Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2018 г. N 576-р
Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет".
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2018 г. N 576-р
План мероприятий ("Дорожная карта")
по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет"
I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")
1. Предмет плана мероприятий ("дорожной карты")
Настоящий план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Реализация "дорожной карты" направлена на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", одобренным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (протокол N 3 от 24 июня 2016 г., раздел II) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".
Ответственными за реализацию мероприятий "дорожной карты" являются указанные в разделе II "дорожной карты" федеральные органы исполнительной власти, рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", состав которой утвержден решением межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 19 июня 2017 г. N 3 (далее - рабочая группа "Аэронет").
2. Цели плана мероприятий ("дорожной карты")
В числе основных проблем, требующих решения в целях интенсивного развития российскими компаниями сферы беспилотных авиационных систем, развития внутреннего рынка и выхода на международный рынок следует выделить следующие:
недостаточное регулирование в рамках воздушного законодательства Российской Федерации деятельности гражданских беспилотных авиационных систем;
недостаточная отработка и учет правовых и экономических предпосылок для формирования благоприятных нормативных условий в целях развития рынка "Аэронет";
стандартизация технологий с недоказанной технической и экономической эффективностью, влекущей блокирование инициатив развития инновационных подходов и технологий к интеграции беспилотных гражданских воздушных судов в воздушное пространство;
отсутствие необходимых регулятивных условий для применения беспилотных авиационных систем в отдельных сферах экономической деятельности, в частности в геодезии, картографии, кадастровой деятельности;
избыточный режим секретности для использования материалов воздушной съемки при очевидных механизмах упрощения процедур без ущерба для сохранения государственной тайны;
низкий уровень доверия общества к беспилотным авиационным технологиям вследствие бытующих заблуждений о повышенной опасности беспилотных гражданских воздушных судов, малого числа мероприятий по их популяризации и демонстрации положительного опыта их развлекательного, спортивного и коммерческого применения;
низкая правовая культура и слабая информированность собственников беспилотных гражданских воздушных судов о правилах подготовки и выполнения полетов, а также правилах использования воздушного пространства.
Основной проблемой развития рынка "Аэронет" на сегодняшний день является отсутствие практической возможности легального коммерческого использования беспилотных авиационных систем, в том числе
по причине отсутствия процедур, регламентирующих действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию беспилотных авиационных систем, которые должны осуществляться для исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в частности, не урегулирован вопрос государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, отсутствует утвержденный порядок сертификации беспилотных авиационных систем и выдачи подтверждающих летную годность документов и др.
В рамках реализации мероприятий "дорожной карты" будут обеспечены разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза (в том числе о внесении изменений в технические регламенты Евразийского экономического союза), принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов (в том числе содержащих формы подтверждения соответствия), методы исследований (испытаний) и измерений, включая правила отбора образцов, подготовка соответствующих проектов международных договоров.
Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться поэтапно с 2018 по 2035 год.
II. План мероприятий
Наименование |
Вид |
Ожидаемый результат |
Срок |
Исполнитель (соисполнители) |
|
|
|
|
|
Этап I (2018 - 2023 годы) | ||||
1. Определение порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг |
постановление |
возможность идентификации беспилотных гражданских воздушных судов и их владельцев, установление контроля за обращением |
июнь |
Минтранс России, |
2. Определение порядка государственной регистрации беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 кг |
приказ Минтранса России |
создание условий для государственной регистрации беспилотных гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации |
август |
Минтранс России, |
3. Исключение процедуры регистрации прав на беспилотные гражданские воздушные суда (как самостоятельного действия) путем объединения данной процедуры с процедурой государственной регистрации таких судов в Государственном реестре |
Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на воздушные суда |
создание условий, необходимых для полноценного вовлечения беспилотных гражданских воздушных судов как имущественного объекта |
декабрь |
Минтранс России, |
4. Определение требований, порядка и процедуры проведения подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки с использованием беспилотных авиационных систем |
приказ Минтранса России |
создание условий для развития рынка коммерческих воздушных перевозок грузов с использованием беспилотных авиационных систем |
февраль |
Минтранс России, |
5. Определение порядка подготовки к полету беспилотной авиационной системы и экипажа беспилотного гражданского воздушного судна, порядка осуществления контроля |
приказ Минтранса России |
создание стандартных процедур и порядка их реализации при подготовке и выполнении полетов беспилотных авиационных систем |
июнь |
Минтранс России, |
6. Определение требований, порядка и процедуры проведения подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил физических и юридических лиц, осуществляющих и (или) обеспечивающих |
приказ Минтранса России |
регламентация коммерческого использования беспилотных авиационных систем, повышение безопасности полетов и качества выполнения авиационных работ путем допуска к их выполнению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтвердивших свое соответствие установленным требованиям, определение закрытого перечня авиационных работ, для производства которых с применением беспилотных авиационных систем требуется подтверждение соответствия юридических лиц и индивидуальных |
