Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Ространснадзора
от 27.02.2018 N ВБ-149фс
Программа профилактики нарушений обязательных требований Управления государственного морского и речного надзора на 2018-2020 годы
I. Общие положения
Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере морского и внутреннего водного транспорта на 2018-2020 годы.
II. Основные понятия и термины, используемые в Программе
1) правонарушение - преступление или административное правонарушение, представляющее собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;
2) профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;
3) система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;
4) лица, участвующие в профилактике правонарушений, - Госморречнадзор, территориальные управления государственного морского и речного надзора, граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений;
5) мониторинг в сфере профилактики правонарушений - система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений.
III. Цели и задачи проведения профилактической работы
Стратегической целью профилактики правонарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере морского и внутреннего водного транспорта является повышение уровня комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в сфере морского и внутреннего водного транспорта путем оптимизации взаимодействия всех участников профилактики: Госморречнадзора, территориальных управлений государственного морского и речного надзора, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на морском и внутреннем водном транспорте, общественных объединений и населения.
Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2018-2020 годы (далее - Программа профилактики Госморречнадзора) разработана для решения проблем, существующих в области профилактики правонарушений и обеспечения безопасного проживания граждан, безопасного осуществления деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере морского и внутреннего водного транспорта на территории Российской Федерации.
В качестве основания для разработки Программы использованы Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", "Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований" (утв. протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017 N 61(11)) (вместе с "Требованиями к структурированию и размещению сведений о мерах профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте контрольно-надзорного органа", "Порядком составления и ведения перечня типовых нарушений обязательных требований", "Порядком установления контрольно-надзорными органами обстоятельств для обоснованного объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований").
Основными целями Программы являются:
- предотвращение ущерба охраняемым законом ценностям и повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы в сфере морского и внутреннего водного транспорта;
- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами контроля (надзора);
- снижение административной нагрузки на субъекты контроля (надзора);
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Программой предусматривается решение следующих основных задач:
- формирование и внедрение новых средств коммуникации и методов взаимодействия с субъектами контроля (надзора) при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере морского и внутреннего водного транспорта;
- снижение количества плановых контрольных мероприятий и постепенная их замена мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами контроля (надзора);
- создание системы, обеспечивающей прозрачность, понятность содержания обязательных требований законодательства Российской Федерации, подлежащих соблюдению.
- оптимизация работы по предупреждению и профилактике нарушений, совершаемых в сфере морского и внутреннего водного транспорта, и вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, организаций всех форм собственности, а также граждан и общественных объединений.
IV. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы
Осуществление планов социального и экономического развития Российской Федерации невозможно без достижения серьезных успехов в борьбе с правонарушениями в сфере транспорта, в том числе в сфере морского и внутреннего водного транспорта.
Субъектами контроля (надзора) Госморречнадзора и территориальных управлений государственного морского и речного надзора являются:
Организации-судовладельцы;
Организации, эксплуатирующие портовые и судоходные гидротехнические сооружения;
Лоцманские организации;
Организации, входящие в подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Капитаны морских портов;
Капитаны бассейнов внутренних водных путей.
Со стороны субъектов контроля (надзора) продолжают оставаться на высоком уровне риски нарушения обязательных требований в сфере морского и речного транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:
1. риск гибели человека;
2. риск причинения вреда здоровью человека;
3. риск загрязнения окружающей среды;
4. риск материального ущерба.
Сравнительный анализ количества нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий за последние 4 года, свидетельствует о достаточно высоком тренде нарушений, допускаемых субъектами контроля (надзора) в сфере морского и внутреннего водного транспорта: в 2014 году выявлено 7219 нарушений, в 2015 году выявлено 8714 нарушений, в 2016 году - 7541 нарушение, в 2017 году - 5766 нарушений. При этом в 2014 году проведено 11554 контрольно-надзорных мероприятия (плановые, внеплановые проверки и осмотры объектов транспортной инфраструктуры); в 2015 году - 13710 контрольно-надзорных мероприятий; в 2016 году - 11763 контрольно-надзорных мероприятия; в 2017 году - 8451 контрольно-надзорное мероприятие. Таким образом, среднее количество выявленных нарушений на 1 контрольно-надзорное мероприятие равняется 0,62 в 2014 году; 0,63 в 2015 году; 0,64 в 2016 году; 0,68 в 2017 году.
