Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.Н. Багаутдинова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.Н. Багаутдинов оспаривает конституционность положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему) в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования":
пункта 4 статьи 30, устанавливающего один из вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года;
пункта 3 статьи 31, которым были сохранены действовавшие до 1 января 2002 года льготные условия и нормы назначения пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами, и было предписано применять эти условия и нормы при оценке пенсионных прав соответствующих лиц согласно нормам названного Закона (пунктом 29 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ признан утратившим силу).
По мнению заявителя, которому как работнику летно-испытательного состава с апреля 2012 года назначена досрочная трудовая пенсия по старости и пенсия за выслугу лет, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 7, 15 (часть 4), 17-19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку внесенные ими с 1 января 2010 года изменения привели к умалению пенсионных прав лиц, которые не приобрели по состоянию на 1 января 2002 года необходимую продолжительность стажа работы в летно-испытательном составе, и были лишены возможности исчисления размера пенсии с применением абзаца тридцать девятого пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. без применения ограничения пенсии максимальным пределом.
Оспариваемые положения были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). При этом федеральный законодатель вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.
Для работников летно-испытательного состава в статье 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в статье 31 Федерального закона "О страховых пенсиях") и статье 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено право на одновременное получение трудовой (страховой) пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет. Такое правовое регулирование является дополнительной гарантией материального обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава в силу особого характера осуществляемой ими профессиональной деятельности и направлено на существенное повышение уровня их пенсионного обеспечения.
При исчислении размера трудовой (страховой) пенсии по старости (инвалидности) работников летно-испытательного состава применяются положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми предусмотрено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой (страховой) пенсии застрахованных лиц, что позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
В частности, в пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Данное положение статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обеспечивает исчисление расчетного размера трудовой (страховой) пенсии исходя из продолжительности общего трудового стажа (при условии, что такой вариант является наиболее благоприятным для застрахованного лица), направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение с учетом их интересов, а потому не может расцениваться как затрагивающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
2.2. Согласно пункту 4 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Оспариваемый пункт 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 1 января 2010 года в соответствии с положением Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, т.е. задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации, в связи с чем его жалоба в этой части не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 4 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Багаутдинова Марата Накибовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку законоположение, конституционность которого оспаривается, утратило силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. N 770-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Багаутдинова Марата Накибовича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 4 статьи 30 и пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)