Департамент информирует, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуроров 37 субъектов Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2016 г. - 9 месяцев 2017 г., а также проанализировано состояние законности в сфере профилактики преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних в период с 2016 г. по первое полугодие 2017 года.
В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, вопреки требованиям статьи 121 СК РФ органы опеки и попечительства не всегда принимают надлежащие меры по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и защите их прав и интересов (Республика Башкортостан, Краснодарский и Пермский края, Иркутская, Кемеровская, Курская, Новосибирская, Тюменская области и другие).
Так, должностные лица района К. Новосибирской области, достоверно зная об отсутствии родительского попечения несовершеннолетнего С., 2001 г.р., который с октября 2015 г. проживал один и содержал себя самостоятельно (отец умер в 2015 г., место жительства матери неизвестно), мер к его жизнеустройству не приняли, фактически скрыли от учета несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
Прокурором города П. Кемеровской области установлено, что, несмотря на направленное 12 августа 2015 г. судом в орган опеки и попечительства сообщение о четырех несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в связи с осуждением их матери к лишению свободы, они были официально переданы под опеку бабушке только 14 сентября 2017 г., то есть спустя два года.
Выявлены многочисленные факты несвоевременного обследования условий жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его устройства (Забайкальский, Краснодарский и Красноярский края, Астраханская, Ивановская, Курская, Московская, Новосибирская, Оренбургская, Томская области, г. Москва и другие). Так, в Кировской области в орган опеки и попечительства района У. из районной больницы 15 сентября 2017 г. поступила информация об оставшемся без попечения родителей Н., 2016 года рождения. Вместе с тем до 26 сентября 2017 г. органом опеки и попечительства обследование условий жизни ребенка не проводилось, меры по его устройству не принимались.
В орган опеки и попечительства района Б. Республики Башкортостан 2 апреля 2017 г. из образовательной организации поступила информация о двух несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, при этом первичное обследование условий их жизни и устройство детей в соответствии со статьей 123 СК РФ проведено с нарушением установленных статьей 122 СК РФ сроков - 8 и 15 мая 2017 года.
В течение 10 месяцев органом опеки и попечительства Y# района Кировской области не принимались меры по устройству Б., родители которого были ограничены в родительских правах.
В Кемеровской области органом опеки и попечительства Я. района оставлено без внимания сообщение отдела МВД России по Я. району о нахождении пяти малолетних в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью в связи с ненадлежащим исполнением матерью обязанностей по их воспитанию. Условия жизни детей не были обследованы, соответствующий акт не составлялся. Впоследствии дети отобраны у матери на основании статьи 77 СК РФ.
Распространены нарушения пункта 1 статьи 122 СК РФ, обязывающей образовательные, медицинские организации информировать орган опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей (Республика Адыгея, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская, Волгоградская, Липецкая, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Свердловская области и другие). Несмотря на то, что администрации города К. Свердловской области было известно о нахождении В. без попечения родителей (родители сыном не интересовались, проживали отдельно от него, В. проживал в семье тети), в нарушение требований пункта I статьи 122 СК РФ информация об этом в орган опеки и попечительства не была направлена. Только по обращению тети от 20 марта 2017 г. органом опеки и попечительства в суд направлено исковое заявление о лишении родителей родительских прав, которое решением К. городского суда от 13 сентября 2017 г. удовлетворено и несовершеннолетний передан под опеку тети.
Органами опеки и попечительства в нарушение статьи 122 СК РФ, статей 5, 6 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" несвоевременно направляются сведения о детях в региональный банк данных, в том числе информация об изменении таких сведений (Забайкальский и Ставропольский края, Волгоградская, Свердловская области, г. Севастополь и другие).
Межрайонным прокурором Красноярского края установлено, что органом опеки и попечительства в региональный банк данных с нарушением срока направлены сведения первичного учета в отношении 18 детей и анкеты в отношении 7 детей.
В Астраханской области в 2017 г. органами опеки и попечительства в региональный банк данных с нарушением установленного законом срока предоставлена информация (анкеты, изменения и дополнения в них) в отношении 20 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 г. - в отношении 41 ребенка.
