Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2018 г. N 85-КГ18-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 апреля 2018 г. гражданское дело по иску Кузина Александра Алексеевича к ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Калужской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Кузина Александра Алексеевича на решение Калужского районного суда Калужской области от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 17 апреля 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения истца Кузина А.А., представителя истца по доверенности - Васина Д.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение относительно кассационной жалобы представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области Курсаева А.В., представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области Посохина А.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кузин Александр Алексеевич обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы России по Калужской области (далее - ликвидационная комиссии УФМС России по Калужской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (далее - УМВД России по Калужской области) о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Кузин А.А. ссылался на то, что с 29 августа 1998 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 27 декабря 2012 г. N 1609 л/с подполковник полиции Кузин А.А. был прикомандирован к ФМС России (УФМС России по Калужской области). Приказом УФМС России по Калужской области от 9 января 2013 г. N 1 л/с подполковник полиции Кузин А.А. назначен на должность начальника отделения УФМС России по Калужской области в Козельском районе.
7 февраля 2013 г. между МВД России в лице начальника УФМС России по Калужской области и Кузиным А.А. заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в УФМС России по Калужской области в должности начальника отделения УФМС России по Калужской области в Козельском районе.
Впоследствии приказом УФМС России по Калужской области от 17 августа 2015 г. в связи со служебной необходимостью на Кузина А.А. возложено исполнение обязанностей по должности начальника отделения УФМС России по Калужской области в г. Кондрово.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" 7 апреля 2016 г. Кузин А.А. был уведомлен о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом Министра внутренних дел России от 29 августа 2016 г. N 968 л/с подполковник внутренней службы Кузин А.А. уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2016 г. N 968 л/с был вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Калужской области от 12 сентября 2016 г. N 407 л/с об увольнении Кузина А.А. по названному выше основанию с 12 сентября 2016 г.
По мнению Кузина А.А., его увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку на момент увольнения он являлся сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным для прохождения службы в УФМС России по Калужской области, однако ему не были предложены все вакантные должности, имеющиеся в структуре органа внутренних дел на момент увольнения, не решён вопрос о его преимущественном праве на оставление на службе.
С учётом уточнённых исковых требований Кузин А.А. просил суд признать незаконными и отменить приказ Министра внутренних дел России от 29 августа 2016 г. N 968 л/с и приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Калужской области от 12 сентября 2016 г. N 407 л/с об увольнении его из органов внутренних дел; восстановить его на службе в органах внутренних дел с оставлением в распоряжении УФМС России по Калужской области до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или её прекращении; взыскать с УФМС России по Калужской области денежное довольствие за время вынужденного прогула за период с 13 сентября 2016 г. по день вынесения решения суда о восстановлении на службе; компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Представители ответчиков исковые требования в суде не признали.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 13 декабря 2016 г. в удовлетворении исковых требований Кузина А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 17 апреля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Кузина А.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 12 декабря 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 февраля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Представитель ответчика - ликвидационной комиссии УФМС России по Калужской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не сообщил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения истца Кузина А.А. и его представителя, мнение относительно кассационной жалобы представителей МВД России, УМВД России по Калужской области и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кузин А.А. с 29 августа 1998 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации на различных должностях.
Приказом МВД России от 27 декабря 2012 г. N 1609 л/с подполковник полиции Кузин А.А. был прикомандирован к ФМС России (УФМС России по Калужской области). Приказом УФМС России по Калужской области от 9 января 2013 г. N 1 л/с подполковник полиции Кузин А.А. назначен на должность начальника отделения УФМС России по Калужской области в Козельском районе.
7 февраля 2013 г. между МВД России в лице начальника УФМС России по Калужской области и подполковником внутренней службы Кузиным А.А. заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в УФМС России по Калужской области в должности начальника отделения УФМС России по Калужской области в Козельском районе.
Приказом УФМС России по Калужской области от 17 августа 2015 г. N 453 л/с в связи со служебной необходимостью на Кузина А.А. возложено исполнение обязанностей по должности начальника отделения УФМС России по Калужской области в г. Кондрово.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
7 апреля 2016 г. Кузин А.А. был уведомлен о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
14 июля 2016 г. Кузиным А.А. на имя временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по Калужской области подан рапорт о согласии на перевод из УФМС России по Калужской области на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на вакантную должность заместителя начальника отдела - начальника отделения паспортной работы отдела по вопросам миграции полиции УМВД России по г. Калуге.