Анализ подтверждает тот факт, что репрессивные методы воздействия (увеличение числа плановых проверок, привлечение к административной ответственности) на субъекты контроля (надзора) не могут способствовать достижению главной цели - снижению контролируемых рисков. Предлагаемая система профилактики правонарушений предусматривает изменение формы воздействия на субъекты контроля (надзора) с репрессивной на профилактическую. Достаточно часто предприниматель или иной субъект контроля (надзора) не в состоянии обеспечить соблюдение всех обязательных требований по причине их информационной недоступности, противоречия друг другу либо в силу того, что обязательные требования устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат. Основная задача профилактического воздействия программы профилактики Госморречнадзора заключается в создании комфортных условий и среды посредством доведения до субъектов контроля (надзора) информации об обязательных требованиях законодательства Российской Федерации в сфере морского и речного транспорта в понятной и удобной форме, мотивирующей субъекты контроля (надзора) к снижению нарушений обязательных требований и, соответственно, контролируемых рисков.
Госморречнадзором и территориальными управлениями государственного морского и речного надзора в настоящее время профилактические мероприятия реализуются в следующих формах:
1. совещания и семинары с субъектами контроля (2 раза в год);
2. проведение ведомственных тематических коллегий (1 раз в год);
3. публикация в средствах массовой информации сведений о деятельности Госморречнадзора и территориальных управлений (событийно);
4. публикация на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" сведений о состоянии аварийности на водном транспорте (ежеквартально);
5. выпуск сборника аварийных случаев с судами на море и внутренних водных путях (ежегодно);
6. проведение видеоконференций по текущим проблемным вопросам, обсуждению изменения действующего законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности, повышению эффективности проверочных мероприятий (ежеквартально);
7. информирование посредством интерактивного взаимодействия на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" (постоянно);
8. проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
9. выдача предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований.
Для реализации программы профилактики Госморречнадзора предлагаются следующие новые способы (виды профилактических мероприятий):
1. расширение форм проведения профилактики с использованием официального сайта Ространснадзора в сети "Интернет":
1.1. размещение перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов. Данная форма проведения профилактики приведет к открытости обязательных требований, проверяемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий в сфере морского и речного транспорта, для всех поднадзорных субъектов.
1.2. разработка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований с последующим размещением на сайте Ространснадзора в сети "Интернет". Указанная форма приведет к информированию поднадзорных субъектов о методологии по соблюдению обязательных требований.
1.3. подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований. Данная форма проведения профилактики приведет к своевременному информированию поднадзорных субъектов об изменениях обязательных требований.
1.4. обобщение практики осуществления государственного контроля в сфере морского и внутреннего водного транспорта, размещение обобщений на сайте Ространснадзора в сети "Интернет". Указанная форма приведет к открытости проверочных мероприятий и информированию субъектов контроля (надзора) о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований.
1.5. создание на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" опросов для представителей субъектов контроля (надзора) о качестве проведенных проверок, а также функции оценки:
информированности субъектов контроля (надзора) об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах субъектов контроля (надзора) в ходе проверки;
понятности обязательных требований, обеспечивающих их однозначное толкование субъектами контроля (надзора) и контрольно-надзорным органом;
уровня вовлеченности субъектов контроля (надзора) в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.
Такие опросы способны выставить оценку территориальному управлению, чей инспекторский состав осуществлял профилактику нарушений и проверял юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Данная форма приведет к появлению непосредственной связи между субъектом контроля (надзора) и территориальным управлением, проводившим проверку, что в конечном счете будет использовано как показатель удовлетворенности поднадзорными субъектами качеством мероприятий по контролю.
2. расширение формы разъяснения субъектам контроля (надзора) обобщенных итогов выявленных нарушений за прошлые периоды непосредственно во время проверок. Указанная форма приведет к дополнительному распространению сведений о наиболее часто выявляемых нарушениях и способах по их устранению для субъектов контроля (надзора).
3. выдача предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований. Указанная форма приведет к минимизации наступления# вероятности наступления события (аварии, транспортного происшествия), следствием которого могут являться:
риск гибели человека;
риск причинения вреда здоровью человека;
риск загрязнения окружающей среды;
риск материального ущерба.
4. проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики. Указанная форма приводит к распространению сведений о наиболее часто выявляемых нарушениях и способах по их устранению для субъектов контроля (надзора).
V. Целевые показатели результативности мероприятий Программы на текущий календарный год
Целевыми показателями качества Программы выступают:
1) Показатель снижения количества нарушений законодательства, допущенных поднадзорными субъектами и выявленных при проведении проверок
Базовый период 2016 год (100%) - 7541 нарушение.
В 2018 году показатель не превышает 90% от базового периода (6787 нарушений).
Показатель рассчитывается как соотношение количества нарушений законодательства, допущенных поднадзорными субъектами и выявленных при проведении проверок, к количеству нарушений за 2016 год.
