Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2018 г. N 67-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Раянова А.М. на решение Новосибирского областного суда от 1 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления избирательной комиссии Новосибирской области о листовках.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
13 февраля 2018 года избирательной комиссией Новосибирской области издано постановление N 187/1473-5 "О листовках "Забастовка избирателей", которым: 1) листовка "Забастовка избирателей. Это не выборы - это обман" формата А4, 2) листовка "Забастовка избирателей. Это не выборы - это обман" формата А5, 3) листовка "Забастовка избирателей. Выборы без конкуренции - это не выборы" формата А5 признаны печатными материалами, содержащими признаки предвыборной агитации, изготовленными и распространяемыми с нарушением требований закона.
Раянов А.М. обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанного постановления избирательной комиссии незаконным, ссылаясь в обоснование своего требования на то, что названные листовки не являются агитационным материалом, не использовались в предвыборной агитации, а также, вопреки мнению избирательной комиссии, имеют разное содержание и не представляют единый материал.
Решением Новосибирского областного суда от 1 марта 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Раянов А.М. просит данное решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы избирательной комиссией Новосибирской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление избирательной комиссии является законным.
Как видно из материалов настоящего административного дела, в названных выше листовках содержится обращение к населению с призывом не голосовать на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года, ни за одного из кандидатов, поскольку результаты выборов предопределены заранее.
Из подпунктов 1 и 4 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что отличительным признаком агитационных материалов является содержание в них признаков предвыборной агитации, а также их предназначение для массового распространения в период избирательной кампании. Предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) или против него (них).
Выборы Президента Российской Федерации назначены на 18 марта 2018 года постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 года N 528-СФ, официально опубликованным 18 декабря 2017 года в печатном издании "Российская газета" N 286 и на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.
В соответствии с подпунктами 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются: описание возможных последствий избрания кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с негативными комментариями; деятельность, способствующая формированию отрицательного отношения избирателей к кандидату.
Из названных выше листовок видно, что в каждой листовке в отдельности и во всех листовках в совокупности явно преобладают сведения об одном из кандидатов в сочетании с негативными комментариями и описываются возможные последствия в случае избрания одного из кандидатов. В этой связи избирательная комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что данные листовки способствуют формированию отрицательного отношения избирателей к одному из кандидатов. И суд первой инстанции с такой позицией избирательной комиссии согласился также обоснованно.
Предназначение названных выше листовок для массового распространения в период избирательной кампании следует из обстоятельств, установленных по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении о признании Раянова А.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за распространение в период подготовки и проведения выборов печатных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах.
При таких обстоятельствах названные выше листовки признаны избирательной комиссией печатным агитационным материалом в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах; оснований не согласиться таким выводом у суда первой инстанции не имелось.
Согласно пункту 2 статьи 55 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" все предвыборные печатные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
Пунктом 6 статьи 55 этого же федерального закона распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктами 3 и (или) 5 настоящей статьи запрещено.
Согласно пункта 3 и 5 статьи 55 указанного федерального закона экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами в соответствующие избирательные комиссии должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица (об адресе места жительства физического лица), изготовившего и заказавшего эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала за счёт средств соответствующего избирательного фонда с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Запрещается изготовление предвыборных печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 11 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счёт средств избирательного фонда, с нарушением требований, установленных пунктами 4, 6, 6.1 и 7.1 статьи 49 настоящего федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи.
Между тем, как установили избирательная комиссия и суд первой инстанции, названные листовки приведённым выше требованиям Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" не отвечают, в связи с чем на основании пункта 6 статьи 55 этого же федерального закона избирательная комиссия запретила распространение данных предвыборных агитационных материалов правильно, а суд первой инстанции закономерно с избирательной комиссией согласился.
Всем доводам административного истца Раянова А.М. о том, что названные листовки не являются предвыборным агитационным материалом, суд первой инстанции в обжалуемом решении суда дал исчерпывающий ответ со ссылками на подлежащие применению нормы Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и правомерно признал данные доводы несостоятельными. Оснований не согласиться с выводами суда в этой части Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела не было учтено мнение специалиста-филолога. Однако данные доводы противоречит материалам дела, согласно которым специалист участвовал в судебном заседании, давал пояснения, отвечал на поставленные вопросы.
Таким образом, обжалуемое решение Новосибирского областного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 1 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Раянова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2018 г. N 67-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был