Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8.
Взаимодействие с государственными органами и институтами гражданского общества
8.1. Взаимодействие с государственными органами
Успешно защитить человека, попавшего в беду, можно только при условии тесного взаимодействия государственных структур, которое позволяет объединить их инструментарии при осуществлении превентивных и восстановительных мер в правозащитной сфере. В этой связи Уполномоченный активно взаимодействует с органами государственной власти, используя различные формы сотрудничества: взаимный обмен информацией; совместные приемы граждан; оказание взаимопомощи при проведении мониторингов и проверок соблюдения прав человека; привлечение государственных органов к рассмотрению обращений граждан; проведение совместных мероприятий, участие Уполномоченного и его представителей в работе коллегий, общественных координационных и экспертных советов, приглашение представителей государственных органов.
В особых ситуациях, связанных с массовыми нарушениями прав граждан и имевших большой общественный резонанс, а также по проблемам системного характера Уполномоченный обращался за поддержкой к Президенту Российской Федерации. Поднимались вопросы обеспечения социальных прав бывших военнослужащих Украины в Республике Крым и городе Севастополе; резко возросшей кредитной нагрузки граждан, заключивших договоры ипотеки в иностранной валюте; нарушения социальных прав российских граждан, проживающих в городе Байконур. По всем обращениям Уполномоченный нашел поддержку у главы государства. Органам государственной власти и должностным лицам были даны поручения, которые исполнены либо находятся в стадии исполнения и стоят на контроле у Уполномоченного.
Активно развивалось сотрудничество Уполномоченного с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и прежде всего в вопросах совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина. В адрес соответствующих комитетов парламента в 2017 году было направлено 35 предложений о совершенствовании законодательства, которые, как уже отмечалось, в большей части восприняты. Это касается поправок в жилищное и трудовое законодательство, в законодательство о здравоохранении, о проведении публичных мероприятий и других.
Особо хотелось бы отметить плодотворное сотрудничество с Комитетом Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по внесению изменений в регламенты палат в части изменения процедуры представления ежегодного Доклада о деятельности Уполномоченного.
Теперь в регламентах обеих палат определено, что ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного рассматривается на заседании профильных комитетов, представляется на пленарных заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации и на его основе принимаются постановления с поручениями по реализации содержащихся в нем предложений. В соответствии с данным порядком впервые в практике парламентской деятельности ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного был рассмотрен на заседаниях двух профильных комитетов Государственной Думы, а по итогам его рассмотрения на пленарных заседаниях были приняты постановления палат Федерального Собрания.
В параграфе 6.1 содержится информация о совместной работе Уполномоченного и Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по разработке проекта федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", направленного на укрепление правового статуса региональных омбудсменов.
В 2017 году Уполномоченный и сотрудники Аппарата приняли участие в 10 парламентских слушаниях и 55 круглых столах, проводимых в Государственной Думе и Совете Федерации. В ходе обсуждений Уполномоченным были высказаны позиции по следующим темам: "Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы" (26 января 2017 г.), "Совершенствование законодательного регулирования процедуры банкротства гражданина" (28 февраля 2017 г.), "Совершенствование порядка отбывания наказания в связи с болезнью" (31 марта 2017 г.), "О соблюдении прав человека в психиатрических интернатах системы социального обслуживания населения в Российской Федерации" (20 июля 2017 г.), "О проекте федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (14 декабря 2017 г.) и другим.
Помимо совместной работы по совершенствованию законодательства и участия в публичных мероприятиях Уполномоченный рассматривает обращения граждан, поступающие от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Всего к Уполномоченному поступило 359 таких обращений (344 - от депутатов Государственной Думы и 15 - от членов Совета Федерации). Большинство из них касались защиты прав граждан, нарушенных в ходе проведения дознания и предварительного следствия; обеспечения условий отбывания наказания в исправительных учреждениях; пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов по конкретным уголовным делам; вопросов соблюдения жилищных прав граждан. По каждому обращению Уполномоченным проводились проверки, направлялись обращения и заключения в компетентные государственные органы, в результате чего удалось в ряде случаев добиться смягчения приговоров судов, перевода из-под стражи под домашний арест, восстановления трудовых прав работников, привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности, оказать содействие в организации доступа автотранспортных средств к медицинским учреждениям и по другим вопросам.
Конструктивные отношения выстроены с Правительством Российской Федерации. В адрес Правительства Российской Федерации было направлено 15 обращений, касающихся укрепления социально-экономических гарантий прав и свобод человека и гражданина. В частности, Уполномоченный обращался по вопросам получения субсидий гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; реализации жилищных прав и социальных прав российских граждан, проживающих в городе Байконуре; создания единого стандарта преподавания курса, посвященного правам человека в высших и средних учебных заведениях; урегулирования ситуации с системой "Платон"; выплаты компенсаций гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, и по ряду других проблем.
По всем обращениям Уполномоченного приняты или принимаются соответствующие меры по поддержке граждан-заемщиков по договорам валютной ипотеки, выплате задолженности по заработной плате работникам космодрома "Восточный", разработке образовательного курса "Права человека" для вузов в качестве элективной или факультативной дисциплины (модуля).
В целях укрепления деловых связей с правительственными и неправительственными учреждениями Уполномоченный и его представители принимают участие в работе соответствующих комиссий при Президенте Российской Федерации, правительственных и межведомственных комиссий: Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам; Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов; Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности; Правительственной комиссии по профилактике правонарушений; Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом; Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; Правительственной комиссии по миграционной политике; Межведомственной комиссии по делам Совета Европы; Межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам); Общественной комиссии при Президенте Российской Федерации по определению кандидатур на присуждение Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности (в качестве председателя).
Уполномоченный находит понимание у органов судебной власти в вопросах пересмотра судебных решений, поддержки предложений по корректировке судебной практики, участия представителей судебных органов в мероприятиях Уполномоченного.
