Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год от 17 апреля 2018 г.
Права и свободы человека - краеугольный камень любого общества. Степень их защищенности определяет социальный климат в государстве и уровень стабильности в обществе. Поэтому решение проблем социально-экономического, политического и духовного плана в первую очередь связано с устойчивым развитием прав и свобод человека и гражданина. На это ориентируют Всеобщая декларация прав человека и Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Конституция Российской Федерации и российское законодательство.
Глубинные цивилизационные изменения, которые с очевидностью происходят в современном мире как на глобальном, так и на национальном уровнях, в значительной степени зависят от сущностного понимания защиты прав и свобод человека и гражданина, выработанных всем ходом исторического развития общества и закрепленных в международных документах и нормах национального права.
При этом положения Всеобщей декларации прав человека для России сохраняют свою изначальную ценность и позволяют выстроить нравственные ориентиры в отношениях уровня "власть - личность", "гражданин - государство". Искажение концептуальных идей этого выдающегося документа человечества, которое мы все чаще наблюдаем со стороны государств, претендующих на особую роль в современном мироздании, приводит к использованию темы прав человека для узких политических целей, к "размыванию" роли и значения самого понятия "права и свободы", их восприятию как фигуры речи. Ненавистническая риторика и бездоказательные обвинения со стороны ряда зарубежных политиков, эксплуатирующих тему прав человека, закономерно ведут к разобщению и еще большему нарушению прав, причем не только человека, но и всего народа. Это почти не оставляет места оптимизму и надеждам на удержание от разрушения социокультурного пространства, где есть место для цивилизованной дискуссии, плюрализма мнений и солидарности.
Яркими примерами тому являются попирание права российских спортсменов выступать под Флагом России на зимних Олимпийских играх в Пхенчхане, воспрепятствование российским гражданам реализовать свои избирательные права в единый день голосования на Украине. Продолжается, в нарушение норм международного права, принудительная выдача отдельными странами граждан России для незаконного и необоснованного привлечения их к уголовной ответственности.
Среди всех вызовов и угроз правам человека внешнего характера данная ситуация является основной. Она связана с возможными ущемлениями таких базовых прав, как право на мир, безопасность, жизнь человека, свободу передвижения. В таких условиях представляется важным сосредоточиться на консолидации внутренних сил, способных обеспечить соблюдение прав и свобод российских граждан, а также на развитии взаимодействия и сотрудничества с омбудсменами (уполномоченными по правам человека) зарубежных государств, которые, будучи независимыми институтами, как правило, дистанцируются от деструктивных политических процессов.
Оставаясь приверженной основополагающим идеям Всеобщей декларации прав человека, Россия шаг за шагом продолжала в 2017 году укреплять правовой каркас прав и свобод человека и гражданина, в том числе и при непосредственном участии института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В новейшей истории России (начиная с 1991 года) сформировано хотя и не идеальное, но достаточно разветвленное и добротное законодательство о правах человека, которое в целом соответствует самым высоким международным стандартам и постоянно совершенствуется. Следуя этому курсу, в 2017 году были приняты новые законы, благодаря которым введены выплаты за рождение первого ребенка, продлена программа материнского капитала и расширена возможность использования его средств, повысился минимальный размер оплаты труда. Внесены поправки в УК РФ, предусматривающие наказание за создание так называемых групп смерти, склоняющих детей и подростков к суициду. В жилищной правовой сфере изданы законы о реновации ветхого жилья в городе Москве и о создании государственного компенсационного фонда долевого строительства, которые продолжили реформирование жилищно-коммунальной сферы. Согласно Закону "о 6 сотках" пенсионеры, инвалиды и ветераны освобождены от земельного налога на шесть соток. Утвержден текст присяги, произносимой при вступлении в гражданство Российской Федерации, и принят закон об упрощении процедуры получения гражданства и вида на жительство для граждан Украины.
В целях укрепления демократических основ государства совершенствовалось законодательство о выборах: введена уголовная ответственность за незаконное получение и выдачу бюллетеней для голосования за других избирателей или за неоднократное голосование, отменены открепительные удостоверения на выборах, создан институт наблюдателей от общественных палат.
