Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2018 г. N 8-АПГ18-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Виноградовой Светланы Александровны о признании недействующим пункта 25 Приложения N 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 4 апреля 2013 г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ростовского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" (в редакции решения Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 23 сентября 2014 г. N 81) по апелляционной жалобе Думы Ростовского муниципального района Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 28 ноября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Думы Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Титова В.Д., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Виноградова Светлана Александровна обратилась в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 25 Приложения N 1 к решению Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 4 апреля 2013 г. N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ростовского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района" в действующей редакции (далее также - решение от 4 апреля 2013 г. N 40) с 1 января 2015 г. в части значения коэффициента функционального использования в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "строительство индивидуальных жилых домов", превышающего 0,1%, ссылаясь на установление оспариваемого коэффициента без учета принципа экономической обоснованности арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Решением Ярославского областного суда от 28 ноября 2017 г. требования Виноградовой С.А. удовлетворены частично, пункт 25 Приложения N 1 к решению от 4 апреля 2013 г. N 40 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Дума Ростовского муниципального района Ярославской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и допущенные при рассмотрении дела процессуальные нарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация городского поселения Ростов Ярославской области доводы апелляционной жалобы поддержала.
Административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу действовавшего до 1 марта 2015 г. пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вступившим в силу с 1 марта 2015 г. пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ также установлено, что порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, определен постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 г. N 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее - Порядок определения арендной платы).
Пункт 2.2 Порядка определения арендной платы предусматривает расчет размера годовой арендной платы как произведения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб/кв.м), определяемого в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель (УПКСЗви), площади земельного участка (S) и коэффициента функционального использования, определяемого на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа) (К).
Согласно пункту 2.3 Порядка определения арендной платы коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).
Отношения по установлению размера арендной платы регулируются, в частности, статьей 39.7 ЗК РФ, в пункте 1 которой предписано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
К числу таких принципов Постановление N 582 относит принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
Судом первой инстанции установлено, что в обоснование установления коэффициента 0,6% представлена пояснительная записка к проекту решения Думы Ростовского муниципального района Ярославской области от 23 сентября 2014 г. N 81 "О внесении изменений в решение Думы Ростовского муниципального района от 04.04.2013 N 40 "Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ростовского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района".
Суд проанализировал названный документ и сделал правильный вывод, что пояснительная записка не содержит обоснования расчета коэффициента функционального использования в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "строительство индивидуальных жилых домов".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, приведенные в пояснительной записке ссылки на подпункт "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, и на применение соответствующей ставки земельного налога не могут заменить многофакторный анализ экономического состояния муниципального образования и оценку иных условий, влияющих на уровень доходности земельных участков, предназначенных для индивидуальных жилых домов.
С учетом изложенного Судебная коллегия полагает выводы суда соответствующими обстоятельствам дела, которые подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы, приводимые в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, они аналогичны позиции административного истца, изложенной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В данном случае суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, в связи с чем обоснованно признал его не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 28 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Ростовского муниципального района Ярославской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2018 г. N 8-АПГ18-2
Текст определения официально опубликован не был