Так, Верховным Судом Российской Федерации пересмотрены 6 вступивших в законную силу решений судебных органов по ходатайству Уполномоченного.
13 декабря 2017 г. судьи Верховного Суда Российской Федерации в рамках правового просвещения по приглашению Уполномоченного участвовали в семинаре-совещании уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, выступили перед участниками мероприятия и ответили на актуальные вопросы, а 14 декабря 2017 г. - в заседании Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, посвященного защите прав людей с ограниченными возможностями здоровья.
В свою очередь, по обращениям судей Уполномоченный готовит соответствующие заключения по конкретным правовым вопросам, отзывы на законопроекты, содействует формированию судебной практики посредством участия в деятельности рабочих групп Верховного Суда Российской Федерации по разработке постановлений Пленума, участвует в работе органов судейского сообщества.
28 февраля 2017 г. Уполномоченный принял участие в семинаре-совещании при Верховном Суде Российской Федерации совместно с председателями верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов общей юрисдикции. В рамках мероприятия Уполномоченный обратил внимание на наличие большого количества обращений граждан, касающихся пересмотра конкретных судебных решений и соблюдения права на справедливое судебное разбирательство, особенно в сфере жилищных правоотношений.
Сотрудники Аппарата участвовали в заседаниях рабочих групп по разработке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающихся особенностей оплаты коммунальных услуг и других вопросов, связанных с жилищными правами российских граждан, по уголовным делам о мошенничестве, присвоении и растрате, а также по вопросам применения законодательства, регламентирующего рассмотрение уголовных дел в суде первой инстанции.
Взаимодействие Уполномоченного с Конституционным Судом Российской Федерации позволяет выявлять и устранять пробелы в действующем законодательстве посредством анализа правоприменительной практики. В 2017 году Уполномоченным в Конституционный Суд Российской Федерации было направлено два заключения: по жалобе Т. и Ю. о нарушении избирательных прав граждан при заверении ЦИК России списка кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, и по жалобе Ш. М. и Ш. А. о предоставлении инвалиду внеочередного жилья только вместе с членами семьи. Свою позицию Уполномоченный высказал и по жалобе А., Д., Р., В. на нарушение конституционного права на справедливое судебное разбирательство. Приводимые Уполномоченным по указанным делам аргументы были учтены при формировании соответствующих позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
По делу Ш.М. в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации судам общей юрисдикции дано право принимать по конкретным делам решения об обеспечении жилыми помещениями не только несовершеннолетних детей-инвалидов, имеющих соответствующую льготу, но и совместно проживающих с ними членов их семей.
В ходе разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации по делу А. и др. была доведена позиция Уполномоченного, согласно которой норма ст. 392 ГПК РФ не допускает расширительного толкования. Конституционный Суд Российской Федерации признал, что при рассмотрении дел заявителей в судах общей юрисдикции был неправильно применен п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.
В прошедшем периоде Уполномоченный традиционно активно взаимодействовал с правоохранительными и надзорными органами, в адрес которых направил порядка 4,5 тыс. обращений.
По вопросам защиты прав человека при уголовном преследовании и в местах принудительного содержания граждан плодотворное сотрудничество осуществлялось с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказания. В органы прокуратуры направлено около 300 ходатайств о проведении проверок по конкретным жалобам граждан и запросов о предоставлении соответствующих материалов, в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации - свыше 150, ФСИН - 245.
Совместно с органами прокуратуры проведено более 20 проверок по наиболее резонансным обращениям граждан, в том числе проведение надзорных мероприятий с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан и Рязанская область), а также уполномоченных по правам человека в Республике Татарстан, городе Санкт-Петербурге, Томской области.
Положительного результата в восстановлении трудовых прав граждан удалось добиться в рамках проверки по жалобе гражданки Г., проведенной Уполномоченным совместно с органами прокуратуры и уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан. По результатам проверки был установлен факт необоснованного лишения Г. стимулирующей выплаты. Органами прокуратуры работодателю выдано предписание - решить вопрос о премировании заявительницы, которое им исполнено. Кроме этого, работодатель привлечен к административной ответственности в виде предупреждения, а виновное должностное лицо работодателя - к административной ответственности в виде штрафа.
Уполномоченный и его представители принимают активное участие в работе координационных и совещательных органов федеральных органов государственной власти, используя эту возможность для выработки согласованных действий по широкому спектру вопросов, касающихся прав человека. В свою очередь, Уполномоченный инициативно проводит совещания с участием должностных лиц государственных органов.
В 2017 г. Уполномоченный и сотрудники Аппарата принимали участие в заседаниях коллегии Минюста России, коллегии МВД России, семинаре-совещании в Верховном Суде Российской Федерации с руководителями областных судов, расширенном заседании коллегии ФСИН России, ФССП России, расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В целях проверки доводов обращений о нарушениях прав граждан, проживающих в Чеченской Республике, и личного ознакомления с документами и другими материалами по данному вопросу 19-21 сентября 2017 г. Уполномоченным осуществлен выезд в Чеченскую Республику. В рамках поездки Уполномоченный провел совещание с представителями правоохранительных и контрольно-надзорных органов Чеченской Республики, по итогам работы удалось получить сведения в отношении жителей региона, о которых было указанно в обращениях. Уполномоченный обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации с просьбой взять вопрос соблюдения процессуальных прав граждан при расследовании возбужденных уголовных дел и проведение процессуальных проверок на особый контроль.
Широкое участие представителей государственных органов было обеспечено в ходе семинара-совещания уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в декабре 2017 г., в котором принимали участие представители Администрации Президента Российской Федерации, руководители профильных комитетов Федерального Собрания Российской Федерации, ряда федеральных министерств, агентств, контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
Дальнейшее развитие получило взаимодействие Уполномоченного с государственными органами субъектов Российской Федерации. В законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченным направлено 54 обращения, а в исполнительные органы - 924. Состоялось более 30 рабочих встреч с главами и руководителями законодательных (представительных) органов 5 субъектов Российской Федерации (Белгородской, Владимирской, Архангельской областей, Хабаровского края, Чеченской Республики).
