Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.И. Гришаева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.И. Гришаев оспаривает конституционность части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с которой подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Как следует из представленных материалов, заявитель с 1974 по 1996 год проходил военную службу на кораблях Черноморского флота в городе Севастополе. После выхода в отставку проживал в городе Севастополе до 2002 года, когда по семейным обстоятельствам выехал в город Минск, где проживал до 2013 года, получив гражданство Республики Беларусь. 22 августа 2013 года он получил разрешение на эмиграцию на Украину, а 13 сентября 2013 года - разрешение на постоянное проживание на территории Украины с регистрацией по месту жительства в городе Севастополе с 27 сентября 2013 года. 23 июля 2014 года Е.И. Гришаеву был выдан вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации. 8 июня 2016 года он получил российское гражданство и был зарегистрирован по месту жительства в городе Севастополе с 24 июня 2016 года.
С 22 декабря 2016 года заявителю, получающему пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", была установлена страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к ней). Полагая, что размер страховой пенсии по старости должен быть определен на основании Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Е.И. Гришаев обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за соответствующим перерасчетом, но получил отказ, правильность которого была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемое положение.
По мнению заявителя, часть 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не соответствует статьям 2, 7, 15 (часть 4), 17-19, 39 и 62 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, препятствует применению установленных данным Федеральным законом правил исчисления страхового (трудового) стажа и особенностей исчисления размера страховой пенсии в отношении лиц, имевших по состоянию на 18 марта 2014 года гражданство иностранного государства и впоследствии приобретших гражданство Российской Федерации, безотносительно к их фактическому проживанию на указанную календарную дату в городе Севастополе.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая заявителем часть 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", определяющая Порядок подтверждения постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях решения вопроса о возможности применения установленных названным Федеральным законом специальных правил исчисления страхового (трудового стажа) и исчисления размера пенсии, направлена на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины в период осуществления трудовой или иной деятельности на территории данного государства.
Следовательно, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права фактически проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя лиц из числа иностранных граждан, не имевших гражданства Украины, которые впоследствии приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а не в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и которым частью 1 статьи 11 названного Федерального конституционного закона также предоставлено право на получение пенсий согласно законодательству Российской Федерации.
Распространение же на таких граждан установленных Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" правил исчисления страхового (трудового) стажа и особенностей исчисления размера страховой пенсии, равно как и разрешение поставленного заявителем вопроса о разъяснении порядка применения оспариваемой нормы, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришаева Евгения Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. N 772-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришаева Евгения Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)