Вместе с тем многое еще предстоит сделать, чтобы Россия прочно заняла лидирующие мировые позиции, а граждане чувствовали себя по-настоящему благополучными и счастливыми. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул: "Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам".
Свою лепту в этот процесс призван вносить Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный). За время своего существования государственный институт правозащиты помог тысячам граждан восстановить свои права, внес вклад в развитие правового просвещения и борьбу с правовым нигилизмом, в совершенствование законодательства о правах и свободах, в укрепление авторитета России на международной арене.
20-й ежегодный доклад Уполномоченного имеет своей целью не только информировать Президента Российской Федерации, высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общество в целом о состоянии прав и свобод человека и гражданина в России в 2017 году, но и предложить пути развития этого важнейшего сектора общественной жизни в нашей стране.
За 2017 год к Уполномоченному поступило 41 840 жалоб и других обращений граждан, что на 46% больше, чем в 2015 году. Это всего лишь сухие статистические выкладки, а главным в работе Уполномоченного был "человеческий фактор", стремление сделать все возможное для того, чтобы помочь конкретному человеку, восстановить справедливость и вернуть людям веру в то, что не они для государства, но государство - для них. Это позволило заметно увеличить число жалоб, по которым восстановлены права заявителей, по сравнению с 2016 годом в разы.
В общей сложности удалось оказать помощь в защите прав более чем 250 тыс. граждан. Такие результаты стали возможными благодаря поддержке со стороны государственных органов. Без их действенной помощи невозможно было бы решить системные проблемы защиты прав "валютных ипотечников", инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, бывших военнослужащих на территории Республики Крым и города Севастополя, граждан России на космодроме Байконур.
Серьезные положительные результаты дали и новые формы работы с обращениями граждан, в том числе приемы граждан из отдаленных уголков России в режиме видео-конференц-связи, проведение совместных проверок с правоохранительными органами, обращение в суды с исками о привлечении должностных лиц к административной ответственности за нарушение прав граждан.
Знаковым событием в области международного сотрудничества по защите прав и свобод человека и гражданина стало создание Евразийского альянса омбудсменов, объединившего уполномоченных по правам человека Армении, Кыргызстана, Ирана и России. Данное международное интеграционное объединение позволит более эффективно использовать инструментарий Уполномоченного по защите прав соотечественников за рубежом. Активно развивалась и двусторонняя правозащитная дипломатия, что позволило защитить интересы многих граждан, попавших в трудную ситуацию за пределами России.
Анализ поступающих обращений свидетельствует о том, что не теряет актуальности проблема недостаточного правового просвещения граждан, особенно молодежи, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим значительным событием стало проведение при поддержке Минобрнауки России единого открытого урока "Права человека" для школьников и студентов всей России, а также разработка учебного курса "Права человека" для российских вузов. Уверена, что это позволит повысить правовую культуру и уровень знаний нашей молодежи о правах и средствах их защиты.
В целях совершенствования законодательства о правах человека и гражданина в прошедшем году удалось добиться принятия нескольких серьезных инициатив в области укрепления гарантий жилищных прав граждан при внедрении программы реновации; совершенствования порядка встреч депутатов с избирателями; защиты прав пенсионеров и инвалидов.
Совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации продолжалась законотворческая работа по совершенствованию правового регулирования статуса института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, освобождения от наказания тяжело больных граждан и предоставления права отбывания наказания ближе к месту жительства родственников. Благодаря поддержке парламентариев впервые за время существования института Уполномоченного в 2017 году в регламентах Совета Федерации и Государственной Думы был закреплен порядок представления ежегодного доклада о деятельности Уполномоченного.
Важнейшим направлением работы Уполномоченного было укрепление созданной во всех субъектах Российской Федерации системы защиты прав человека на уровне региональных уполномоченных. Значительным событием в данной области стало проведение семинара-совещания для уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в декабре 2017 года, в котором приняли участие руководители органов исполнительной, законодательной и судебной власти России.