июнь |
Минтранс России, |
7. Определение общих правил выполнения авиационных работ, а также правил выполнения отдельных видов авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем |
приказ Минтранса России |
определение исчерпывающего перечня авиационных работ, для производства которых |
июль |
Минтранс России, |
8. Определение порядка обеспечения ответственности владельца беспилотного гражданского воздушного судна перед третьими |
Федеральный закон Федеральный закон |
создание механизма обеспечения ответственности владельцев беспилотных авиационных систем при их эксплуатации с установлением минимального размера страховой суммы |
декабрь |
Минтранс России, |
9. Определение требований и порядка подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление беспилотных авиационных систем в составе с беспилотным гражданским воздушным судном максимальной взлетной массой более 30 кг и их элементов, а также установление формы и порядка выдачи документа, подтверждающего соответствие |
приказ Минтранса России приказ Минтранса России |
легализация деятельности юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление беспилотных авиационных систем, обязанных подтверждать свое соответствие определенным сертификационным требованиям |
февраль |
Минтранс России, |
10. Определение порядка подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание беспилотных авиационных систем в составе беспилотных гражданских воздушных судов максимальной взлетной массой более 30 кг |
приказ Минтранса России |
допуск к техническому обслуживанию беспилотных авиационных систем только сертифицированных юридических лиц, что позволит существенно повысить качество технического обслуживания беспилотных авиационных систем и безопасность их полетов |
февраль |
Минтранс России, |
11. Оптимизация процедур лицензирования деятельности по разработке, изготовлению, испытанию и ремонту беспилотных авиационных систем
|
Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон |
устранение правовой неопределенности в части разработки (изготовления) беспилотных авиационных систем, включающих |
февраль |
Минпромторг России, |
12. Исключение из Федерального закона |
Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон |
создание условий для развития рынка коммерческих перевозок (грузовых и пассажирских) беспилотными гражданскими воздушными судами |
февраль |
Минтранс России, |
13. Определение порядка проведения обязательной сертификации пилотируемых гражданских воздушных судов, беспилотных авиационных систем и их элементов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, в том числе произведенных в иностранном государстве и ввозимых в Российскую Федерацию в целях эксплуатации |
Федеральный закон о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации приказ Минтранса России |
создание механизма сертификации, обеспечивающего допуск на рынок "Аэронет" только сертифицированных беспилотных авиационных систем, что обеспечит безопасность эксплуатации беспилотных авиационных систем, повышение качества оказываемых на рынке "Аэронет" услуг |
февраль |
Минтранс России, |
14. Определение требований к летной годности, разработанных и утвержденных для беспилотных гражданских воздушных судов |
приказ Минтранса России |
создание условий для сертификации беспилотных авиационных систем на предмет соответствия сертификационному базису, |
март |
Минтранс России, |
15. Определение порядка выдачи сертификата летной годности беспилотных авиационных систем; определение порядка прохождения испытаний и проверок, завершающихся выдачей на беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, авиационный двигатель или воздушный винт сертификата летной годности или документа, эквивалентного ему; определение формы сертификата летной годности (аттестата летной годности к эксплуатации) беспилотных авиационных систем (беспилотных гражданских воздушных судов) или акта оценки конкретной беспилотной авиационной системы (беспилотного гражданского воздушного судна) и порядка его оформления для допуска к эксплуатации беспилотной авиационной системы, |
приказ Минтранса России |
создание механизма сертификации, обеспечивающего допуск на рынок "Аэронет" только сертифицированных беспилотных авиационных систем, что обеспечит безопасность эксплуатации беспилотных авиационных систем, повышение качества оказываемых на рынке "Аэронет" услуг |
февраль |
Минтранс России, |
16. Определение правил нанесения на беспилотные гражданские воздушные суда государственных и регистрационных опознавательных знаков, товарных знаков |
приказ Минтранса России |
создание унифицированной системы регистрационных опознавательных знаков для идентификации беспилотных гражданских воздушных судов |
ноябрь |
Минтранс России, |
17. Определение порядка использования воздушного пространства для беспилотных гражданских воздушных судов, используемых по правилам визуальных полетов на высоте не более 150 м, кроме зон с установленными ограничениями, без необходимости получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации. |
постановление Правительства Российской Федерации |
создание условий для организации полетов с использованием беспилотных авиационных систем на территориях, свободных от ограничений на использование воздушного пространства, |
март |
Минтранс России, |
18. Определение требований и порядка ведения радиосвязи между экипажем беспилотного гражданского воздушного судна и соответствующим органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) |
приказ Минтранса России |
создание условий для безопасной интеграции беспилотных авиационных систем в общее воздушное пространство совместно с пилотируемыми воздушными судами |
декабрь |
Минтранс России, |
19. Распространение предусматриваемых законодательством о государственном регулировании развития авиации мер поддержки |
Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон |
создание условий для применения в отношении рынков беспилотных авиационных систем и беспилотных гражданских воздушных судов |
декабрь |
Минпромторг России, Минтранс России, |
20. Определение требований по авиационной (транспортной) безопасности и порядка их выполнения эксплуатантами беспилотных авиационных систем
|
Федеральный закон
постановление Правительства Российской Федерации |
