная коллегия полагает, что обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 17 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов поселка Ставрово Собинского района Владимирской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 г. N 86-АПГ17-9
Текст определения официально опубликован не был