При поддержке и непосредственном участии губернатора Владимирской области на территории субъекта проведено несколько мероприятий федерального значения.
25 июля 2017 г. в г. Владимире состоялся Координационный совет российских уполномоченных по правам человека по проблемам соблюдения экологических прав граждан. С 19 по 26 июля 2017 г. по инициативе Уполномоченного в рамках всероссийского молодежного форума "Территория смыслов на Клязьме" впервые состоялась молодежная правозащитная сессия и встреча молодых правозащитников со всей России с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Одним из действенных инструментов повышения эффективности взаимодействия Уполномоченного с федеральными государственными органами являются соглашения о сотрудничестве в сфере защиты прав человека.
На основании соглашений, заключенных с министерством обороны Российской Федерации, министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Главной военной прокуратурой и Генеральной прокуратурой Российской Федерации Уполномоченным в 2017 году осуществлялся обмен информацией, вырабатывались совместные решения по восстановлению нарушенных прав граждан и решению вопросов системного характера.
3 февраля 2017 г. Уполномоченным заключено двустороннее соглашение о взаимодействии с министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации. Указанный документ подписан в целях совершенствования системы оказания помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества, в том числе защиты прав сотрудников Федеральной противопожарной службы и других служащих министерства.
Перспективным направлением взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти представляется проведение совместных проверок и приемов граждан с использованием системы видео-конференц-связи. Как показала практика, такая форма взаимодействия способствует повышению эффективности работы, направленной на решение системных проблем в сфере защиты прав и свобод человека, поэтому ее дальнейшее применение требует тщательной детальной проработки.
Меры по защите прав человека, принимаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, как полагает Уполномоченный, могли быть более результативными, если бы опирались на систему официальных взглядов на цели, приоритетные направления и механизмы действий государственных структур и общественных организаций в области обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод граждан, определенных на долгосрочную и среднесрочную перспективу. В настоящее время действует ряд программных документов, определяющих государственную политику в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы и другие. В них получили отражение вопросы, связанные с соблюдением и защитой прав граждан. Однако системное видение путей решения проблемы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина отсутствует.
Для определения приоритетных направлений совершенствования взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и других организаций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина необходима разработка единого программного документа - Национальной стратегии государственной политики в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека в Российской Федерации. Это должен быть комплексный документ, рассчитанный на взаимодействие и координацию всех государственных органов с привлечением институтов гражданского общества. Принятие национальной программы позволит поднять защиту прав человека в России на качественно новый уровень, будет способствовать активному, целенаправленному и действенному распространению национальных взглядов на систему ценностей прав и свобод человека в стране и мире.
8.2. Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации
Синергия потенциалов Уполномоченного и региональных уполномоченных многократно увеличивает возможности защиты прав человека. Уполномоченный уделяет особое внимание развитию и укреплению взаимодействия со своими коллегами - региональными уполномоченными, опираясь на российское законодательство и нормы международного права о развитии независимых национальных учреждений по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод.
Формирование единой системы государственной защиты прав человека на всей территории Российской Федерации, начало которому было положено более 20 лет назад, завершилось в 2016 году. Во всех 85 субъектах Российской Федерации в настоящее время действуют специальные законы об уполномоченных по правам человека, на основании которых прошли необходимые назначения (выборы) должностных лиц органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Возрастающее с каждым годом количество жалоб, поступающих в адрес региональных уполномоченных, свидетельствует об укреплении доверия к институту со стороны граждан. В 2017 году в общей сложности к уполномоченным по всей стране поступило 200 тыс. обращений, в результате рассмотрения которых были отменены многие несправедливые решения судов, пересмотрены незаконные и необоснованные постановления должностных лиц, восстановлены нарушенные права граждан, выплачены компенсации за причиненный моральный и имущественный вред, возвращено доброе имя невинно пострадавшим в ходе уголовного преследования.
Федеральный и региональные уполномоченные образуют уникальную двухуровневую систему государственной правозащитной деятельности, в которой они являются независимыми органами. При этом созданный механизм взаимодействия федерального и региональных уполномоченных обеспечивает соблюдение единых подходов к решению правозащитных проблем в целом и по конкретным случаям, связанным с необходимостью объединения усилий в восстановлении прав граждан.
В организационно-правовом плане это обеспечивается посредством согласования Уполномоченным кандидатур при назначении на должность и освобождении от должности региональных уполномоченных в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В 2017 году Уполномоченным были согласованы кандидатуры в 13 субъектах Российской Федерации: в республиках Алтай, Мордовия и Саха (Якутия), в Кабардино-Балкарской и Чувашской республиках, в Ростовской, Сахалинской, Иркутской, Магаданской, Тульской и Ленинградской областях, в Пермском крае и городе Санкт-Петербурге.
Каждой процедуре согласования предшествовали рассмотрение представленных законодательным органом документов на кандидата специально созданной в Аппарате Уполномоченного комиссией на предмет их полноты и соответствия требованиям действующего законодательства, изучение его правозащитного опыта, жизненного пути, а затем собеседование. В 2017 году по 9 кандидатурам на должность регионального уполномоченного документы были возвращены, поскольку кандидаты или представленные ими документы не соответствовали установленным критериям. Уполномоченный считает, что процедура согласования и дальше должна совершенствоваться. В частности, следует рассмотреть вопрос о возможности включения в состав комиссии по региональным уполномоченным не только должностных лиц Аппарата, но и независимых экспертов.
Кроме этого, отмечается необходимость проведения стажировок для впервые избранных региональных уполномоченных. Тематика, методика, порядок организации проведения обучения Уполномоченным прорабатывается.
