Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 г. N 44-АПГ17-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" об оспаривании постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 8 сентября 2017 г. N 11-э "О признании утратившим силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.12.2014 N 95-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" (г. Соликамск, Соликамский район, Чусовской район, Чердынский район, г. Кунгур, г. Березники, г. Губаха, г. Пермь, Пермский район)" по апелляционным жалобам Федеральной антимонопольной службы и Региональной службы по тарифам Пермского края на решение Пермского краевого суда от 19 октября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Региональной службы по тарифам Пермского края по доверенности Букреевой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей Федеральной антимонопольной службы по доверенности Волова И.П. и Калошина П.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, директора общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр контакт" Старцева А.П., представителя по доверенности Аблязову И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Региональной службой по тарифам Пермского края (далее также - РСТ Пермского края, регулирующий орган) постановлением от 30 декабря 2014 г. N 95-э (далее - Постановление N 95-э) установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" (далее - ООО "Сервисный центр "Контакт", общество) на период 2015-2019 гг.
Постановлением РСТ Пермского края от 8 сентября 2017 г. N 11-э (далее - Постановление N 11-э) Постановление N 95-э признано утратившим силу.
ООО "Сервисный центр "Контакт" обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании Постановления N 11-э не действующим со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в том числе с использованием принадлежащих ему на праве аренды объектов электросетевого хозяйства. Регулирующий орган не вправе был до окончания периода регулирования прекращать действие тарифа независимо от того, отвечало ли ООО "Сервисный центр "Контакт" критериям территориальной сетевой организации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии) на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, общество полагает, что Постановление N 11-э принято без надлежащего обоснования с нарушением процедуры в отсутствие уведомления ООО "Сервисный центр "Контакт" о его несоответствии Критериям и о предстоящем заседании коллегиального органа, по результатам которого принят оспариваемый нормативный правовой акт.
Решением Пермского краевого суда от 19 октября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе РСТ Пермского края, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполную оценку имеющихся в деле доказательств, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления общества. Регулирующий орган также просит принять в качестве доказательства и приобщить к материалам дела письмо РСТ Пермского края от 6 октября 2017 г. и письмо Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 19 октября 2017 г.
ФАС России в апелляционной жалобе указывает, что выводы суда противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, и просит изменить решение суда первой инстанции, исключив из мотивировочной части вывод относительно содержания предписания ФАС России, а также выводы о том, что установленные тарифы не могут быть отменены до окончания текущего расчетного периода регулирования в случае несоответствия территориальной сетевой организации Критериям.
Обществом поданы возражения на апелляционную жалобу РСТ Пермского края. Прокуратурой Пермского края представлены возражения на апелляционные жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации - коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и соответствующие утвержденным Правительством Российской Федерации Критериям.
Пунктом 3 Основ ценообразования установлено, что в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Регулирующий орган принимает решения об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, в том числе во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определены Правилами регулирования.
Как указано в пункте 8 Правил регулирования, установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено названными Правилами. В течение финансового года пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации. Если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами (пункт 8 Правил регулирования). При пересмотре цен (тарифов) регулирующий орган обязан определить соответствует ли организация, обращающаяся за установлением тарифа критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (абзац второй пункта 24 Правил регулирования).
Из совокупного анализа названных норм следует, что действующее правовое регулирование не исключает возможность прекращения действия установленных цен (тарифов) до окончания периода регулирования. В связи с этим вывод суда о том, что ранее установленные тарифы на услуги по передаче электроэнергии не могут быть отменены до окончания текущего расчетного периода даже для организаций, не отвечающих критериям территориальной сетевой организации, а несоответствие таким критериям должно являться основанием для неустановления тарифов, но не для отмены ранее изданных постановлений об утверждении тарифов, основан на неверном толковании норм федерального законодательства. Однако данное обстоятельство не повлекло принятия неправильного по существу решения суда.
Как установлено судом, во исполнение предписания ФАС России от 28 июля 2017 г., направленного РСТ Пермского края с требованием пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Сервисный центр "Контакт" и определить необходимую валовую выручку общества на 2017 г., а также единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Пермского края на 2017 г., регулирующий орган провел дополнительный анализ документов, представленных обществом для тарифного регулирования на период 2015-2019 гг. и установил несоответствие общества критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Между тем положениями абзаца третьего пункта 24 Правил регулирования предписано, что соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется в первую очередь на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности. Поскольку проверка хозяйственной деятельности осуществляется для целей продолжения действия установленной цены (тарифа), а сведения, имеющиеся в тарифных делах, могут быть не актуальны на момент проведения проверки, то в силу положений пунктов 8 и 19 Правил регулирования регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, подтверждающие соответствие организации Критериям на дату проведения такой проверки.
В данном случае суд первой инстанции установил, что регулирующим органом проверка хозяйственной деятельности общества не проводилась, документы, подтверждающие обоснованность отнесения ООО "Сервисный центр "Контакт" к территориальным сетевым организациям, на сентябрь 2017 г. не запрашивались. При указанных обстоятельствах нельзя считать обоснованным решение РСТ Приморского края об утрате обществом статуса территориальной сетевой организации.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно признал нарушенной процедуру принятия Постановления N 11-э, предусмотренную пунктом 25 Правил регулирования, в связи с отсутствием своевременного извещения ООО "Сервисный центр "Контакт" о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа. Нашли подтверждение доводы административного истца о том, что представителю общества не предоставили возможность заблаговременно ознакомиться с материалами, включая проект решения. Также суд первой инстанции правильно отметил, что повестка заседания коллегиального органа 7 сентября 2017 г. не соответствовала решениям, принятым на этом заседании.
С учетом изложенного Судебная коллегия полагает, что судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 19 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Федеральной антимонопольной службы и Региональной службы по тарифам Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2018 г. N 44-АПГ17-32
Текст определения официально опубликован не был