Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N 33-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Кировского городского поселения" о признании недействующими приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2016 г. N 357-пп "Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод) акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы" и N 357-п "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Кировского городского поселения" на решение Ленинградского областного суда от 11 октября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Кировского городского поселения" Гамидова Т.Я. и Зайцева С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - Рожен Ю.А., акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" - Дмитриева А.В., Гущиной Н.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также - Комитет по тарифам) 19 декабря 2016 г. издан приказ N 357-пп "Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод) акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы" (далее также - Приказ N 357-пп).
В приложении к Приказу N 357-пп приведены основные показатели производственной программы в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод) акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы, в том числе показатель "Объем товарной сточной жидкости (транспортировка)" в размере 985,167 тыс.м.
19 декабря 2016 г. Комитетом по тарифам также издан приказ N 357-п "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы" (далее также - Приказ N 357-п).
Приказом N 357-п установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов на транспортировку сточных вод акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы (приложение 1), и тарифы на транспортировку сточных вод акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы согласно приложению 2.
В приложении 2 к Приказу N 357-п для потребителей муниципального образования "Кировское городское поселение" Кировского муниципального района Ленинградской области определены указанные тарифы на транспортировку сточных вод: с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. в размере 14,66 руб./м3; с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - 15,16 руб./м3; с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. - 15,16 руб./м3; с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 15,35 руб./м3; с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. - 15,35 руб./м3, с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. - 12,33 руб./м3.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал Кировского городского поселения" (далее также - ООО "Водоканал Кировского городского поселения", Общество) обратилось в Ленинградский областной суд с уточненным административным исковым заявлением о признании Приказа N 357-пп и Приказа N 357-п недействующими. В обоснование заявленных требований Общество указало, что оно является гарантирующей организацией в сфере централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Кировское городское поселение" Кировского муниципального района Ленинградской области и обязано уплачивать услуги по транспортировке сточных вод исходя из тарифа, установленного акционерному обществу "Ленинградские областные коммунальные системы" (далее также - АО "ЛОКС"). По мнению Общества, при утверждении производственной программы и установлении тарифа на транспортировку сточных вод Комитет по тарифам необоснованно занизил объем услуг и завысил необходимую валовую выручку регулируемой организации, вследствие чего нарушается право административного истца на оплату получаемой услуги по транспортировке сточных вод по справедливой, экономически обоснованной цене. Так, при определении объема товарной сточной жидкости Комитет по тарифам необоснованно использовал данные о прогнозных показателях на 2017 год исходя из договора транспортировки сточных вод, который не подлежал учету, хотя административный ответчик и тарифный орган имели возможность произвести расчет объема товарных стоков в соответствии с требованиями методических указаний исходя из фактических данных 2015 г. и динамики изменения объема транспортируемых стоков за 2015 и 2014 гг. Расчет величины расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов также произведен Комитетом по тарифам неправильно. При утверждении размера расходов на оплату труда основного производственного персонала и социальное страхование не учтено, что численность машинистов для обслуживания частично автоматизированных насосных установок должна быть установлена с учетом степени автоматизации с понижающим коэффициентом.
Решением Ленинградского областного суда от 11 октября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Водоканал Кировского городского поселения" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование Общество приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Указывает, что фактический объем транспортируемых стоков за предыдущий отчетный период мог быть определен исходя из данных об объемах сточных вод, принимаемых от абонентов ООО "Водоканал Кировского городского поселения". С учетом того, что канализационные выпуски абонентов не оборудованы приборами учета, объемы сточных вод, сбрасываемых абонентами, определяются исходя из объемов воды, поданной данным абонентам из всех источников водоснабжения, то есть в соответствии с показаниями приборов учета холодной и горячей воды. Несмотря на то, что в материалах тарифного дела имеются документы, подтверждающие автоматизацию насосного оборудования станций АО "ЛОКС", понижающий коэффициент при определении расходов на оплату труда Комитетом по тарифам применен не был. Приведенные в договоре аренды насосных станций данные об амортизации не проверялись. Комитетом по тарифам нарушена процедура принятия акта, поскольку экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности расходов регулируемой организации, обоснования причин и ссылок на нормы права, на основании которых исключены расходы регулируемой организации.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, акционерным обществом "Ленинградские областные коммунальные системы" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с пунктом 2 части 7, пунктом 2 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на транспортировку сточных вод - к регулируемым тарифам.