В 2017 году наблюдался рост обращений по сравнению с 2016 годом о нарушении следующих видов прав: на бесплатную медицинскую помощь, на жилище, на образование и т.д. Так, по данным Фонда "Общественное мнение" о соблюдении прав человека в России, люди больше всего обеспокоены недостаточно эффективным применением реализации права на бесплатную медицинскую помощь, причем в 2017 году его рейтинговый показатель в сравнении с 2016 годом увеличился с 78% в 2016 году до 81% в 2017 году, респонденты также отметили высокую значимость права на жилище и его справедливую оплату, показатель указанного права также увеличился с 53% в 2016 году до 55% в 2017 году, право на труд и его справедливую оплату демонстрирует увеличение показателя значимости с 48% в 2016 году до 52% в 2017 году. Сохраняют высокие показатели значимости культурные права (право на образование, право на свободу творчества и преподавания). В общем рейтинге прав и свобод человека и гражданина право на бесплатное образование занимает второе место (показатель значимости - 60%). Рейтинг значимости права на справедливый суд в 2017 году значительно вырос по сравнению с 2016 годом (с 27% до 36%), достигнув значений, которые он демонстрировал в 2014 году. Об этих и других проблемах граждане пишут в своих письмах, с этими претензиями к должностным лицам они приходят на личный прием к Уполномоченному.
В представленном Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год (далее - Доклад) сохраняется преемственность с докладами прошлых лет. Как и прежде, Доклад содержит информацию о состоянии и проблемах прав человека в Российской Федерации, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и сотрудниками рабочего аппарата Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав граждан, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, по правовому просвещению и международному сотрудничеству в области прав человека, по формированию эффективной системы государственной правозащиты в субъектах Российской Федерации.
Доклад состоит из вступительного слова, девяти глав, объединяющих 35 параграфов, а также приложения.
В 2017 году в Докладе появилась новая глава - "Защита прав отдельных категорий граждан", в которую вошли вопросы защиты прав лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), пенсионеров, ветеранов, женщин, несовершеннолетних, военнослужащих и приравненных к ним лиц, соотечественников за рубежом и российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.
В самостоятельной главе представлены выработанные практикой формы и результаты взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти, а также с региональными уполномоченными и институтами гражданского общества.
Завершают Доклад рекомендации государственным органам по принятию мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в целях обеспечения безусловной реализации прав и свобод человека и гражданина.
Приложением к Докладу является Правозащитная карта России - информационно-просветительский проект (программный ресурс), содержащий статистические сведения, результаты социологических исследований, информацию о деятельности федерального и региональных уполномоченных, тексты и перечни нормативных правовых актов федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, регламентирующих их деятельность, а также примеры положительно разрешенных обращений граждан.
Выражаю свою искреннюю благодарность всем гражданам, а также государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.
Уполномоченный по правам человека |
Т.Н. Москалькова |
Рекомендации и предложения
Исходя из изложенных в Докладе проблем, Уполномоченный предлагает государственным органам рассмотреть возможность осуществления ряда мер в целях повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.
Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
- образовать рабочую группу с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для разработки комплексных изменений в Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и корреспондирующие с ним законодательные акты, направленных на совершенствование правового статуса и расширение компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, включая предоставление Уполномоченному права поручать сотрудникам его рабочего аппарата осуществлять проверки по жалобе и связанные с ними мероприятия (параграф 1.3 "Основные результаты рассмотрения обращений").