Основными элементами механизма взаимодействия уполномоченных по правам человека являются: совместные приемы граждан; оказание взаимной помощи при разрешении проблем; координационные советы; проведение совместных мероприятий; обмен и распространение опыта правозащитной деятельности; участие региональных уполномоченных в составе Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
В целях проведения совместного приема граждан с участием представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный посетил Республику Татарстан (30 июня), Хабаровский край (12 сентября), Чеченскую Республику (19-20 сентября) и Республику Крым (26 ноября). Результатом работы на территории стало решение проблем, связанных с оказанием медицинской помощи, восстановлением прав на свободу и личную неприкосновенность - переводом заключенных для отбывания наказания ближе к месту жительства, переселением ряда граждан из аварийного жилья и другими вопросами.
В 2017 году положительным опытом стало проведение приема граждан в режиме видеоконференц-связи, посредством которой состоялось общение с жителями Кабардино-Балкарской и Чеченской республик, Еврейской автономной области, Свердловской, Ивановской и Ярославской областей, в котором приняли участие уполномоченные по правам человека, а также руководители соответствующих государственных органов в субъектах Российской Федерации. По результатам видеоприема гражданам была оказана помощь в разрешении следующих жизненных ситуаций: получение бесплатных лекарственных препаратов, приобретение соответствующего слухового аппарата для ребенка-инвалида, получение компенсаций за ущерб, причиненный в результате чрезвычайной ситуации природного характера, получение жилья для гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение судебного акта о взыскании задолженности по уплате алиментов, обращение в компетентные органы о без вести пропавших.
Партнерство всегда предполагает взаимную помощь. В 2017 году к Уполномоченному поступило 415 обращений от региональных уполномоченных с просьбой об оказании содействия в решении вопросов защиты прав граждан (в 2016 году - 287 обращений).
Чаще всего региональные уполномоченные обращались за помощью по жалобам на условия пребывания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, а также по вопросам проведения дознания и предварительного следствия, прохождения военной и правоохранительной служб.
Со своей стороны, Уполномоченный в 2017 году также обращался к региональным уполномоченным за содействием в разрешении 96 конкретных жалоб граждан.
На сегодняшний день широкое применение получило взаимодействие федерального и регионального уполномоченных по вопросам проведения совместных проверок и мониторингов соблюдения прав граждан в той или иной сфере общественных отношений.
Так, в рамках подготовки к Единому дню голосования 10 сентября 2017 г. Уполномоченным совместно с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации в соответствии с рекомендациями ЦИК России проведен мониторинг помещений для голосования на предмет их доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В этом направлении удачной практикой объединения усилий стало взаимодействие Уполномоченного с уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае по вопросу погашения задолженности по заработной плате более 6 тыс. работников ФГУП "Главное военно-строительное управление N 6", в том числе и бывшим работникам; с уполномоченным по правам человека в Красноярском крае по защите прав ряда осужденных, в связи с условиями содержания под стражей в исправительных колониях; с уполномоченным по правам человека в городе Севастополе по вопросам регистрации бывших украинских военнослужащих по месту жительства с учетом адреса военного комиссариата; с уполномоченным по правам человека в Чеченской Республике по вопросам соблюдения прав граждан при уголовном преследовании, поиска без вести пропавших лиц, возмещения морального и материального вреда.
В течение года от региональных омбудсменов в адрес Уполномоченного поступило 39 предложений по совершенствованию законодательства, касающегося реализации прав и свобод граждан. Часть из них поддержана и направлена в соответствующие органы государственной власти для реализации.
Так, инициатива уполномоченного по правам человека в Ленинградской области о внесении изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части передачи полномочий по контролю за исполнением законодательства в данной сфере субъектам Российской Федерации с одновременным наделением должностных лиц органов социальной защиты полномочиями субъектов производства по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 9.13 КоАП РФ "Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур", легли в основу законодательных предложений, направленных Уполномоченным Председателю Правительства Российской Федерации, которые были учтены в Федеральном законе от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Одним из наиболее значимых направлений взаимного сотрудничества федерального и региональных уполномоченных в сфере законотворчества является подготовка системообразующего документа - проекта федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", разрабатываемого совместно с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
По ходатайству Уполномоченного 17 региональных уполномоченных были включены в состав рабочей группы при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, что дало им возможность непосредственно участвовать в подготовке указанного законопроекта.
Принятие на федеральном уровне единого нормативного акта, закрепляющего дополнительные гарантии деятельности региональных уполномоченных, будет способствовать повышению их статуса, расширению компетенции, унификации методологических подходов к развитию системы государственной правозащиты в России.
Традиционными площадками для обмена опытом в решении наиболее значимых проблем по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина являются Совет уполномоченных по правам человека (далее - Совет уполномоченных), в состав которого входит Уполномоченный и региональные уполномоченные - председатели Координационных советов федеральных округов, и Координационный совет российских уполномоченных по правам человека (далее - Координационный совет).
В 2017 году проведено четыре заседания Совета уполномоченных и два заседания Координационного совета с широкой правозащитной повесткой, центральное место в которой занимали проблемы защиты права человека на благоприятную окружающую среду и законодательное обеспечение деятельности региональных уполномоченных (24-25 июля 2017 г., город Владимир), вопросы защиты прав инвалидов (14 декабря 2017 г., пос. Аносино Московской области). Принятые на заседаниях Координационного совета совместные решения и рекомендации были направлены соответствующим органам государственной власти.
К каждому заседанию Координационного совета выпускались бюллетени Уполномоченного, аккумулирующие аналитические материалы региональных уполномоченных и представителей научного сообщества по наиболее важным и актуальным проблемам в сфере защиты прав граждан. В 2017 году они были посвящены проблемам защиты экологических прав человека (июнь 2017 года) и обеспечения прав инвалидов (декабрь 2017 года).
В целях совершенствования организационно-правового статуса Координационного совета принята новая редакция положения о нем, в которой урегулированы порядок его организации и деятельности, полномочия региональных омбудсменов в качестве его членов, определена процедура принятия решений и подготовки обращений к органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам по оптимизации законодательства и правоприменительных процедур защиты прав и свобод человека.
