Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N 4-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" о признании недействующими в части пункта 3.11, Таблицы N 1 "Перечень и нормативы допускаемых концентраций загрязняющих веществ (ДКпр) в сточных водах абонентов очистных сооружений (г. Павловский Посад)" Правил приема сточных вод в систему канализации и на сооружения биологической очистки сточных вод, расположенных в городе Павловский Посад, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 27 июня 2013 г. N 34/6, по апелляционным жалобам Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области и общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" на решение Московского областного суда от 15 ноября 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" Смирнова В.С., представителя Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области Жегулева А.П., представителя Администрации городского округа Павловский Посад Московской области Дорина А.Ю., представителя муниципального унитарного предприятия Павлово-Посадского муниципального района Московской области "Энергетик" Генераловой О.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" (далее - ООО "ТСК Мосэнерго") обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правила приема сточных вод в систему канализации и на сооружения биологической очистки сточных вод, расположенных в городе Павловский Посад, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 27 июня 2013 г. N 34/6 в части пункта 3.11, Таблицы N 1 "Перечень и нормативы допускаемых концентраций загрязняющих веществ (ДКпр) в сточных водах абонентов очистных сооружений (г. Павловский Посад)".
Решением Московского областного суда от 15 ноября 2017 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Совет депутатов городского округа Павловский Посад Московской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Также в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой обратилось ООО "ТСК Мосэнерго", в которой просило изменить резолютивную часть решения и признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента его принятия.
Относительно жалобы ООО "ТСК Мосэнерго" муниципальное унитарное предприятие Павлово-Посадского муниципального района Московской области "Энергетик", Администрация городского округа Павловский Посад Московской области, Совет депутатов городского округа Павловский Посад Московской области и прокуратура Московской области представили возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Совета депутатов городского округа Павловский Посад Московской области заявил ходатайство об отказе от апелляционной жалобы в порядке статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации до вынесения судом апелляционной инстанции определения по существу спора. В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, отказ общества от апелляционной жалобы принят Судебной коллегией, о чем вынесено определение от 1 марта 2018 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ООО "ТСК Мосэнерго", возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Решением Совета депутатов городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области от 27 июня 2013 г. N 34/6 утверждены Правила приема сточных вод в систему канализации и на сооружения биологической очистки сточных вод, расположенные в г. Павловский Посад (далее - Правила N 34/6), официально опубликованные в газете "Колокольня" от 4 июля 2013 г. N 27 (581).
Абзацем 5 пункта 3.11 названных правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абонентам организацией водоканализационного хозяйства (ВКХ) с учетом, в том числе условия "защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации (предотвращения заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материалы труб, колодцев, оборудования, а также обеспечение технологического режима очистки)".
Таблица N 1 Правил N 34/6 содержит перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых от абонентов организацией ВКХ в систему канализации.
На момент принятия муниципальных правил действовали Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее - Правила N 167), согласно пункту 61 которых, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сооружений коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
При утверждении Правил N 34/6 Советом депутатов городского поселения Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области в пункте 3.11 полностью воспроизведен пункт 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Таким образом, муниципальные правила были приняты уполномоченным органом местного самоуправления и на период их принятия, в оспариваемой части не противоречили федеральному законодательству.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4, пункту 3 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения, которые устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом таких систем.
На основании указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 были утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения. В приложении N 5 указанных Правил установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Таким образом, с принятием указанных Правил регулирование вопросов, связанных с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения и оказывающие на них негативное воздействие, было отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 3 абзац пятый пункта 61 Правил N 167, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделялись полномочиями по установлению абоненту нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод с учетом необходимости защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, признан утратившим в силу. Данное изменение в Правила N 167 вступило в силу 16 января 2015 г.
Суд, проанализировав приведенные федеральные нормативные правовые акты, сделал обоснованный вывод о том, что с указанной даты - 16 января 2015 г. муниципальные Правила N 34/6 в оспариваемой части вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и подлежат приведению в соответствие с ними.
Изучив апелляционную жалобу ООО "ТСК Мосэнерго", судебная коллегия признала несостоятельными доводы общества о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права
Признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не противоречит положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае оспариваемые нормы применялись, и на их основании реализовывались права и обязанности организации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 15 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания Мосэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N 4-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был