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
- разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (параграф 8.2 "Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации");
- провести совместное заседание Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета уполномоченных по правам человека, посвященное 70-летию Всеобщей декларации прав человека;
- провести парламентские слушания с участием Уполномоченного по вопросам укрепления гарантий прав и свобод человека и гражданина в контексте 25-летия Конституции Российской Федерации.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
- N 243975-7 "О внесении изменений в статью 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования защиты прав добросовестного приобретателя)" (параграф 3.2 "Право на жилище");
- N 949326-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания" (параграф 4.3 "Защита прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы");
- N 269379-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (параграф 4.3 "Защита прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы");
- N 306915-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о сроках содержания в соответствующих специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, и о порядке продления данных сроков, а также об особенностях исполнения и прекращения исполнения указанного административного наказания) (параграф 5.7 "Защита прав иностранных граждан");
- N 184643-7 "О предоставлении Российской Федерацией политического убежища" (параграф 5.8 "Защита прав лиц, запрашивающих убежища на территории Российской Федерации");
- N 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (параграф 6.1 "Совершенствование законодательства");
рассмотреть возможность разработки следующих проектов федеральных законов, предусматривающих:
- внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части:
- установления перечня критериев отказа следователями (дознавателями) в предоставлении свидания обвиняемым по уголовным делам с родственниками и иными лицами;
- закрепления предельных сроков содержания под стражей подсудимых в стадии судебного разбирательства (параграф 4.1 "Защита прав человека в уголовном процессе");
- установления требования об обязательном направлении следователем (дознавателем) прокурору вместе с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела материалов проверки (параграф 4.2 "Защита прав потерпевших от преступлений");
- усиления гарантий прав потерпевшего на стадии возбуждения уголовного дела (параграф 4.1 "Защита прав человека в уголовном судопроизводстве");
- дополнение ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации положением, устанавливающим десятидневный срок обжалования работодателем в суд предписания государственного инспектора труда также и в случае обращения работника по вопросу своего увольнения в Федеральную инспекцию труда (параграф 3.1 "Трудовые права");
рассмотреть возможность:
- внесения изменений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся обязанности отражать предложения Уполномоченного в заключениях профильных комитетов на законопроекты (параграф 6.1 "Совершенствование законодательства");
провести с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации парламентские слушания по вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики:
- паллиативной помощи в Российской Федерации;
- исполнительного производства в Российской Федерации (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов");
- реализации компетенции уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации:
рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих проектов федеральных законов, направленных на совершенствование действующих правовых актов и предусматривающих:
- внесение изменений в статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", которые позволят использовать средства материнского капитала на лечение детей (параграф 3.5 "Защита прав семьи, материнства и детства");
- внесение изменений в ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации об установлении запрета на разлучение малолетнего ребенка с матерью при отсутствии исключительных обстоятельств, предусмотренных законодательством (параграф 3.5 "Защита прав семьи, материнства и детства");
- внесение дополнений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и в другие нормативные правовые акты, касающиеся механизма деятельности частных компаний, оказывающих социальные услуги инвалидам и лицам пожилого возраста (по проживанию и уходу) в организованных ими домах постоянного пребывания, и ответственности поставщиков услуг (параграф 5.3 "Защита прав лиц с ограниченными возможностями здоровья");
- внесение изменений в законодательные акты в части распространения права на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом к местам использования основного отпуска и обратно на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, проходящих службу в Калининградской области (параграф 5.5 "Защита прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов");
- внесение изменений в законодательные акты в части, касающейся продления срока временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, или по обыкновенной частной визе и являющегося членом семьи гражданина Российской Федерации, имеющего место жительства в России, на период до одного года (параграф 5.7 "Защита прав иностранных граждан");
- внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части исключения требования к административному истцу и его представителю иметь высшее юридическое образование (параграф 6.1 "Совершенствование законодательства");
рассмотреть возможность разработки проектов комплексных федеральных законов:
- "О противодействии насилию в семье" (параграф 5.1 "Защита прав женщин");
- о либерализации законодательства в отношении женщин, находящихся в местах лишения свободы за совершение преступлений небольшой тяжести, в том числе о более широком применении оснований для освобождения от отбывания наказания, предусмотренных ст. 172 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах женщин на 2017-2022 годы (параграф 5.1 "Защита прав женщин");
рассмотреть возможность разработки и внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации:
- проекта закона о ратификации Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями 2014 года с учетом проведения чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году в России (параграф 7.2 "Взаимодействие с международными организациями");