Временно исполняющим обязанности председателя, а также председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Калужской области в адрес руководства УМВД России по Калужской области неоднократно направлялись письменные обращения (в частности от 8, 15, 26 августа 2016 г.) о необходимости решения вопроса относительно назначения ряда сотрудников, в том числе Кузина А.А. на вакантные должности в структуре органов внутренних дел Российской Федерации либо в другом государственном органе.
Письмом УМВД России по Калужской области от 5 сентября 2016 г. на указанные обращения был дан ответ о том, что Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" на МВД России не возложена обязанность по трудоустройству бывших сотрудников ФМС России.
Приказом Министра внутренних дел России от 29 августа 2016 г. N 968 л/с подполковник внутренней службы Кузин А.А. уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2016 г. N 968 л/с был вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Калужской области от 12 сентября 2016 г. N 407 л/с об увольнении Кузина А.А. по названному выше основанию с 12 сентября 2016 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Кузина А.А., суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормативные правовые акты ФМС России, регламентирующие в частности порядок прохождения службы в структуре ФМС России прикомандированных к ФМС России сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приказ ФМС России от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"), пришёл к выводу о законности увольнения истца по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом суд исходил из того, что истец проходил службу и занимал должность в ФМС России, являвшейся самостоятельным государственным органом в структуре органов государственной власти Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти (ФМС России) упразднён, в связи с чем у МВД России отсутствовали основания для зачисления в безусловном порядке сотрудников ФМС России в распоряжение МВД России и его территориальных органов.
Кроме того, суд указал, что в Указе Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" отсутствует норма об обязательности назначения сотрудников упразднённой ФМС России на должности в органы внутренних дел Российской Федерации.
Порядок увольнения истца по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд посчитал соблюдённым, поскольку увольнение произведено уполномоченным лицом, при наличии соответствующих оснований.
Нарушений трудовых прав Кузина А.А. со стороны УМВД России по Калужской области, по мнению суда, не допущено, поскольку Кузин А.А. не выразил в установленном порядке согласие на продолжение службы в УМВД России по Калужской области, факт подачи истцом соответствующего рапорта сотруднику УМВД России по Калужской области, уполномоченному на принятие кадровых решений, при рассмотрении дела не подтверждён.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются, в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьёй 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом особенностей, установленных настоящим Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей (пункт 16 Положения).
Из приведённого правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30 процентов.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. N 1025-р издано распоряжение.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
В соответствии с пунктом 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Согласно части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел предусмотрены статьей 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учётом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о её прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобождённый от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Из приведённых норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что после упразднения Федеральной миграционной службы в отношении сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированного сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такой сотрудник подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что 14 июля 2016 г. Кузиным А.А. на имя временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по Калужской области подан рапорт о согласии на перевод из УФМС России по Калужской области на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на вакантную должность заместителя начальника отдела - начальника отделения паспортной работы отдела по вопросам миграции полиции УМВД России по г. Калуге, который, как следует из материалов дела (том 1, л.д. 119), был согласован должностным лицом УМВД РФ по Калужской области. Также, временно исполняющим обязанности председателя и председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Калужской области в адрес руководства УМВД России по Калужской области неоднократно направлялись письменные обращения (от 8, 15, 26 августа и от 14 октября 2016 г.) о необходимости решения вопроса о назначении ряда сотрудников, в том числе Кузина А.А. на вакантные должности в УМВД РФ по Калужской области либо в другом государственном органе. Однако, каких-либо решений по вопросу о возможности перевода и назначения Кузина А.А. на имеющиеся вакантные должности в структуре органов внутренних дел Калужской области уполномоченными должностными лицами УМВД России по Калужской области и МВД России принято не было со ссылкой на то, что Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 на МВД России такая обязанность не возложена.
Учитывая, что Кузин А.А. на момент увольнения являлся прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, и он изъявил желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, однако вопрос о возможности дальнейшего прохождения им службы ответчиками в установленном порядке не решался, Судебная коллегия считает, что суждения судов первой и апелляционной инстанций о том, что федеральный орган исполнительной власти (ФМС России), в котором истец проходил службу на соответствующей должности, упразднён, а законом не установлена обязанность МВД России по предложению ему вакантных должностей в другом самостоятельном государственном органе, и соблюдении ответчиками установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ порядка увольнения Кузина А.А. по названному основанию, противоречат приведённому выше правовому регулированию.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об отказе в удовлетворении исковых требований Кузина А.А. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 17 апреля 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2018 г. N 85-КГ18-1
Текст определения официально опубликован не был