Исходя из статьи 5 Закона о водоснабжении, Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 г. N 274, суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме и надлежащим образом опубликованы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемые приказы приняты органом регулирования тарифов с соблюдением установленной процедуры, они не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушают.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами, регулирующими спорные правоотношения.
Муниципальное образование "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области (далее также - МО "Кировск") наделено статусом городского поселения. Наименование "Кировск" и "Кировское городское поселение" являются равнозначными. В состав территории поселения входят следующие населенные пункты: г. Кировск и пос. Молодцово (Устав МО "Кировск", принятый решением совета депутатов муниципального образования Кировское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области от 22 ноября 2012 г. N 83, статья 1 Областного закона Ленинградской области от 29 ноября 2004 г. N 100-ОЗ "О наделении соответствующим статусом муниципального образования Кировский муниципальный район и муниципальных образований в его составе").
Судом установлено, что АО "ЛОКС" является собственником двух канализационных насосных станций (далее - КНС) в г. Кировске, являющимися существенными элементами коммунальной системы водоотведения г. Кировска, а именно главной канализационной насосной станции (далее - ГКНС) и канализационной насосной станции N 2 (далее - КНС N 2).
ООО "Водоканал Кировского городского поселения", которое ранее эксплуатировало эти объекты и на основании договора аренды осуществляло регулируемую деятельность по транспортировке сточных вод, является гарантирующей организацией в сфере централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории Кировского городского поселения (постановление администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области от 22 октября 2013 г. N 677) и в настоящее время - единственным абонементом АО "ЛОКС".
На основании заявления АО "ЛОКС", поступившего в тарифный орган 8 ноября 2016 г., по результатам рассмотрения, анализа и проверки расчетных материалов, представленных этой организацией, на заседании Правления органа регулирования 19 декабря 2016 г. утверждены основные показатели производственной программы в сфере водоснабжения и тарифы на транспортировку сточных вод с календарной разбивкой на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г., установлены долгосрочные параметры регулирования, оформленные Приказом N 357-пп и Приказом N 357-п.
По результатам произведенных экспертиз предложений по установлению тарифов экспертной группой рассчитаны экономически обоснованные тарифы.
Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно пришел к выводу о соответствии экспертного заключения требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные материалы административного и тарифного дел, проверив и оценив собранные оказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об их достаточности для разрешения дела и, основываясь на правовом анализе приведенного федерального и регионального законодательства, правильно пришел к выводу о том, что Комитет по тарифам, принимая оспариваемые нормативные правовые акты, требований действующего законодательства не нарушил и установил экономически обоснованные тарифы.
Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, Судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
Тарифы на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, (объема принятых сточных вод). Указанные объемы рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования).
Принимая во внимание, что у тарифного органа отсутствовали достоверные данные об объемах сточных вод, поскольку принадлежащие АО "ЛОКС" объекты коммунальной инфраструктуры не оснащены приборами учета сточных вод, а ООО "Водоканал Кировского городского поселения" предоставляло статистическую отчетность за 2014-2015 гг. с учетом сетей и сооружений на территории не только г. Кировска, но и пос. Молодцово, и объемные показатели в производственных программах ООО "Водоканал Кировского городского поселения" на 2014-2015 гг. утверждены также в целом по муниципальному образованию, то органом регулирования правомерно учтено, что в соответствии с пунктами 5 Методических указаний N 1746-э в случае, если данные об объеме отпуска воды в предыдущие годы недоступны, темп изменения (снижения) потребления воды рассчитывается без учета этих лет; вместе с тем темп изменения (снижения) потребления воды не должен превышать 5 процентов в год, и на основании пункта 9 Методических указаний N 1746-э обоснованно принят в соответствии с плановыми объемами, определенными в договоре на транспортировку сточных вод от 12 декабря 2016 г., заключенном между ООО "Водоканал Кировского городского поселения" и АО "ЛОКС", в размере, не превышающем 5% в год, по отношению к объемным показателям, принятым при установлении тарифов в предыдущем периоде регулирования.
