Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2018 г. N 94-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дары Чукотки" о признании недействующим постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Чукотского автономного округа" по апелляционной жалобе Правительства Чукотского автономного округа на решение Суда Чукотского автономного округа от 13 декабря 2017 года, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Дары Чукотки" частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, установила:
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 19 марта 2015 года N 180 был утвержден Перечень рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа согласно приложению к данному постановлению.
Постановлениями Правительства Чукотского автономного округа от 7 апреля 2015 года N 217 и от 15 июня 2015 года N 341 в приложение к указанному постановлению Правительства были внесены изменения.
Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Чукотского автономного округа" вышеназванные постановления Правительства Чукотского автономного округа признаны утратившими силу.
Общество с ограниченной ответственностью "Дары Чукотки" (далее также - Общество, ООО "Дары Чукотки") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186, а также о признании не утратившими силу постановлений Правительства Чукотского автономного округа от 19 марта 2015 года N 180, от 7 апреля 2015 года N 217 и от 15 июня 2015 года N 341.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что приказом Северо-Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 6 марта 2017 года N 89 был объявлен конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного, а также прибрежного рыболовства на территории Чукотского автономного округа, на участие в котором Обществом в числе иных организаций и индивидуальных предпринимателей была подана заявка.
14 апреля 2017 года состоялась процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе, по результатам которой ООО "Дары Чукотки" было допущено к участию в конкурсе по 53 лотам, из них более чем по 10 лотам Общество являлось единственным заявителем, в связи с чем полагало, что у организатора конкурса возникла обязанность в течение 10 рабочих дней, то есть до 28 апреля 2017 года, передать единственному заявителю проект договора.
Однако 18 апреля 2017 года прокурором Чукотского автономного округа в адрес председателя Правительства Чукотского автономного округа был внесен протест на постановление Правительства Чукотского автономного округа от 19 марта 2015 года N 180, которым утвержден Перечень рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа, в связи с чем Правительством округа было вынесено оспариваемое постановление об отмене указанного Перечня.
20 апреля 2017 года на основании жалоб о нарушении процедуры проведения конкурса, поступивших в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу, конкурс был приостановлен. В последующем приказом Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 25 мая 2017 года N 240 на основании оспариваемого постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 отменено действие приказа от 6 марта 2017 года N 89 о проведении конкурса.
Административный истец указал, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушается его право на осуществление предпринимательской деятельности по добыче водных биологических ресурсов, так как с момента его издания рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа не стало, в связи с чем он лишен права на заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
По мнению Общества, оспариваемый акт противоречит положениям Федеральных законов от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", приказу Министерства сельского хозяйства России от 22 марта 2013 года N 143 "Об утверждении порядка определения границ рыбопромысловых участков".
Решением Суда Чукотского автономного округа от 13 декабря 2017 года административное исковое заявление ООО "Дары Чукотки" удовлетворено частично.
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Чукотского автономного округа" признано не действующим с момента принятия в той части, в которой данным нормативным правовым актом не установлен новый перечень рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа.
На Правительство Чукотского автономного округа возложена обязанность в срок до 1 мая 2018 года принять новый нормативный правовой акт об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа.
В удовлетворении требований о признании не действующим постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 в части признания утратившими силу постановлений от 19 марта 2015 года N 180, от 7 апреля 2015 года N 217 и от 15 июня 2015 года N 341 отказано.
На решение Суда Чукотского автономного округа поступила апелляционная жалоба Правительства Чукотского автономного округа, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда в части признания постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 недействующим, возложения на Правительство Чукотского автономного округа обязанности принять новый нормативный правовой акт и взыскания с Правительства Чукотского автономного округа в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины и принятии в этой части нового решения об отказе ООО "Дары Чукотки" в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
В своих возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Чукотского автономного округа и ООО "Дары Чукотки" указывают на необоснованность доводов жалобы и на законность судебного акта.
Представители ООО "Дары Чукотки", Правительства Чукотского автономного округа, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Чукотского автономного округа в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, опубликования и введения в действие.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Дары Чукотки" о признании не действующим оспариваемого постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 в части признания утратившими силу постановлений от 19 марта 2015 года N 180, от 7 апреля 2015 года N 217 и от 15 июня 2015 года N 341, суд, сославшись на положения Федеральных законов от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", регламентирующих вопросы рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и предусматривающих их право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности, нормы Порядка определения границ рыбопромысловых участков, утвержденного Министерством сельского хозяйства России от 22 марта 2013 года N 143, пришел к выводу о том, что Перечень рыбопромысловых участков, утвержденный постановлением Правительства округа от 19 марта 2015 года N 180, противоречит указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, суд указал, что в приложении к постановлению Правительства Чукотского автономного округа от 19 марта 2015 года N 180 границы рыбопромысловых участков определены с нарушением требований законодательства об обеспечении единства измерений.
