Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.И. Сергиенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.И. Сергиенко оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":
части 1 статьи 12, согласно которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи;
пункта 1 статьи 17, в соответствии с которым признается не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".
Как следует из представленных материалов, В.И. Сергиенко 2 мая 2017 года направил в территориальное пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации письменное обращение, в котором просил ознакомить его с материалами служебной проверки по его жалобе, поданной через сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сети "Интернет", в части, не содержащей секретные сведения, и повторно выдать ответ на указанную жалобу в связи с его неполучением. Решением районного суда от 31 мая 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением от 27 июля 2017 года суда апелляционной инстанции, административное исковое заявление В.И. Сергиенко о признании незаконным бездействия территориального пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации, выразившегося, по мнению заявителя, в неознакомлении с материалами проверки по его жалобе и невыдаче ответа на эту жалобу, оставлено без удовлетворения.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как отменяющие закрепленное Указом Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" право граждан на безотлагательное разрешение обращений, не требующих дополнительного изучения и проверки, не соответствуют статье 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающий общие правила рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1), направлен на реализацию положений статьи 33 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право граждан направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения, в том числе в письменной форме.
Оспариваемая заявителем часть 1 статьи 12 данного Федерального закона, устанавливающая в качестве общего правила предельный тридцатидневный срок рассмотрения обращений граждан, направлена, в свою очередь, на обеспечение реализации гражданами данного права. Указанное законоположение, как и пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которым с момента вступления данного Федерального закона в силу признается недействующим Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", приняты в конституционных пределах дискреции федерального законодателя, в том числе имея в виду, что Конституция Российской Федерации непосредственно не устанавливает конкретного порядка и сроков рассмотрения обращений граждан органами публичной власти и должностными лицами.
Таким образом, данные законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в его жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергиенко Владимира Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. N 557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергиенко Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 12 и пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)