Со своей стороны, Уполномоченный принял участие в ряде заседаний координационных советов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в состав федеральных округов. На заседаниях в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах обсуждались вопросы модернизации системы здравоохранения, соблюдения прав граждан с нарушениями психического здоровья, организации деятельности региональных уполномоченных, транспортной доступности медицинских организаций, лекарственного обеспечения, предоставления технических средств реабилитации и путевок на санаторно-курортное лечение, реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, восстановления прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и другие.
Важное практическое значение имел семинар-совещание для региональных уполномоченных по правам человека и по правам ребенка, организованный Уполномоченным в декабре 2017 года при поддержке Администрации Президента Российской Федерации. В ходе его проведения омбудсмены поделились лучшими практиками по актуальным вопросам обеспечения социальных, гражданских и политических прав человека, а также опытом по организации взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, обеспечивающими защиту прав граждан. Кроме того, в рамках семинара впервые были проведены командообразующие мероприятия, в ходе которых обсуждался существующий инструментарий правозащитной работы и механизмы его возможного совершенствования.
В ходе семинара-совещания состоялся диалог уполномоченных с первым заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. В. Кириенко, руководителями 15 федеральных органов исполнительной и законодательной властей, а также судьями Верховного Суда Российской Федерации. По итогам встречи данный формат взаимодействия был признан всеми уполномоченными исключительно результативным.
Кроме этого, по инициативе Уполномоченного региональные омбудсмены приняли активное участие во всероссийских мероприятиях правового просвещения, в частности во Всероссийском едином уроке "Права человека", а также в "Правовом марафоне для пенсионеров", ставших на сегодняшний день довольно популярными.
В декабре 2017 года многие региональные уполномоченные стали участниками международной конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", организованной Уполномоченным совместно с Российским университетом дружбы народов (РУДН), Московским государственным институтом международных отношений МИД России (МГИМО), Дипломатической академией МИД России, уполномоченными по правам человека в городе Москве и Московской области.
Некоторые региональные уполномоченные присутствовали на церемонии подписания Меморандума о создании Евразийского альянса омбудсменов и на торжественной двенадцатой церемонии награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро".
Региональные уполномоченные имеют возможность поделиться своим опытом через информационно-просветительский проект "Правозащитная карта России" и разместить информацию о положительной практике регионов на страницах официального сайта Уполномоченного в сети Интернет.
Еще одним форматом взаимодействия федерального и региональных уполномоченных является членство последних в Экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, в состав которого входят уполномоченные по правам человека в Республике Татарстан, Воронежской области, Московской области и в городе Москве.
Одной из важнейших гарантий независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации является наличие у них собственных рабочих аппаратов. Вместе с тем в ряде регионов организационное, информационно-аналитическое, справочное, правовое и иное обеспечение уполномоченного по правам человека возложено на органы исполнительной власти. Такая ситуация сложилась в республиках Бурятия, Коми, Тыва, Камчатском крае, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Курганской, Магаданской, Псковской, Рязанской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областях, Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономном округах, в Еврейской автономной области.
Уполномоченный полагает, что такое положение недопустимо, оно не соответствует тому статусу и ответственности, которые определены законодательством для уполномоченных по правам человека. И в этой связи рекомендует руководителям законодательных (представительных) органов власти и главам перечисленных субъектов Российской Федерации в течение 2018 года решить данную проблему.
8.3. Взаимодействие с институтами гражданского общества
В своей практической деятельности Уполномоченный опирается на партнерские связи с различными институтами гражданского общества. Особое внимание при этом уделяется взаимодействию с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, занимающимися мониторингом соблюдения прав человека, оказанием юридической помощи лицам, пострадавшим от неправомерных действий, просветительской работы в области защиты прав человека. По мнению Уполномоченного, именно эти институты, сформированные на добровольных началах, огражденные от произвольной регламентации и прямого вмешательства бизнеса и власти, во многом выражают интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы и потребности.
В 2017 году были активизированы связи с Общественной палатой Российской Федерации. Сотрудничество осуществлялось в разных формах. В прошлом году от членов Общественной палаты Российской Федерации и сотрудников ее аппарата к Уполномоченному поступило 49 обращений по вопросам гарантий прав человека при уголовном преследовании и защиты прав человека в местах принудительного содержания. Обращения принимались к рассмотрению, органами прокуратуры по ним проводились соответствующие проверки.
Сотрудники Аппарата Уполномоченного участвовали в "нулевых чтениях" проектов федеральных законов, проводимых Общественной палатой Российской Федерации.
Так, 19 сентября 2017 г. представитель Уполномоченного принял участие в "нулевом чтении" проекта федерального закона N 243975-7 "О внесении изменений в ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации", которые позволили выработать согласованные подходы к совершенствованию защиты прав добросовестного приобретателя.
В 2017 году Уполномоченный вошел в рабочую группу Общественной палаты Российской Федерации по формированию и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями. Скоординированная работа с Общественной палатой Российской Федерации и Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - СПЧ), а также поддержка соответствующей инициативы депутатами Государственной Думы способствовала принятию Федерального закона, в соответствии с которым предусмотрен порядок дополнительного выдвижения кандидатур в состав ОНК соответствующего субъекта Российской Федерации при участии Уполномоченного и СПЧ. Теперь решение о дополнении вправе принять только Совет Общественной палаты Российской Федерации, но инициировать рассмотрение соответствующего вопроса могут Уполномоченный и СПЧ, либо ОНК и (или) три общественных объединения, обладающих правом принимать участие в выдвижении кандидатур в состав ОНК.
Плодотворные отношения складываются с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, от членов которого в адрес Уполномоченного поступило 11 обращений в защиту прав отдельных граждан и Уполномоченным приняты соответствующие меры.
