Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 10-АПГ17-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Кировские коммунальные системы" о признании недействующим постановления Правительства Кировской области от 27 июля 2017 г. N 392-П "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Кировской области", по апелляционной жалобе Правительства Кировской области на решение Кировского областного суда от 04 октября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя акционерного общества "Кировские коммунальные системы" Борисенко Е.С. Зуйкова Н.И., представителей Правительства Кировской области Кононовой Е.Л. Крысовой Ю.В., Файба В.Л., представителей Министерства строительства и жилищно-строительного хозяйства Кировской области Будницкого Д.М., Цимбалова В.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "Кировские коммунальные системы") обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Кировской области от 27 июля 2017 г. N 392-П "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Кировской области".
Решением Кировского областного суда от 04 октября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Кировской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы АО "Кировские коммунальные системы", прокуратурой Кировской области представлены возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Кировской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Основным видом деятельности АО "Кировские коммунальные системы" согласно сведениям ЕГРЮЛ является забор, очистка и распределение воды на территории г. Кирова. В сфере водоотведения общество оказывает услуги по приему загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Постановлением Администрации г. Кирова от 28 июня 2013 г. N 2480-П АО "Кировские коммунальные системы" наделено статусом гарантирующих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Город Киров".
Постановлением Правительства Кировской области от 03 февраля 2004 г. N 1/6 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области" (далее - постановление от 03 февраля 2004 г. N 1/6) утверждены Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области (далее - СКНПО), Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в СКНПО в пределах установленных лимитов, Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО и Рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению сверхнормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО. самостоятельных видов платы - платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок расчета и взимания которой в соответствии с постановлением от 31 декабря 1995 г. N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой определяется Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 органы местного самоуправления устанавливают нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод исходя из необходимости предотвращения негативного воздействия на водные объекты организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
В то же время Правила N 644 устанавливают требования к сточным водам в части предотвращения их негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции определяют порядок взимания платы с абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в системы канализаций населенных пунктов, исходя из приоритета защиты водных объектов от негативного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах.
В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Минстрой России.
С учетом изложенного, Минстрой России вправе давать разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской федерации от 29 июля 2013 г. N 644 и иным нормативным актам в указанной сфере.
Согласно письму Минстроя России от 09 октября 2017 г. N 36109-АЧ/04 нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные во исполнение постановления от 31 декабря 1995 г. N 1310 до вступления в силу изменений, внесенных постановлением N 3, и устанавливающим общий (единый) порядок расчета платы абонентов за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ без дифференциации его по характеру вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов (вредное воздействие на окружающую среду или сети и сооружения централизованной системы водоотведения), обязательному изменению либо отмене с последующим принятием новых порядков не подлежит, и продолжают применяться при расчете платы абонентов, взимаемой в целях предотвращения
Постановлением Правительства Кировской области от 27 июля 2017 г. N 392-П (далее - постановление от 22 июля 2017 г. N 392-П) указанное выше постановление признано утратившим силу.
Признавая недействующим постановление от 22 июля 2017 г. N 392-П, суд первой инстанции исходил из того, что отмена установленного постановлением от 03 февраля 2004 г. N 1/6 порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих вещества СКНПО в отсутствие принятого нового нормативного правового акта, определяющего соответствующий порядок, приведет к невозможности взимания обществом с абонентов платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее - Правила N 167) расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление от 31 декабря 1995 г. N 1310), в редакции, действовавшей в период принятия постановления от 03 февраля 2004 г. N 1/6, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05 января 2015 г. N 3 из пункта 1 постановления от 31 декабря 1995 г. N 1310 исключены слова "системам канализации и".
В настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к качеству сточных вод абонентов, имеющих различную правовую природу и целевую направленность (предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и на работу централизованной системы водоотведения), соблюдение которых абонентами обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух вреда окружающей среде, с учетом установленных в соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 04 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. N 10-АПГ17-13
Текст определения официально опубликован не был