Определение Верховного Суда РФ от 7 февраля 2018 г. N 309-КГ17-22017
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление активами" на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2017 по делу N А50-29905/2016, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление активами" (далее - общество "Управление активами") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Березники (далее - управление) о признании незаконным изложенного в письме от 22.11.2016 N 18-01-10/1847 отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200005:8 общей площадью 21 629 кв. м, расположенного по адресу Пермский край г. Березники, ул. Березниковская, обязании ответчика направить проект договора купли-продажи спорного земельного участка с указанием выкупной стоимости в размере 0,1245 руб.
К участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Термоабразив".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.04.2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что исходя из буквального толкования нормы пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, указанная в заявлении о предоставлении земельного участка цель использования такого земельного участка не соответствует его разрешенному использованию.
В заявлении, направленном 29.09.2016 ООО "Управление активами" в адрес Управления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200005:8 общей площадью 21 629 кв. м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Березниковская, какой-либо иной цели, не соответствующей разрешенному использованию земельного участка, указано не было.
Расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости, которые с 2014-2015 принадлежат на праве собственности ООО "Управление активами",были построены в период с 1953 по 1979 и изначально являлись единым комплексом зданий и сооружений. Данный имущественный комплекс состоит из 4-х административных зданий, траснформаторной подстанции N 11, узла связи, дымовой камеры, поликлиники, магазина. Указанные объекты связаны между собой системой инженерной и дорожной коммуникаций. Объекты недвижимости с момента постройки использовались и используются в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка - "предзаводская площадка", который был установлен на момент подачи заявления о предоставлении в собственность земельного участка).
Учитывая, что разрешено использование земельного участка ("предзаводская площадка") не исключает и не может исключать возможность возведения и функционирования на земельном участке объектов недвижимости, 09.10.1997 Администрацией г. Березники спорный земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости был поставлен на кадастровый учет.
13.10.2015 и 12.08.2016 по заказу Администрации г. Березники кадастровыми инженерами ООО "Березниковское кадастровое бюро" проводились кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, что подтверждается кадастровой выпиской, имеющейся в материалах дела. Вместе с тем каких-либо иных изменений в отношении разрешенного использования спорного земельного участка со стороны Администрации г. Березники не производилось.
В настоящее время целостность имущественного комплекса сохранена, функциональное назначение имущественного комплекса и входящих в его состав зданий и сооружений не менялась с момента их возведения. Таким образом, выводы судов о фактическом изменении заявителем вида разрешенного использования земельного участка в связи с приобретением объектов недвижимости являются необоснованными.
В новой редакции от 13.04.2017 постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" спорный земельный участок с кадастровым номером до сих пор отнесен к 16 виду разрешенного использования.
Решение о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка Управлением было принято после даты обращения ООО "Управления активами" с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка.
По мнению заявителя, со стороны Управления имеет место злоупотребление правом, в связи с чем судам следовало применить статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 названного Кодекса.
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная норма была изложена в п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), согласно которой граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имели исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельных участков без торгов.
Согласно пункту 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Судами установлено, что на основании постановления Администрации г. Березники Пермской области от 09.10.1997 N 2131 открытому акционерному обществу "Бератон" в постоянное пользование предоставлены земельные участки, занимаемые объектами предприятия, в том числе занятый предзаводской площадкой площадью 31 778 кв. м.
Главой местного самоуправления г. Березники Пермской области 05.01.2003 издано постановление N 7 о принятии у открытого акционерного общества "Бератон" части земельного участка площадью 5795 кв. м, занятой троллейбусными путями и разворотной площадкой по ул. Березниковской, 202.
Земельный участок с кадастровым номером 59:03:0200005:8 общей площадью 21 629 кв. м, расположенный по адресу Пермский край г. Березники ул. Березниковская, имеющий разрешенное использование - "занимаемый предзаводской площадкой", был поставлен Администрацией г. Березники Пермской области на кадастровый учет.
Общество "Управление активами" является собственником объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке: здания административного корпуса N 1 с кадастровым номером 59:03:0000000:4382, здания административного корпуса N 2 с кадастровым номером 59:03:0000000:4383, здания административного корпуса N 3 с кадастровым номером 59:03:0000000:4384, здания административного корпуса N 4 с кадастровым номером 59:03:0000000:4387, 2-этажного здания поликлиники с кадастровым номером 59:03:0000000:4385, кирпичного здания магазина с кадастровым номером 59:03:0000000:5676, кирпичного здания трансформаторной подстанции N 11 с кадастровым номером 59:03:0000000:4378, 2-этажного кирпичного здания узла связи с кадастровым номером 59:03:0000000:4379.
Общество "Управление активами" 26.09.2016 обратилось в управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200005:8 из расчета стоимости земельного участка 0,83 руб.
Письмом от 22.11.2016 N 18-01-10/1847 Управление сообщило об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.
Полагая указанный отказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе: кадастровую выписку о земельном участке от 14.09.2016 N 5900/201/16-684548, данные публичной кадастровой карты, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 59:03:0200005:8 площадью 21 629 кв. м поставлен на учет путем уточнения местоположения границ (разрешенное использование - "занимаемый предзаводской площадкой"). При проведении кадастровой оценки земельный участок был отнесен к 16 группе видов разрешенного использования: земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 0,83 руб.
Учитывая, что фактически на земельном участке с кадастровым номером 59:03:0200005:8 расположены объекты недвижимости: административные здания, здания магазина, поликлиники, трансформаторной подстанции, узла связи, при этом обществом "Управление активами" также указано на нахождение на нем объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности, суды обоснованно признали, что установленное на момент принятия оспариваемого решения разрешенное использование этого земельного участка не соответствовало основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и фактическому виду использования земельного участка.
Постановлением Администрации г. Березники Пермского края от 08.12.2016 N 3626 в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200005:8 установлен иной вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания 1-этажного кирпичного здания трансформаторной подстанции N 11 (лит. К), 2-этажного здания поликлиники лит. Д, 2-этажного кирпичного здания узла связи (лит. Л), кирпичного здания магазина (лит. А, А1, А2), здания административного корпуса N 1 (лит. И), здания административного корпуса N 2 (лит. В), здания административного корпуса N 3 (лит. Б), здания административного корпуса N 4 (лит. Е) в соответствии с основными видами разрешенного использования для зоны производственно-коммунальных объектов III класса (П-3), что соответствует статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 21 части III Правил землепользования и застройки в г. Березники.
Данные о таком виде разрешенного использования отражены в кадастровом паспорте земельного участка от 26.12.2016.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 70 057 845 руб. 03 коп., что также нашло свое отражение в публичной кадастровой карте.
Судами правомерно указано, что исполнение уполномоченным органом своих обязанностей по приведению вида разрешенного использования земельного участка, отраженного в сведениях государственного кадастра недвижимости, его фактическому использованию соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в силу чего не может быть признано злоупотребление правом; решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов является законным.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управление активами" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 7 февраля 2018 г. N 309-КГ17-22017 по делу N А50-29905/2016
Текст определения официально опубликован не был