Уполномоченный регулярно принимает участие в заседаниях СПЧ. Со своим видением в решении проблем Уполномоченный выступил на заседании по теме "Консолидированный доклад Мониторинговой рабочей группы (МРГ СПЧ) и перспективы развития законодательства о выборах" на специальном заседании, посвященном проблемам обеспечения права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при обращении с отходами потребления. В октябре 2017 года Уполномоченный принял также участие во встрече Президента Российской Федерации с СПЧ, на которой обсуждались меры, направленные на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, а также в открытии монумента "Стена скорби", посвященного памяти жертв большого террора.
Входит в практику совместное участие Уполномоченного и председателя СПЧ в мероприятиях федерального и регионального уровней по правозащитной тематике.
Так, в ноябре 2017 г. площадкой для совместного диалога Уполномоченного с членами СПЧ явился межрегиональный форум "Арктика - особый уровень прав человека", организованный уполномоченным по правам человека в Архангельской области, в ходе которого Уполномоченный и члены СПЧ обсудили круг вопросов, связанный с защитой прав человека в районах Крайнего Севера, социальных гарантий жителей приарктических территорий. Кроме того, на полях форума состоялась совместная встреча с губернатором Архангельской области И. А. Орловым, по результатам которой удалось выработать решение актуальных для жителей региона проблем правозащитного характера.
Подобная форма сотрудничества обеспечивает согласованную работу двух важнейших правозащитных институтов.
Уполномоченный придает большое значение сотрудничеству с общественными правозащитными организациями. Учитывая, что обеспечение гарантий защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами публичной власти являются общими целями для Уполномоченного и некоммерческих организаций, такой диалог способствует более оперативному выявлению нарушений прав и свобод граждан, системных проблем в правозащитной сфере и принятию мер по их решению.
При взаимодействии с негосударственными правозащитными организациями важное значение придается рассмотрению их обращений, а также проведению совместных встреч. Данные формы позволяют Уполномоченному получать ценную информацию о ситуации с правами человека в различных сферах жизни общества и "болевых точках" соблюдения прав граждан, требующих его вмешательства.
В 2017 году в защиту прав граждан и по вопросам совершенствования законодательства к Уполномоченному поступили 123 обращения от целого ряда некоммерческих правозащитных организаций: общероссийского общественного движения "За права человека" (69 обращений), Московской Хельсинкской группы (25), правозащитного центра "Мемориал" (8), Фонда "В защиту прав заключенных" (8), Комитета "Гражданское содействие", АНО "Центр защиты жилья и жилищных прав", Фонда "Общественный вердикт", РОО "Комитет солдатских матерей" и многих других. Тематика обращений касалась вопросов восстановления прав граждан, нарушенных при проведении дознания и предварительного следствия; соблюдения условий содержания граждан в следственных изоляторах и исправительных учреждениях; обжалования вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов, вынесенных в отношении конкретных граждан; обжалования действий сотрудников военкомата.
К Уполномоченному обратился исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека" Л.А. Пономарев в защиту прав К., бывшего работника ООО "Цементная строительная компания" (далее - ООО "ЦСК"), в связи с невыплатой К. задолженности по заработной плате. Ранее ООО "ЦСК" было признано банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства. По вопросу защиты прав К. Уполномоченным было направлено обращение в органы прокуратуры Республики Коми. В результате прокурором г. Воркуты в Воркутинский городской суд направлено исковое заявление о взыскании с ООО "ЦСК" в пользу К. задолженности по заработной плате, денежной компенсации за просрочку выплаты и компенсации морального вреда. По информации и. о. прокурора г. Воркуты, в сентябре 2017 года требования прокурора судом были удовлетворены, возбуждены исполнительные производства о взыскании с ООО "ЦСК" денежных средств в пользу К.
В 2017 году Уполномоченным в различном формате проведены десятки встреч с представителями общественных правозащитных организаций, в рамках которых обсуждались наиболее значимые проблемы в сфере защиты прав граждан.
Так, 20 сентября 2017 г. в рамках рабочей поездки в Чеченскую Республику состоялась встреча Уполномоченного с представителями некоммерческих правозащитных организаций. В данной встрече также приняли участие представители Общественной палаты Чеченской Республики и уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике. В ходе встречи обсуждались проблемы развития гражданского общества, поднимался ряд вопросов, в решении которых требуется поддержка со стороны федеральных органов государственной власти. Диалог с правозащитным сообществом Чеченской Республики позволил выявить проблемы розыска пропавших без вести граждан, трудностей в возмещении морального и материального ущерба потерпевшим, нарушения прав граждан на свободное передвижение, оказания грантовой поддержки общественных организаций Чеченской Республики.
Конструктивные отношения развиваются с социально ориентированными некоммерческими организациями, деятельность которых является значимой для правозащитной системы в России. Помощь таких организаций социально уязвимым группам населения в социализации и адаптации, в содействии реализации их прав и свобод, в том числе путем расширения возможности равноправного и полноценного участия их в общественной жизни, неоценима.
На протяжении ряда лет осуществляется конструктивное взаимодействие с Региональной общественной организацией "Благотворительный центр "Соучастие в судьбе". Центр ведет свою деятельность по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: оказывает бесплатную юридическую помощь; участвует в судах с целью защиты жилищных и имущественных прав детей-сирот, вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства, направленные на защиту прав детей-сирот.
По вопросам защиты имущественных прав семей с несовершеннолетними детьми Уполномоченный взаимодействует с социально значимым проектом "Защити свое жилье!".
В части поддержки многодетных семей, талантливых детей, молодежи и инвалидов, продвижения социальных, образовательных, культурных и спортивных проектов Уполномоченный сотрудничает с Фондом "Возрождение и Надежда", в результате чего в 2017 г. удалось провести несколько благотворительных мероприятий и форумов для детей.
Реализуются совместные мероприятия с Общероссийским общественным фондом "Общественное мнение" и Общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России", с которыми в 2017 году заключены соглашения о сотрудничестве. В рамках указанных соглашений намечено осуществить совместные проекты в части мониторинга состояния защищенности прав человека, сотрудничества по вопросам совершенствования законодательства, правового просвещения, анализа правоприменительной практики.