Исходя из изложенного Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции о правильности определения тарифным органом объема транспортировки сточных вод. Поступившие в суд апелляционной инстанции материалы от ООО "Водоканал Кировского городского поселения" не свидетельствуют об обратном.
Верным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений норм федерального законодательства при определении и установлении тарифным органом размера расходов на амортизацию. Суд, соглашаясь с доводами регулирующего органа о снижении предложенных сумм амортизации основных средств, исходил из следующего.
Как следует из пунктов 14, 16, 17, 25 и 35 Правил регулирования тарифов, пунктов 7, 15 и 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. N 1154-э, решения правления регулирующего органа о корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения принимаются на основе анализа представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения регулирующего органа.
По смыслу пункта 15 Правил регулирования тарифов при проведении корректировки орган регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями соответствующих материалов, вправе использовать имеющиеся у него сведения об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также результаты проверки их хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 28 Методических указаний N 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Как усматривается из материалов дела, расчет, предложенный АО "ЛОКС", произведен с нарушением правил бухгалтерского учета; норма амортизации в отношении ГКНС и КНС N 2 рассчитана АО "ЛОКС" исходя из срока полезного использования 7 лет, в то время как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" срок полезного использования амортизационной группы, к которой отнесено данное имущество, свыше 30 лет.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы тарифным органом при расчете оспариваемых тарифов обоснованно включены суммы амортизационных отчислений на основании имеющихся у органа регулирования сведений за предыдущий период регулирования, в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов.
Так, судом установлено, что в период с 1 сентября 2014 г. по 31 декабря 2015 г. ООО "Водоканал Кировского городского поселения" использовал ГКНС и КНС N 2 для транспортировки сточных вод по договору аренды имущества с АО "ЛОКС" от 1 сентября 2014 г. N 2. Комитетом по тарифам 18 декабря 2015 г. издан приказ N 473-п "Об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Кировского городского поселения" на 2016 год", в котором на основании пункта 29 Методических указаний N 1746-э в себестоимость услуги водоотведения регулируемой организации включены расходы на арендную плату, которые определены в дополнительном соглашении от 12 ноября 2014 г. N 1 к упомянутому договору. Согласно калькуляциям арендной платы амортизация ГКНС составила 3 152,81 тыс. руб., КНС N 2-2 885,24 тыс. руб. (общая сумма амортизации - 6 038,05 тыс. руб.).
При таких обстоятельствах Комитетом по тарифам при расчете тарифов на транспортировку сточных вод обоснованно учтены расходы АО "ЛОКС" на амортизацию на основании имеющихся у органа регулирования сведений в этом же размере.
Судом был проверен и обоснованно отклонен довод апелляционной жалобы о наличии оснований применения при расчете численности машинистов для обслуживания частично автоматизированных насосных установок понижающего коэффициента не более 0,5, установленного в примечании 3 к таблице 16 приказа Госстроя РФ от 22 марта 1999 г. N 66 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства".
При этом судом первой инстанции установлено, что расчет расходов на оплату труда основного производственного персонала АО "ЛОКС" произведен Комитетом по тарифам исходя из нормативной численности персонала, определенной в соответствии с упомянутыми рекомендациями, обоснованно, также учтено, что отсутствуют методические указания и разъяснения по порядку применения данного коэффициента, в частности, не урегулировано, каким образом следует определять степень автоматизации (полная, средняя и т.д.) и какой коэффициент надлежит применять (например, в интервале от 0,1 до 0,5). При этом суд правомерно принял во внимание, что автоматизация насосных станций не всегда приводит к сокращению численности машинистов.
Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям; предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 11 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Кировского городского поселений" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N 33-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был