Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2018 г. N 58-АПГ17-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Лермонтовское" на решение Хабаровского краевого суда от 12 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 26 октября 2016 года N 382-пр.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 октября 2016 года правительством Хабаровского края издано постановление N 382-пр, пунктом 1 которого утвержден Порядок и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (далее - Порядок предоставления субсидий).
Указанные документы официально опубликованы 27 октября 2016 года на официальном интернет - портале нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru, 28 октября 2016 года на официальном интернет - портале правовой информации pravo.gov.ru, 12 ноября 2016 года в печатном издании "Собрание законодательства Хабаровского края" N 10.
Согласно подпункту 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка предоставления субсидий одним из условий предоставления субсидии является наличие чистой прибыли у сельскохозяйственного товаропроизводителя за год, предшествующий году подачи документов на предоставление субсидии, по данным отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - отчетность о финансово-экономическом состоянии), за год, предшествующий году подачи документов на предоставление субсидии (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств).
Акционерное общество "Лермонтовское" обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании приведенной нормы не действующей со дня принятия, ссылаясь в обоснование своего требования на противоречие этой нормы положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887, государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.
Как утверждал заявитель, 13 декабря 2016 года министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края рассмотрело обращение акционерного общества "Лермонтовское" от 14 ноября 2016 года о предоставлении субсидии на возмещение прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и отказало в удовлетворении обращения по тому основанию, что по результатам анализа отчетности финансово-экономического состояния за 2015 год у акционерного общества отсутствует чистая прибыль, что не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка предоставления субсидий.
Заявитель полагал, что оспариваемое положение Порядка предоставления субсидий создает препятствия для допуска юридических лиц к процедуре отбора получателей субсидии, является формальным основанием для отказа в предоставлении субсидии, чем нарушает права и законные интересы акционерного общества как хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере сельскохозяйственного производства Хабаровского края, в связи с чем становится невозможным возмещение обществу части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.
Решением Хабаровского краевого суда от 12 октября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Лермонтовское" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Хабаровского края и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановление правительства Хабаровского края "Об утверждении Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники" издано в пределах полномочий правительства Хабаровского края с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, а оспариваемое положение Порядка предоставления субсидий соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и права и законные интересы административного истца не нарушает, в связи с чем суд правильно отказал в удовлетворении административного иска.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Как следует из пункта 3 части 4 статьи 5 данного федерального закона, одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, которыми в силу части 1 статьи 3 этого же федерального закона признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 6 и части 2 статьи 7 указанного федерального закона одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 части 2 статьи 3 и статьей 4 Закона Хабаровского края от 26 июля 2005 года N 288 "О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" право на получение краевой государственной поддержки, предусмотренной настоящим законом, имеют осуществляющие свою деятельность на территории края сельскохозяйственные товаропроизводители, указанные в статье 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Краевая государственная поддержка осуществляется в форме представления субсидий. Порядок и условия представления краевой государственной поддержки, предусмотренной настоящим законом, устанавливается правительством края.
Исходя из требований подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Проанализировав положения приведенных законов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органу государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующему в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, предоставлено право самостоятельно принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются, в том числе, субсидии из федерального бюджета.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка предоставления субсидий положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отклоняя их, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данной нормой не устанавливается и не ограничивается перечень условий представления субсидий.
В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).
Пунктом 4 Общих требований определен состав информации, подлежащий указанию при определении условий и порядка предоставления субсидий, в том числе требования, которым должны соответствовать получатели субсидий.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий могут устанавливаться иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, определены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, устанавливающие цели предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, критерии, которым должны соответствовать сельскохозяйственные товаропроизводители для получения мер государственной поддержки, порядок расчета размера субсидий.
Исходя из изложенного, соблюдение совокупности установленных Правительством Российской Федерации в развитие норм Бюджетного кодекса и Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" условий и критериев является основанием для предоставления из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также основанием для получения сельскохозяйственными товаропроизводителями (которые, в свою очередь, соответствуют определенным субъектом Российской Федерации категориям и (или) критериям отбора) таких мер за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета (на условиях софинансирования).
Кроме того, сторонами по настоящему административному делу не оспаривалось, что Хабаровский край в течение срока действия оспариваемого нормативного правового акта участия в отборе инвестиционных проектов не принимал в связи с их отсутствием, поэтому субсидии бюджету Хабаровского края из федерального бюджета не предоставлялись. Таким образом, субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края предоставляются исключительно за счёт бюджета Хабаровского края. Следовательно, правительство Хабаровского края было вправе установить в качестве одного из условий предоставления субсидии оспариваемое условие о наличии чистой прибыли у сельскохозяйственного товаропроизводителя за год, предшествующий году подачи документов на предоставление субсидии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 оспариваемого Порядка предоставления субсидий недействующим. Оснований не согласиться с выводами суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы служить поводом для отмены решения суда не могут, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 12 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Лермонтовское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2018 г. N 58-АПГ17-13
Текст определения официально опубликован не был