В целях обмена опытом по защите прав граждан и выявления проблем правоприменения в 2017 году была проведена встреча с представителями Совета молодых адвокатов города Москвы, в ходе которой обсуждались вопросы содержания обвиняемых под стражей, явки с повинной, реализации права на бесплатную медицинскую помощь, защиты трудовых прав, продвижения учебно-образовательных проектов для помощников и стажеров адвокатов. Кроме того, в ходе встречи была выявлена системная проблема, связанная с нарушением прав инвалидов в результате поворота вступивших в законную силу судебных решений о социальных выплатах. В дальнейшем Уполномоченный принял комплекс мер по защите прав граждан в данной ситуации.
На Уполномоченного в соответствии со статьей 36.1 Федерального конституционного закона N 1 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" возложена функция взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями. Осуществляя эту функцию, Уполномоченный и сотрудники Аппарата участвуют совместно с общественными палатами в субъектах Российской Федерации в подборе кандидатов в ОНК, в обучении членов ОНК, в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в региональных комиссиях, обеспечивают консультационно-методическую поддержку ОНК по проблемным вопросам их деятельности, изучают и распространяют положительный опыт работы.
В 2017 г. Уполномоченному поступило 6 обращений от ОНК, три из них - о недопуске членов ОНК г. Санкт-Петербурга в отделения полиции, которые направлены для проверки и принятия мер в органы прокуратуры. В ходе проверки установлены и привлечены к ответственности виновные сотрудники органов внутренних дел, проведено совместное совещание представителей ОНК, прокуратуры и ГУМВД по г. Санкт-Петербургу, выработаны меры по обеспечению проведения общественного контроля в местах принудительного содержания, находящихся в ведении органов внутренних дел.
В настоящее время ОНК созданы в 81 субъекте Российской Федерации, общая численность членов комиссий составляет 1042 человека, ведется работа по созданию комиссий в Ненецком и Чукотском автономных округах, а также в Камчатском и Забайкальском краях.
В сентябре 2017 года Уполномоченный поддержал инициативу СПЧ о необходимости проведения дополнительного набора в составы ОНК, где численность комиссий не позволяет эффективно осуществлять общественный контроль, и направил соответствующее обращение в Общественную палату Российской Федерации. При этом, по информации представителей Общественной палаты Российской Федерации, более 25 процентов поступивших заявлений общественных организаций о выдвижении кандидатур в члены ОНК не соответствовали требованиям, установленным законодательством. По этой причине в ряде регионов России не было назначено ни одного нового члена ОНК. Правозащитное сообщество не раз высказывало мнение о недостаточно эффективном законодательном механизме формирования ОНК в субъектах Российской Федерации, в результате чего не во всех случаях удалось сформировать ОНК на должном высокопрофессиональном уровне.
В целях дальнейшего развития деятельности ОНК заслуживает внимания изучение опыта работы различных моделей функционирования Национального превентивного механизма государств, ратифицировавших Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и иных жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Факультативный протокол). Так, в Республике Казахстан такой Национальный превентивный механизм, деятельность которого близка к деятельности ОНК, функционирует при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, который наделен существенными функциями в сфере координации его деятельности.
К преимуществам Национального превентивного механизма можно отнести направленность на обеспечение максимальной прозрачности функционирования мест принудительного содержания, а также значительную поддержку его деятельности как со стороны государств-участников, так и на международном уровне. Образуемый в соответствии с Факультативным протоколом Подкомитет по предупреждению пыток, являющийся частью системы ООН, не только самостоятельно посещает места принудительного содержания государств-участников, но также поддерживает контакты с национальными превентивными механизмами и предлагает им услуги в области профессиональной подготовки и технической помощи в целях укрепления их потенциала.
Важным событием в развитии организационных форм взаимодействия Уполномоченного и гражданского общества стало начало работы Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (далее - Экспертный совет), в состав которого вошли известные правозащитники и ученые - специалисты в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе 30 докторов наук, 26 профессоров, 12 кандидатов наук. К задачам Экспертного совета относятся выработка рекомендаций по реализации основных направлений деятельности Уполномоченного, консультирование и информирование Уполномоченного о положении дел в области соблюдения и защиты прав и свобод человека, содействие Уполномоченному в организации и осуществлении взаимодействия с государственными органами и институтами гражданского общества.
В составе Экспертного совета образовано 6 тематических секций (по вопросам гражданских (личных) и политических прав и свобод человека и гражданина; по вопросам социальных и образовательных прав и свобод человека и гражданина; по вопросам совершенствования законодательства о правах и свободах человека и гражданина; по вопросам образования и правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина; по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве и в местах принудительного содержания; по вопросам международного сотрудничества в области прав и свобод человека и гражданина).
В 2017 г. состоялось 14 заседаний секций Экспертного совета, в ходе которых обсуждались системные проблемы правозащитной деятельности, конкретные вопросы, связанные с обращениями граждан, предложения по совершенствованию законодательства, вырабатывались экспертные позиции по различным вопросам. В результате разработаны и направлены субъектам права законодательной инициативы 4 законопроекта, подготовлены и направлены в Государственную Думу более 20 заключений на законопроекты с предложениями о поправках, многие из которых нашли отражение в принятых законодательных актах.
В Экспертном совете образована специальная консультативно-правозащитная группа, в состав которой вошли представители разных правозащитных обществ, в том числе представители СПЧ. Ее целью является информирование Уполномоченного о существующих проблемах защиты прав человека, с которыми приходится сталкиваться в своей деятельности правозащитникам, обсуждение актуальных вопросов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, выработка согласованных решений по вопросам мониторинговой, просветительской и правозащитной деятельности. Состоялось три таких заседания. На них обсуждались следующие проблемы реализации прав граждан: обеспечение конституционных прав граждан на свободу мирных собраний, вопросы общественного контроля соблюдения прав человека в местах принудительного содержания.
