Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 марта 2017 г. N 03-05-04-03/13135
Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Департаментом доходов рассмотрел пункт 3 письма Росреестра от 27 января 2017 г. N 14-00929-ГЕ/17 по вопросу о применении норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в части зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации государственной пошлины за государственный кадастровый учет недвижимого имущества и (или) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) и в дополнение к письму Минфина России от 22 февраля 2017 г. N 03-05-04-03/10419 сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав осуществляется органом регистрации прав. Таким органом является Росреестр, а также на основании решения Росреестра подведомственное ему бюджетное учреждение. К компетенции органа регистрации прав относятся, в том числе прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, а также выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, по нашему мнению, прием и выдача указанных документов являются юридически значимыми действиями, совершаемыми органами регистрации прав.
Статьей 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы предоставляются в орган регистрации прав или в МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости.
При этом вышеуказанным законом не установлено, каким органом регистрации прав должны быть осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав - по месту нахождения объекта недвижимости или по месту приема (подачи) документов.
Однако Федеральным законом N 218-ФЗ определено, что порядок и сроки передачи МФЦ принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав определяются соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом сроки передачи МФЦ принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав не должны превышать один рабочий день.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" МФЦ - это организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна". Из чего следует, что МФЦ, осуществляя прием и выдачу документов, не совершает юридически значимых действий.
Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 249-ФЗ) доходы от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ подлежат зачислению по нормативу 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в бюджет субъекта Российской Федерации.
При этом согласно положениям статьи 56 БК РФ государственная пошлина подлежит зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов.
Учитывая, что Федеральный закон N 249-ФЗ разработан в целях компенсации расходов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением государственных услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ, считаем, что доходы от уплаты государственной пошлины, за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые являются учредителями МФЦ, принявшего документы.
Вместе с тем, ведение Единого государственного реестра недвижимости позволяет осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество любому территориальному органу регистрации прав независимо от места расположения объекта недвижимости.
Кроме того, по нашему мнению, в целях реализации Федерального закона N 249-ФЗ, в соглашении о взаимодействии, заключенном органом регистрации прав и МФЦ должны быть установлены порядок и сроки передачи МФЦ принятых им документов в орган регистрации прав, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, являющегося учредителем МФЦ, для осуществления им государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу зачисления в бюджеты госпошлины за кадастровый учет недвижимого имущества и (или) госрегистрацию прав на него при подаче заявления и (или) документов в МФЦ.
Доходы от госпошлины за совершение юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов в МФЦ подлежат зачислению по нормативу 50% - в федеральный бюджет и 50% - региональный.
Доходы подлежат зачислению в бюджеты регионов, которые являются учредителями МФЦ, принявшего документы.
Однако ведение ЕГРН позволяет совершать госрегистрацию прав на недвижимое имущество любому территориальному органу независимо от места расположения объекта.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 марта 2017 г. N 03-05-04-03/13135
Текст письма официально опубликован не был