Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 20 марта 2018 г. N 201-КГ18-1
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Дербилова О.А.,
при секретаре Жиленковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителей командира войсковой части 3472 Скирневского В.Ф. и председателя жилищной комиссии войсковой части 3472 Фоменко М.С. на апелляционное определение Московского окружного военного суда от 17 августа 2017 г., которым отменено решение Реутовского гарнизонного военного суда от 1 июня 2017 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления (далее - заявление) военнослужащего войсковой части 3472 старшего прапорщика Пономаревой Ольги Ивановны об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 3472, связанных с отказом в признании ее нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя командира и председателя жилищной комиссии войсковой части 3472 Фоменко М.С. в обоснование доводов кассационной жалобы, возражения представителя Пономаревой О.И. - Фильдшина В.И. против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, установила:
решением Реутовского гарнизонного военного суда от 1 июня 2017 г. отказано в удовлетворении заявления Пономаревой О.И., в котором она просила признать незаконным утвержденное командиром войсковой части 3472 решение жилищной комиссии воинской части от 25 января 2017 г. об отказе в признании ее и членов семьи (супруг и дочь) нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве.
Апелляционным определением Московского окружного военного суда от 17 августа 2017 г. решение суда отменено. По делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявления. Оспариваемое решение жилищной комиссии признано незаконным, на командира и жилищную комиссию войсковой части 3472 возложена обязанность отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о признании Пономаревой О.И. и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания по избранному месту жительства.
Определением судьи Московского окружного военного суда от 5 октября 2017 г. в передаче кассационной жалобы командира войсковой части 3472 и представителя председателя жилищной комиссии войсковой части 3472 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представители административных ответчиков, указывая на обеспеченность Пономаревой О.И. жилым помещением по установленным нормам как по месту военной службы, так и по избранному месту жительства, а также на отсутствие у жилищной комиссии сведений о намерении и возможности административного истца сдать это жилое помещение Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, просят апелляционное определение окружного военного суда отменить, оставить в силе решение гарнизонного военного суда.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2018 г. кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Пономарева О.И., заключившая контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и проходящая военную службу с августа 1992 года в войсковой части 3472, в сентябре 1990 года была вселена в качестве члена семьи в квартиру общей площадью 42,7 кв. м, расположенную в г. Балашихе Московской области (по месту военной службы административного истца) и принадлежащую на праве собственности администрации города Балашихи Московской области.
В указанной квартире зарегистрированы и проживают супруг Пономаревой О.И. - в качестве нанимателя жилого помещения по договору социального найма с 1999 года, административный истец и их дочь - в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения с 1990 года и с 2003 года соответственно.
В связи с предстоящим увольнением по достижении предельного возраста пребывания на военной службе Пономарева О.И. в декабре 2016 года обратилась в жилищную комиссию воинской части с заявлением о признании ее вместе с членами семьи нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3472 от 25 января 2017 г., утвержденным командиром воинской части, Пономаревой О.И. в удовлетворении заявления отказано.
В обоснование принятого решения жилищная комиссия указала, что административный истец обеспечен жилым помещением по установленным нормам и отсутствуют данные о том, что ее супруг, все проживающие в квартире члены его семьи и администрация города Балашихи Московской области обязались передать освобожденную квартиру Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований Пономаревой О.И. о признании решения жилищной комиссии незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец вместе с членами семьи обеспечена жилым помещением по установленным нормам и на момент ее обращения в жилищную комиссию отсутствовала реальная возможность выполнить обязательство о сдаче квартиры федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Отменяя это решение, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении жилищных прав административного истца, поскольку в силу закона она имеет право на признание нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства в связи с увольнением с военной службы.
В обоснование данного вывода окружной военный суд сослался на п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
Однако такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении норм материального права, что выразилось в неприменении закона, подлежащего применению.
Судом установлено, что Пономарева О.И., обеспеченная по месту военной службы жилым помещением по установленным нормам, при обращении с заявлением в жилищную комиссию не представила обязательства об освобождении жилого помещения, в котором она проживает вместе с супругом и дочерью на основании договора социального найма, для последующей сдачи жилого помещения в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
Это обстоятельство является юридически значимым.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В этом же пункте ст. 15 федерального закона указано, что документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливаются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение названных предписаний Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июня 2011 г. N 512 утвердило Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Содержание названных норм права в их взаимосвязи указывает на то, что социальная гарантия в виде обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства предоставляется указанным в законе категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей только при условии сдачи соответствующему органу жилых помещений по прежнему месту жительства. При этом в том случае, если военнослужащий не принял в отношении занимаемого по месту военной службы жилого помещения обязательства о его сдаче или возможность сдачи этого жилого помещения отсутствует, то при решении вопроса о признании такого военнослужащего нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по избранному постоянному месту жительства.
Согласно ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в г. Москве установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения.
Поскольку обеспеченность Пономаревой О.И. и членов ее семьи жильем составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной по избранному месту жительству, и на момент рассмотрения заявления она не принимала в отношении занимаемого жилого помещения обязательства о сдаче, то у жилищной комиссии отсутствовали законные основания для признания административного истца нуждающейся в жилом помещении в г. Москве.
Что касается вывода суда апелляционной инстанции о безусловном праве Пономаревой О.И. на признание ее нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства в связи с увольнением с военной службы, то такой вывод сделан без учета приведенных нормативных предписаний, содержащихся в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" и в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.
Кроме того, пунктом 3 Правил определено, что основанием для принятия на жилищный учет является заявление, подписанное военнослужащим и всеми совершеннолетними членами его семьи.
Удостоверяя своими подписями заявление по форме, установленной приложением к Правилам, члены семьи военнослужащего подтверждают достоверность указанных в нем сведений о своих жилищных условиях и соглашаются с проведением в отношении них дополнительных проверочных мероприятий. Как следствие, они соглашаются со всеми условиями обеспечения жильем в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Однако в материалах дела отсутствуют сведения о подаче административным истцом соответствующего заявления, тогда как приобщенный к делу рапорт от 27 декабря 2016 г. по иной форме подписан исключительно Пономаревой О.И.
Таким образом, вывод гарнизонного военного суда о законности утвержденного командиром войсковой части 3472 решения жилищной комиссии воинской части от 25 января 2017 г. об отказе в признании административного истца и членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве по существу является правильным.
В связи с изложенным обжалуемое апелляционное определение от 17 августа 2017 г. подлежит отмене с оставлением в силе в решения Реутовского гарнизонного военного суда от 1 июня 2017 г.
Руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение Московского окружного военного суда от 17 августа 2017 г. по административному исковому заявлению Пономаревой Ольги Ивановны в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, оставить в силе решение Реутовского гарнизонного военного суда от 1 июня 2017 г. по административному исковому заявлению Пономаревой О.И.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи: |
А.В. Воронов |
|
О.А. Дербилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 20 марта 2018 г. N 201-КГ18-1
Текст определения официально опубликован не был