создание механизма обязательного наступления ответственности за нарушение правил безопасности при эксплуатации беспилотных авиационных систем, повышение правовой культуры участников сферы "Аэронет" |
декабрь |
Минтранс России, |
21. Установление ответственности за нарушение воздушного законодательства при эксплуатации |
Федеральный закон |
создание механизма обязательного наступления ответственности за нарушение правил безопасности при эксплуатации беспилотных авиационных систем, повышение правовой |
декабрь |
Минтранс России, |
22. Определение порядка подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих обеспечение авиационной безопасности при эксплуатации беспилотных авиационных систем |
приказ Минтранса России |
создание регламентированной процедуры допуска к выполнению функций |
декабрь |
Минтранс России, |
23. Формирование перечня отдельных территорий Российской Федерации, на которых устанавливается особый порядок выполнения геодезических и картографических работ |
распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении перечня территорий Российской Федерации, на которых устанавливается особый порядок выполнения геодезических и картографических работ
|
определение перечня отдельных территорий Российской Федерации, на которых устанавливается особый порядок выполнения геодезических и картографических работ, в виде перечня листов государственной топографической карты масштаба 1:25000 |
январь |
Минэкономразвития России, |
24. Утверждение профессионального стандарта "специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько |
приказ Минтруда России |
создание условий для оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенных видов деятельности в сфере беспилотных авиационных систем |
май |
Минтранс России, |
25. Определение требований к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала беспилотных авиационных систем, а также порядка сертификации таких организаций |
приказ Минтранса России |
организация обучения специалистов сферы применения беспилотных авиационных систем |
сентябрь |
Минтранс России, |
26. Определение требований к кандидату на получение свидетельства специалиста авиационного персонала, порядка проведения проверки кандидата на получение такого свидетельства, |
постановление Правительства |
введение в действие системы обязательной аттестации специалистов авиационного персонала беспилотных авиационных систем с выдачей государственных свидетельств, |
декабрь |
Минтранс России, |
27. Распространение действия единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации для целей проведения поисковых и аварийно-спасательных работ с использованием беспилотных гражданских воздушных судов |
постановление Правительства |
создание условий для широкого использования при проведении поисковых операций беспилотных гражданских воздушных судов, что позволит существенно снизить стоимость таких операций |
январь |
Минтранс России, |
28. Определение порядка предоставления субсидий участвующим в поисково-спасательных операциях (работах) и в обеспечении таких операций (работ) юридическим и физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию беспилотных авиационных систем |
постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении |
создание благоприятных условий для привлечения заинтересованных лиц, предлагающих услуги по участию в проведении поисково-спасательных операций с применением беспилотных авиационных систем |
март |
Минтранс России, |
29. Определение порядка расследования, классификации и учета авиационных происшествий (инцидентов) с гражданскими беспилотными авиационными системами, включающими беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, |
постановление Правительства |
создание единой структуры для расследования авиационных происшествий (инцидентов) с беспилотными гражданскими воздушными судами, снижение их количества, повышение правовой культуры эксплуатантов беспилотных авиационных систем |
декабрь |
Минтранс России, |
30. Определение порядка проведения соревнований регионального и федерального уровня по авиамоделированию различных видов авиамоделей среди учащихся |
приказ Минобрнауки России |
создание условий для вовлечения детей и молодежи в активное создание авиамоделей и беспилотных гражданских воздушных судов, апробирования и развития новейших технологий в спортивных условиях |
июнь |
Минобрнауки России, |
Этап II (2024 - 2025 годы) | ||||
31. Мониторинг реализации мероприятий I этапа и подготовка изменений |
распоряжение |
определение мероприятий |
январь |
Минтранс России, |
32. Определение порядка разработки и применения систем управления безопасностью полетов беспилотных гражданских воздушных судов юридическими |
постановление Правительства Российской Федерации |
обеспечение условий для реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов |
январь |
Минтранс России, |
Этап III (2025 - 2035 годы) | ||||
33. Мониторинг реализации плана мероприятий |
доклад в Правительство |
определение эффективности реализации плана мероприятий, подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства |
декабрь |
Минтранс России, |
Примечания: 1. Сроком реализации мероприятий, в отношении которых в графе "Вид документа" указан федеральный закон, считать срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации.
2. В процессе подготовки проектов нормативных правовых актов и документов по стандартизации наименования актов и документов могут быть уточнены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработан план мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации "дорожной карты" Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет".
Он расчитан до 2035 г.
Мероприятия в основном касаются беспилотных авиационных систем.
Определены ожидаемые результаты, сроки реализации и исполнители мероприятий.
Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2018 г. N 576-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 апреля 2018 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 апреля 2018 г. N 16 (часть II) ст. 2396
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 16 сентября 2021 г. N 2587-р
Изменения вступают в силу с 16 сентября 2021 г.
Распоряжение Правительства РФ от 5 ноября 2020 г. N 2871-р
Изменения вступают в силу с 5 ноября 2020 г.
Распоряжение Правительства РФ от 24 июля 2020 г. N 1941-р
Изменения вступают в силу с 24 июля 2020 г.