2) Показатель удовлетворенности поднадзорными субъектами качеством мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований посредством социологического исследования (через сайт Ространснадзора), критериями которого являются:
- информированность субъектов контроля (надзора) об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах субъектов контроля (надзора) в ходе проверки и др.
- понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование субъектами контроля (надзора) и контрольно-надзорным органом;
- вовлечение субъектов контроля (надзора) в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.
Базовый период 2016 год (0%)
В 2018 году показатель должен увеличиться на 25% к базовому периоду
Показатель рассчитывается как соотношение положительных к отрицательным отзывам на сайте Ространснадзора в сети "Интернет".
3) Показатель качества от проведенных профилактических мероприятий, %
Базовый период 2016 год (0%)
В 2018 году показатель должен увеличиться на 10% к базовому периоду
Показатель рассчитывается как соотношение количества проведенных мероприятий по профилактике нарушений к количеству выявленных нарушений в ходе проверок.
Целевыми показателями результативности Программы выступают:
1) Уровень внедрения комплексной системы профилактики нарушения обязательных требований, %
Базовый период 2016 год (0%)
В 2018 году показатель должен увеличиться на 10% к базовому периоду
Показатель рассчитывается как количество реализуемых методов профилактики нарушений обязательных требований.
2) Количество проведенных профилактических мероприятий Госморречнадзором и территориальными управлениями государственного морского и речного надзора, ед.
В 2018 году показатель должен быть не меньше 150 мероприятий
Показатель рассчитывается как количество проведенных профилактических мероприятий Госморречнадзором и территориальными управлениями государственного морского и речного надзора.
3) Количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.
В 2018 году показатель должен быть не меньше 250 подконтрольных субъектов.
VI. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
ФИО ответственного лица |
Должность |
Телефон |
Электронная почта |
1 |
Размещение перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов на сайте Ространснадзора |
Жаркова Лариса Евгеньевна; |
Начальники отделов Госморречнадзора |
8 (499) 231-64-41 |
Koreshkov_ev@rostransnadzor.ru |
Парамонов Вячеслав Витальевич; |
8 (499) 231-57-42 |
Paramonov_VV@rostransnadzor.ru |
|||
Селиванов Александр Иванович; |
8 (499) 231-51-84 |
selivanov_ai@rostransnadzor.ru |
|||
Чичин Виктор Константинович |
8 (499) 231-57-68 |
Chichin_VK@rostransnadzor.ru |
|||
2 |
Разработка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований на сайте Ространснадзора |
Жаркова Лариса Евгеньевна; |
Начальники отделов Госморречнадзора |
8 (499) 231-64-41 |
Koreshkov_ev@rostransnadzor.ru |
Парамонов Вячеслав Витальевич; |
8 (499) 231-57-42 |
Paramonov_VV@rostransnadzor.ru |
|||
Селиванов Александр Иванович; |
8 (499) 231-51-84 |
selivanov_ai@rostransnadzor.ru |
|||
Чичин Виктор Константинович |
8 (499) 231-57-68 |
Chichin_VK@rostransnadzor.ru |
|||
3 |
Проведения ежеквартальных публичных мероприятий территориальным# и управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта |
|
Начальники территориальных управлений |
|
|
4 |
Подготовка и распространение комментариев (в случае изменения обязательных требований) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований на сайте Ространснадзора |
Жаркова Лариса Евгеньевна; |
Начальники отделов Госморречнадзора |
8 (499) 231-64-41 |
Koreshkov_ev@rostransnadzor.ru |
Парамонов Вячеслав Витальевич; |
8 (499) 231-57-42 |
Paramonov_VV@rostransnadzor.ru |
|||
Селиванов Александр Иванович; |
8 (499) 231-51-84 |
selivanov_ai@rostransnadzor.ru |
|||
Чичин Виктор Константинович |
8 (499) 231-57-68 |
Chichin_VK@rostransnadzor.ru |
|||
5 |
Обобщение практики осуществления государственного контроля, размещение обобщений на сайте Ространснадзора |
Жаркова Лариса Евгеньевна; |
Начальники отделов Госморречнадзора |
8 (499) 231-64-41 |
Koreshkov_ev@rostransnadzor.ru |
Парамонов Вячеслав Витальевич; |
8 (499) 231-57-42 |
Paramonov_VV@rostransnadzor.ru |
|||
Селиванов Александр Иванович; |
8 (499) 231-51-84 |
selivanov_ai@rostransnadzor.ru |
|||
Чичин Виктор Константинович |
8 (499) 231-57-68 |
Chichin_VK@rostransnadzor.ru |
|||
6 |
Создание на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" опросов для представителей субъектов контроля (надзора) о качестве проведенных проверок, профилактики нарушений |
Жаркова Лариса Евгеньевна; |
Начальники отделов Госморречнадзора |
8 (499) 231-64-41 |
Koreshkov_ev@rostransnadzor.ru |
Парамонов Вячеслав Витальевич; |
8 (499) 231-57-42 |
Paramonov_VV@rostransnadzor.ru |
|||
Селиванов Александр Иванович; |
8 (499) 231-51-84 |
selivanov_ai@rostransnadzor.ru |
|||
Чичин Виктор Константинович |
8 (499) 231-57-68 |