Особое внимание Уполномоченным уделяется работе с молодежью. По инициативе Уполномоченного в июле 2017 года впервые в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме" организована смена для молодых правозащитников, в ходе которой проведена встреча федерального и региональных уполномоченных с молодыми правозащитниками. Участниками IV профильной смены были молодые руководители НКО, правозащитных и добровольческих проектов. В панельной дискуссии на тему: "Правозащитная деятельность НКО. Основные кластеры обращений граждан, как возможность для создания новых НКО" приняли участие около тысячи молодых правозащитников, приехавших со всех уголков России. Более близкое знакомство с участниками форума и ответы уполномоченных на многие поставленные вопросы, с которыми сталкиваются правозащитники (от процедуры получения гражданства до организации молодежных НКО в сфере правовой грамотности), показали их большую заинтересованность в самых разных сферах общественной жизни.
Уполномоченный принял участие в дискуссиях и на других открытых площадках взаимодействия общества и власти.
Важнейшим событием 2017 г. в сфере развития гражданского общества для России и всего мира стал прошедший в г. Сочи в октябре 2017 г. XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Уполномоченный принял участие в данном масштабном молодежном форуме и выступил перед молодежью со всего мира по вопросу о роли гражданского общества и институтов правозащиты в противостоянии глобальным угрозам.
2 ноября 2017 г. состоялось общение с участниками пленарной сессии "Диалог сообществ. Гражданское общество будущего: объединяя усилия" на итоговом форуме "Сообщество". Этот форум в г. Москве являлся заключительным в серии подобных мероприятий, проведенных во всех федеральных округах России в 2017 г. Его участники - представители органов власти, бизнеса и общественности из разных регионов страны. Целью форума являлось выявление состояния развития некоммерческого сектора в регионах Российской Федерации, обсуждение существующих проблем и возможных путей их решения, уделено особое внимание поддержке наиболее эффективных практик гражданской активности, а также формированию единого видения общероссийской повестки развития гражданского общества.
Уполномоченный является членом Координационного комитета по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации некоммерческим организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества. За 2017 год проведено два конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации, по результатам которых 3213 НКО из всех субъектов Российской Федерации получили гранты Президента Российской Федерации на общую сумму 6,65 млрд руб.
Уполномоченным продолжена работа в качестве председателя Общественной комиссии при Президенте Российской Федерации по определению кандидатур на присуждение Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности. Лауреатами государственных премий за выдающиеся достижения в области правозащитной и благотворительной деятельности, врученных в декабре 2017 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стали: председатель Региональной общественной организации "Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений" (Московская Хельсинкская группа) Людмила Алексеева и председатель правления Регионального общественного благотворительного фонда помощи детям, больным лейкемией, Республики Татарстан имени Анжелы Вавиловой Владимир Вавилов.
Ключевым элементом гражданского общества остается человек, обладающий высокими моральными качествами, ответственностью и чувством долга, готовый поддержать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В целях поддержки таких людей и осуществляемой ими деятельности 22 декабря 2017 года прошла двенадцатая церемония награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро". Согласно Положению о медали Уполномоченного, ею могут быть удостоены как соотечественники, так и граждане других государств, а также общественные организации. Медаль "Спешите делать добро" вручается людям и организациям, чьи добрые дела и подвиги, совершенные порой даже ценой собственной жизни, достойны самого глубокого уважения и навсегда останутся в сердцах людей. В 2017 году лауреатами медали стали 9 человек и 1 общественная организация:
- настоятельница Марфо-Мариинской Обители милосердия Игумения Елисавета (город Москва), оказывающая, в своем ежедневном служении сестры Обители, помощь тем, кто попал в трудные обстоятельства и нуждается в поддержке: детям, страдающим ДЦП, неизлечимо больным детям и их родителям (работает выездная паллиативная служба);
- Любовь Кац (Владимирская область) - известный защитник прав детей-инвалидов;
- Наталья Попова - руководитель краснодарской некоммерческой организации "Центр развития благотворительных программ "Край милосердия", среди подопечных которой более 500 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Дмитрий Фролов - директор Ямальского благотворительного фонда поддержки детей "Ямине", основными целями которого является содействие организации лечебно-диагностической помощи тяжелобольным детям, детям-инвалидам и членам их семей;
- общественная организация "Дети Павловска", основанная в 2014 году, организующая адресную поддержку и сопровождение для 15 взрослых выпускников детского дома;
- Дмитрий Балыкин из города Нижнего Новгорода, который своим примером доказал, что ограниченные возможности не должны мешать человеку жить полноценной жизнью, имея первую группу инвалидности по зрению, он окончил вуз с красным дипломом и стал высококвалифицированным юристом;
- Ксения Симонова-Паскарь - заслуженный художник Республики Крым, которая на протяжении четырех лет создает небольшие песочные фильмы и ролики о тех больных детях, которые нуждаются в дорогостоящем лечении и реабилитации;
- водитель автобуса Сергей Блохин (посмертно), который ценой своей жизни героически спас жизни 44 детей и 5 взрослых на трассе под городом Ростовом, подставив под удар 20-тонного грузовика водительскую кабину;
- Ольга Фомина, которая проделала огромную работу по социальной адаптации лиц без определенного места жительства в организации "Дом трудолюбия Ной";
- Раиса Лукутцова - председатель Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, посвятившая всю свою жизнь охране здоровья граждан, многие годы успешно и эффективно осуществляет руководство старейшей и авторитетнейшей общественной организацией страны.
Подводя итоги, необходимо отметить, что гражданское общество является партнером власти в решении сложных задач, стоящих перед государством. Лишь совместная работа государственных органов и НКО позволяет выстраивать эффективную систему оказания правовой поддержки населению, защиты прав отдельных граждан и неопределенного круга лиц. Необходимо активно развивать взаимодействие между общественными организациями и Уполномоченным, продолжать обмениваться лучшим опытом правозащиты и реализовывать его в конкретных проектах и мероприятиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.