При подборе и назначении граждан опекунами (попечителями), передаче детей в приемные семьи органами опеки и попечительства не соблюдаются Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 (далее - Правила) (Краснодарский и Пермский края, Амурская, Архангельская, Кемеровская, Пензенская области и другие). Зачастую при принятии решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) не истребуются согласие членов семьи заявителя, проживающих с ним, на принятие ребенка, сведения о доходах и об отсутствии судимости, прохождении им соответствующей подготовки; не проводится обследование условий жизни кандидатов в опекуны.
Так, в Пермском крае несовершеннолетний Б. был передан на воспитание приемному родителю С., который в течение 2016 г. систематически наносил ему побои. Городской прокуратурой установлено, что решение о заключении с С. договора о приемной семье было принято без учета требований к подбору кандидатов, мнений психолога.
В ряде регионов органами опеки и попечительства осуществляется недостаточный контроль за расходованием опекунами, приемными родителями денежных средств, принадлежащих подопечным, за условиями их содержания, воспитания и образования. В Тюменской области органами опеки и попечительства принято решение об отстранении опекуна от исполнения обязанностей в отношении двух детей в связи с незаконным расходованием 470 тыс. руб., снятых с их счетов. В Пензенской области в управление образования г. Пензы опекунами (попечителями) не представлено 125 отчетов о хранении, об использовании имущества подопечного за 2016 год.
В Красноярском, Пермском краях, Амурской, Архангельской, Астраханской, Ивановской, Новосибирской областях и других субъектах РФ вопреки требованиям статьи 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и Правил органами опеки и попечительства нарушаются сроки проведения проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями их прав и законных интересов, несвоевременно и формально составляются акты проверок, не обеспечивается защита имущественных прав детей. Так, в г. Н. Новосибирской области в отношении трех детей проверки условий их жизни не проводились с 2013 года, в отношении одного ребенка - с 2014 года. Безответственное отношение сотрудников органов опеки и попечительства к осуществлению надлежащего и своевременного контроля за условиями содержания и воспитания подопечных в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях зачастую приводит к совершению в отношении этих детей преступлений со стороны указанных лиц.
В г. М. Кемеровской области приемным родителем К. совершено преступление против жизни и здоровья несовершеннолетнего подопечного, что привело к его гибели. Прокуратурой г. М. выявлены нарушения законодательства при осуществлении органами опеки и попечительства контроля за деятельностью приемного родителя, соблюдения им прав и законных интересов ребенка. По факту неисполнения должностными лицами органа опеки и попечительства своих обязанностей, повлекшему нарушение прав и законных интересов подопечного, возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 (халатность) Уголовного кодекса Российской Федерации. Приговором М. городского суда Кемеровской области от 24 апреля 2017 г. руководитель органа опеки и попечительства привлечен к уголовной ответственности.
Органы опеки и попечительства городских округов К. и О. Московской области, устранившись от осуществления контроля за условиями содержания, воспитания и образования ребенка в семье усыновителя, допустили жестокое обращение с ним, что повлекло его гибель. Воспользовавшись бесконтрольностью, недобросовестные усыновители длительное время скрывали смерть ребенка и продолжали получать меры социальной поддержки, предусмотренные законом для усыновленных детей и многодетных семей.
В 2016 г. - 9 месяцев 2017 г. преступления в отношении подопечных со стороны опекунов, приемных родителей совершены в Хабаровском крае, Волгоградской, Иркутской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Свердловской областях, г. Москве и других регионах.
Имеют место случаи длительного нахождения в поле зрения органов опеки и попечительства семей, ситуация в которых требует немедленного пресечения жестокого обращения с детьми. Так, сотрудники органа опеки и попечительства администрации А. муниципального района Саратовской области не приняли необходимых и исчерпывающих мер по защите несовершеннолетней К., ограждению ее от физического и психического насилия, грубого обращения со стороны матери, в результате чего девочка покончила жизнь самоубийством.
По всем выявленным фактам ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами органов опеки и попечительства, образовательных, медицинских и иных организаций прокурорами приняты меры к недопущению нарушений, восстановлению прав несовершеннолетних, привлечению к ответственности виновных лиц.
Учитывая изложенное, Департамент просит довести указанную информацию до сведения всех специалистов органов опеки и попечительства.
<...>
Директор Департамента |
Е.А. Сильянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 января 2018 г. N 07-520 "О принятии мер по соблюдению"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", апрель 2018 г., N 8