Chichin_VK@rostransnadzor.ru |
|||
7 |
Проведение разъяснений субъектам контроля (надзора) обобщенных итогов выявленных нарушений за прошлые периоды непосредственно во время проверок |
|
Начальники территориальных управлений |
|
|
8 |
Проведение семинаров и конференций с поднадзорными субъектами |
|
Начальники территориальных управлений |
|
|
9 |
Разъяснительная работа со средствами массовой информации |
Жаркова Лариса Евгеньевна; |
Начальники отделов Госморречнадзора |
8 (499) 231-64-41 |
Koreshkov_ev@rostransnadzor.ru |
Парамонов Вячеслав Витальевич; |
8 (499) 231-57-42 |
Paramonov_VV@rostransnadzor.ru |
|||
Селиванов Александр Иванович; |
8 (499) 231-51-84 |
selivanov_ai@rostransnadzor.ru |
|||
Чичин Виктор Константинович |
8 (499) 231-57-68 |
Chichin_VK@rostransnadzor.ru |
|||
10 |
Выдача предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований |
|
Начальники территориальных управлений |
|
|
VII. План-график профилактических мероприятий в сфере морского и внутреннего водного транспорта
N |
Наименование мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Периодичность проведения |
Адресаты мероприятия |
Ожидаемые результаты проведенного мероприятия |
1 |
Размещение перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих правовых актов на сайте Ространснадзора |
Подготовка информации на сайт Ространснадзора |
Постоянно |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Обеспечение открытости обязательных требований, проверяемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий, для всех поднадзорных субъектов |
2 |
Разработка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований на сайте Ространснадзора |
Подготовка информации на сайт Ространснадзора |
III квартал |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Информирование поднадзорных субъектов о методологии по соблюдению обязательных требований |
3 |
Проведения публичных мероприятий территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере транспорта |
Подготовка информации на сайт Ространснадзора |
Ежеквартально |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Открытость проверочных мероприятий и информирование поднадзорных субъектов |
4 |
Подготовка и распространение комментариев (в случае изменения обязательных требований) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований на сайте Ространснадзора |
Подготовка информации на сайт Ространснадзора |
Постоянно, по мере внесения изменений в нормативные правовые акты |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Своевременное информирование поднадзорных субъектов об изменениях обязательных требований |
5 |
Обобщение практики осуществления государственного контроля, размещение обобщений на сайте Ространснадзора |
Подготовка информации на сайт Ространснадзора |
Не реже одного раза в квартал |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Открытость проверочных мероприятий и информирование поднадзорных субъектов о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований |
6 |
Создание на сайте Ространснадзора в сети "Интернет" опросов для представителей субъектов контроля (надзора) о качестве проведенных проверок, профилактики нарушений |
Подготовка информации на сайт Ространснадзора |
По мере необходимости |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Создание дополнительного интерактивного опроса на сайте Ространснадзора с целью мониторинга мнения поднадзорных субъектов о проведенных проверках и работе по профилактике нарушений органа государственного контроля (надзора) |
7 |
Проведение разъяснений субъектам контроля (надзора) обобщенных итогов выявленных нарушений за прошлые периоды непосредственно во время проверок |
Информирование поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований |
В ходе проверок |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Открытость проверочных мероприятий и информирование поднадзорных субъектов о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований |
8 |
Проведение семинаров и конференций с поднадзорными субъектами |
Информирование поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований |
Раз в квартал |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Информирование поднадзорных субъектов о методологии по соблюдению обязательных требований |
9 |
Разъяснительная работа со средствами массовой информации |
Информирование поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований |
По мере необходимости |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Информирование поднадзорных субъектов о методологии по соблюдению обязательных требований |
10 |
Выдача предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований |
Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
Незамедлительно при наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
Все поднадзорные Госморречнадзору субъекты |
Минимизация возможных рисков нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.