Решение суда в данной части никем не оспорено. Правительство Чукотского автономного округа в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения административного искового заявления.
Признавая оспариваемое постановление Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года не действующим в той части, в которой Правительство автономного округа, отменяя установленные ранее нормы, не утвердило новый перечень рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа, суд первой инстанции указал, что отмена оспариваемого постановления привела к не урегулированности отношений по пользованию водными биологическими ресурсами на территории Чукотского автономного округа и нарушению прав неопределенного круга лиц, и потому в соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для возложения на административного ответчика обязанности принять новый вышеназванный нормативный правовой акт.
Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для применения в данном случае положений, предусмотренных частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно указанной норме в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Таким образом, полномочия на принятие указанного решения возникают у суда только в случае удовлетворения им административных исковых требований и признания судом оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
В данном же случае Правительство Чукотского автономного округа самостоятельно отменило нормативный правовой акт, который, как указал суд, противоречил иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установил суд первой инстанции и видно из текста решения арбитражного суда Чукотского автономного округа от 1 февраля 2018 года, оспариваемое постановление Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Чукотского автономного округа" было принято во исполнение протеста прокуратуры Чукотского автономного округа от 18 апреля 2017 года N 7-6/419/2017 на постановление Правительства Чукотского автономного округа от 19 марта 2015 года N 180 "Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа".
При этом было установлено, что указанный нормативный правовой акт был принят с нарушением законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, границы рыбопромысловых участков были установлены Правительством Чукотского автономного округа с нарушением положений Порядка определения границ рыбопромысловых участков, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2013 года N 143. Перечень рыбопромысловых участков был сформирован без учета интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов, при отсутствии заключения научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, с нарушением законодательства о геодезии и картографии, а также с нарушением требований Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Таким образом, оспариваемое постановление было принято в целях приведения нормативного правового акта округа в соответствие с законодательством Российской Федерации в связи с принесением протеста прокурора Чукотского автономного округа и для утверждения нового перечня рыбопромысловых участков, чему должна предшествовать процедура формирования данного перечня и согласования с федеральным органом в области рыболовства (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов").
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 26 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления не действующим с момента принятия в указанной части, что не было учтено судом при вынесении обжалуемого решения от 13 декабря 2017 года, а также в той части, в которой данным нормативным правовым актом не установлен новый перечень рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа, и о возложении на Правительство Чукотского автономного округа обязанности в срок до 1 мая 2018 года принять новый нормативный правовой акт об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Правительством Чукотского автономного округа издано постановление от 11 января 2018 года N 1, которым утвержден новый Перечень рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа.
Исходя из вышеизложенного решение суда в части указания на признание не действующим с момента принятия постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Чукотского автономного округа" в связи с неустановлением нового перечня рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа и в части возложения на Правительство Чукотского автономного округа обязанности принять новый нормативный правовой акт об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Правила, установленные частью 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (часть 2 данной нормы).
В случаях, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на; новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных настоящей статьей. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица заинтересованного в его разрешении (часть 3 данной нормы).
В связи с тем, что Судебная коллегия принимает новое решение которым в удовлетворении административного иска ООО "Дары Чукотки" отказано в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины возмещению административному истцу не подлежат.
Соответственно, решение суда о взыскании с административного ответчика в пользу ООО "Дары Чукотки" расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Суда Чукотского автономного округа от 13 декабря 2017 года отменить в части указания на признание не действующим с момента принятия постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19 мая 2017 года N 186 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Чукотского автономного округа" в связи с неустановлением нового перечня рыбопромысловых участков на территорий Чукотского автономного округа, в части возложения на Правительство Чукотского автономного округа обязанности принять новый нормативный правовой акт об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Чукотского автономного округа и в части взыскания госпошлины с Правительства Чукотского автономного округа в размере 4500 рублей в пользу ООО "Дары Чукотки", принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления в указанной части отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2018 г. N 94-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был