- проекта решения о присоединении Российской Федерации к Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (параграф 5.1 "Защита прав женщин");
рассмотреть вопросы о подготовке (завершения подготовки) следующих подзаконных нормативных актов:
- проекта Указа Президента Российской Федерации "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации", предусматривающего решение вопроса об обеспечении жильем граждан Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины, проживающих в Республике Крым и городе Севастополе (параграф 5.5 "Защита прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов");
- проекта постановления Правительства Российской Федерации об учете выслуги лет на военной и правоохранительной службах при исчислении общей продолжительности службы для реализации гражданами права на жилище и другие меры социальной поддержки (параграф 5.5 "Защита прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов");
- проектов подзаконных актов о внесении изменений в перечень наркотических средств модифицируемых синтетических психоактивных веществ (параграф 6.1 "Совершенствование законодательства");
рассмотреть вопрос о внесении изменений в следующие государственные программы:
- "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. N 586, в части продления срока ее реализации до 2020 года (параграф 4.2 "Защита прав потерпевших от преступлений");
- "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297, в части обеспечения финансирования мероприятий по адаптации помещений в исправительных учреждениях для инвалидов, отбывающих наказание осужденных инвалидов (параграф 5.3 "Защита прав лиц с ограниченными возможностями здоровья");
- о государственных гарантиях бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 с целью расширения базового перечня услуг, включенных в ОМС и предоставляемых за счет субвенций субъектам Российской Федерации (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов");
рассмотреть вопрос о разработке следующих федеральных целевых программ:
- о правовом просвещении и образовании в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты (параграф 6.2 "Правовое просвещение");
- о развитии сети домов-интернатов для пенсионеров (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов");
рассмотреть вопросы о возможности:
- пересмотра перечня запрещенных для женщин профессий на предмет его актуальности в современных условиях (параграф 5.1 "Защита прав женщин");
- дополнительного финансирования обеспечения жильем военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (параграф 5.5 "Защита прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов");
- увеличения объемов финансирования санаторно-курортного лечения инвалидов, в том числе в целях выплаты им денежной компенсации в тех случаях, когда предоставление путевок в санаторно-курортные организации не предоставляется возможным из-за отсутствия мест (параграф 5.3 "Защита прав лиц с ограниченными возможностями здоровья");
принять меры по формированию
- независимой медико-социальной экспертизы (МСЭ) (параграф 5.3 "Защита прав лиц с ограниченными возможностями здоровья");
- геронтологической службы и расширению практики оказания паллиативной помощи (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов");
предложить рассмотреть на заседаниях Правительства Российской Федерации следующие вопросы:
- о реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, с учетом изменений и дополнений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. N 1877-р;
- о мерах по восстановлению нарушенных прав обманутых дольщиков и программе по завершению строительства проблемных объектов пострадавших дольщиков (параграф 3.2 "Право на жилище");
- о совершенствовании порядка финансирования лекарственного обеспечения лиц, страдающих орфанными заболеваниями (параграф 3.3 "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь").
Министерству внутренних дел Российской Федерации:
- разработать комплекс мер, направленных на документирование лиц с неопределенным правовым статусом, освобожденных из ЦВСИГ в связи с невозможностью обеспечения исполнительных производств по депортации и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в Российской Федерации из-за непогашенной или неснятой судимости (параграф 5.7 "Защита прав иностранных граждан").
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
- проработать вопрос о возможности подписания Российской Федерацией Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и иных жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания с целью создания на территории Российской Федерации Национального превентивного механизма против пыток (параграф 7.2 "Взаимодействие с международными организациями").
Министерству юстиции Российской Федерации:
- рассмотреть возможность проведения с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации мониторинга и круглого стола о возможном введении на территории Российской Федерации и последствиях "адвокатской монополии" на представительство в суде;
- рассмотреть вопрос о создании с участием Уполномоченного межведомственной рабочей группы по разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части установления порядка наложения и снятия взысканий (параграф 4.3 "Защита прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы");
- разработать комплекс мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, являющихся инвалидами, требующими постоянного постороннего ухода, в том числе при их конвоировании (параграф 5.3 "Защита прав лиц с ограниченными возможностями здоровья").
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о возможности:
- дополнения базового перечня услуг, включенных в ОМС целевых субвенций субъекта и региональных программ развития здравоохранения, мероприятиями по обеспечению диагностики и специальной медпомощи пожилым пациентам (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов");
- внесения изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 869н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" с целью сокращения периода прохождения диспансеризации до раза в год для пенсионеров с учетом возрастных изменений организма (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов");
- выработки комплекса мер по совершенствованию паллиативной помощи в Российской Федерации, предусматривающих в том числе доступность обеспечения неизлечимо больных пациентов современными обезболивающими препаратами, оказание им помощи на дому, стандарты качества в сфере паллиативной помощи (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов").
Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики (Росстат):
- рассмотреть возможность осуществить комплекс мер по созданию и внедрению эффективных методик учета наркозависимых лиц, использование которого позволит представить реальную картину наркопотребления в Российской Федерации, в том числе и среди несовершеннолетних, и принятия адекватных мер по их лечению и социализации (параграф 5.2 "Защита прав несовершеннолетних").
Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос возможности осуществления индексации пенсии и установления социальной доплаты к ней гражданам, осуществляющим опекунские обязанности в отношении несовершеннолетних лиц на возмездной основе (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов").
Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации:
- проработать совместно с заинтересованными органами исполнительной власти вопросы совершенствования системы закупок необходимых лекарственных препаратов для обеспечения права граждан на охрану здоровья (параграф 3.3 "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь").
Министерству образования и науки Российской Федерации:
рассмотреть возможность внесения изменений:
- в образовательные программы в части их дополнения специальным модулем об основах интернет-безопасности, вооружающим знаниями и умениями распознавать риски в сети Интернет с учетом новых вызовов и угроз (параграф 5.2 "Защита прав несовершеннолетних");
- в проект примерного порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных заведений закрытого типа в части обеспечения несовершеннолетних, освободившихся из мест принудительного содержания, необходимыми документами (паспорт, СНИЛС и другие) в случае, если они не были оформлены в местах принудительного содержания; временным жильем; денежными средствами либо бесплатной одеждой и питанием до трудоустройства или получения пособия по безработице (параграф 5.2 "Защита прав несовершеннолетних").
Верховному Суду Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о возможности обобщения судебной практики и подготовки Обзора:
- по вопросам компенсации за неиспользованный оплачиваемый отпуск (параграф 3.1 "Трудовые права");
- по вопросам возмещения вреда реабилитированным гражданам (параграф 4.1 "Защита прав человека в уголовном процессе").
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществить комплекс мер, обеспечивающих независимость и эффективность деятельности института уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, в том числе обеспечить создание самостоятельных рабочих аппаратов уполномоченных по правам человека в республиках Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Камчатском крае, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Курганской, Магаданской, Псковской, Рязанской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областях, Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах, в Еврейской автономной области (параграф 8.2 "Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации");
- разработать законодательные акты, направленные на регулирование вопросов, связанных с созданием приемных семей для людей пожилого возраста, в том числе рассмотреть вопрос о придании членам приемных семей статуса социального работника (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов");
- принять меры к обеспечению повсеместной доступности детского дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, а также создать условия для максимального обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях детей в возрасте до 3 лет (ясельные группы) (параграф 3.4 "Право на образование");
- исключить практику необоснованной отмены льгот пенсионерам и ветеранам, сокращение стандартного списка социальных льгот пенсионерам по старости, инвалидам по состоянию здоровья, ветеранам труда (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов");
- расширить практику предоставления малообеспеченным пенсионерам предусмотренных законодательством для пенсионеров субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе в случае возникновения задолженности по оплате ЖКХ (параграф 5.4 "Защита прав пенсионеров и ветеранов").
Уполномоченный выражает надежду, что данные рекомендации и предложения будут учтены органами государственной власти при осуществлении своей текущей и перспективной деятельности.
Текст Доклада с графическими материалами, эпиграфами и сведениями об источниках доступен на официальном сайте Уполномоченного: ombudsmanrf.org
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в России за 2017 г.
Так, появилась новая глава, посвященная защите прав отдельных категорий граждан. Речь идет о лицах с ограниченными возможностями (инвалидов), о пенсионерах, ветеранах, о женщинах, о несовершеннолетних, о военнослужащих и приравненных к ним лицах, о соотечественниках за рубежом и о российских гражданах, находящихся за границей.
Также представлены выработанные практикой формы и результаты взаимодействия Уполномоченного по правам человека с органами госвласти, а также с региональными уполномоченными и институтами гражданского общества.
Приведена Правозащитная карта России. Это информационно-просветительский проект (программный ресурс), содержащий статистические сведения, результаты социологических исследований, информацию о деятельности федерального и региональных уполномоченных, тексты и перечни нормативных правовых актов федерального уровня и уровня субъектов Федерации, регламентирующих их деятельность, а также примеры положительно разрешенных обращений граждан.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год от 17 апреля 2018 г.
Текст доклада опубликован в "Российской газете" от 17 апреля 2018 г. N 81