Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 марта 2018 г. N 56-КГ18-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 марта 2018 г. гражданское дело по иску Красикова Романа Сергеевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Приморскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании приказов об увольнении и о расторжении контракта незаконными, восстановлении в распоряжение органов внутренних дел, возложении обязанности назначить на вакантную должность, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Красикова Романа Сергеевича на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 7 февраля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 6 июня 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Красикова Р.С. - Байдак Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение относительно кассационной жалобы представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю Торгушиной Н.В. и Москалевич А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Красиков Р.С. 20 октября 2016 г. обратился в суд иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее - УМВД России по Приморскому краю), Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Приморскому краю (далее - УФМС России по Приморскому краю), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) о признании приказов об увольнении и расторжении контракта незаконными, восстановлении в распоряжение органов внутренних дел, возложении обязанности назначить на вакантную должность, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Красиков Р.С. указал, что с 20 октября 2003 г. проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом МВД России от 27 января 2006 г. N 124л/с был прикомандирован к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах МВД России.
В период с января по ноябрь 2006 г. занимал должность инспектора отделения по делам миграции отдела УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока, с ноября 2006 г. по январь 2008 г. - должность старшего инспектора отделения по вопросам гражданства, оформлению разрешений на временное проживание и видов на жительство отдела УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока, с января 2008 г. по январь 2011 г. - должность старшего инспектора отделения по делам миграции, с января 2011 г. по 23 сентября 2016 г. - должность старшего инспектора отдела УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) начальником УФМС России по Приморскому краю 8 апреля 2016 г. капитан внутренней службы Красиков Р.С. был уведомлен о расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел на основании пункта 11 части 2 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 20 июля 2016 г. N 338 л/с капитан внутренней службы Красиков Р.С. был освобождён от замещаемой должности и зачислен в распоряжение УФМС России по Приморскому краю в связи с проведением процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел на срок не более двух месяцев. Приказом Министра внутренних дел России от 23 августа 2016 г. N 947 капитан внутренней службы Красиков Р.С. был уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). Приказом заместителя председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 20 сентября 2016 г. N 409л/с с капитаном внутренней службы Красиковым Р.С. расторгнут контракт, установлена дата увольнения - 23 сентября 2016 г.
По мнению Красикова Р.С., его увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку на момент увольнения он являлся сотрудником органов внутренних дел, при этом ему не были предложены вакантные должности, имеющиеся в структуре органа внутренних дел. В согласовании поданного Красиковым Р.С. рапорта о переводе из УФМС России по Приморскому краю на должность старшего инспектора отделения по обслуживанию территории Первомайского района ему было отказано без указания причин такого отказа.
С учётом уточнённых исковых требований Красиков Р.С. просил суд признать незаконными и отменить приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2016 г. N 947 л/с об увольнении из органов внутренних дел, приказ заместителя председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 20 сентября 2016 г. N 409л/с о расторжении контракта и об установлении даты увольнения; восстановить его на службе в органах внутренних дел с 24 сентября 2016 г.; признать незаконным отказ УМВД России по Приморскому краю в назначении его на должность в УМВД России по Приморскому краю переводом из УФМС России по Приморскому краю; возложить на УМВД России по Приморскому краю обязанность назначить его с 24 сентября 2016 г. на вакантную должность в УМВД России, соответствующую его образованию, квалификации, ранее присвоенному специальному званию и иным деловым качествам, в подразделениях органов внутренних дел, расположенных в пределах г. Владивостока; заключить с ним контракт; взыскать с УМВД России по Приморскому краю денежное довольствие за время вынужденного прогула; взыскать с УМВД России по Приморскому краю и УФМС России по Приморскому краю компенсацию морального вреда в размере 25000 руб. с каждого.
Представитель МВД России и УМВД России по Приморскому краю в суде иск не признал.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 7 февраля 2017 г. в удовлетворении исковых требований Красикову Р.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 6 июня 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Красикова Р.С. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 15 декабря 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 20 февраля 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Красиков Р.С. с 20 октября 2003 г. по 23 сентября 2016 г. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
Приказом МВД России от 27 января 2006 г. N 124 л/с Красиков Р.С. был прикомандирован к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах МВД России.
В УФМС по Приморскому краю Красиков Р.С. проходил службу с января по ноябрь 2006 г. в должности инспектора отделения по делам миграции отдела УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока, с ноября 2006 г. по январь 2008 г. - в должности старшего инспектора отделения по вопросам гражданства, оформлению разрешений на временное проживание и видов на жительство отдела УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока, с января 2008 г. по январь 2011 г. - в должности старшего инспектора отделения по делам миграции отдела УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока, с января 2011 г. по 23 сентября 2016 г. - в должности старшего инспектора УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока.
17 июня 2013 г. между УФМС России по Приморскому краю и Красиковым Р.С. был заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, согласно которому Красиков Р.С. принял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, выполнением обязанностей по должности старшего инспектора отдела УФМС России по Приморскому краю в Первомайском районе г. Владивостока.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
8 апреля 2016 г. Красикову Р.С. вручено уведомление о расторжении контракта и об увольнении из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Красиковым Р.С. на имя начальника УМВД России по Приморскому краю был подан рапорт с просьбой о переводе из УФМС России по Приморскому краю в УМВД России по Приморскому краю на должность старшего инспектора отделения по обслуживанию территории Первомайского района г. Владивостока, в согласовании которого Красикову Р.С. письмом УМВД России по Приморскому краю от 13 июля 2016 г. было отказано без указания причин.
В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 1 июня 2016 г. N 264 ликвидировано УФМС России по Приморскому краю.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 20 июля 2016 г. N 338л/с в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Красиков Р.С. освобождён от замещаемой должности и зачислен в распоряжение УФМС России по Приморскому краю в связи с проведением процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел на срок не более двух месяцев с 21 июля 2016 г.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС по Приморскому краю от 30 сентября 2016 г. N 415 л/с указанный выше приказ был отменён.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2016 г. N 947 л/с капитан внутренней службы Красиков Р.С. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом заместителя председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 30 сентября 2016 г. N 409л/с с капитаном внутренней службы Красиковым Р.С. расторгнут контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, установлена дата его увольнения - 23 сентября 2016 г.
Разрешая спор и отказывая Красикову Р.С. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными и отмене приказов о расторжении контракта и об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нормативные правовые акты Федеральной миграционной службы России, регламентирующие, в частности, порядок прохождения службы в структуре Федеральной миграционной службы России прикомандированных к Федеральной миграционной службе России сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приказ Федеральной миграционной службы России от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Федеральной миграционной службе России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"), пришёл к выводу о том, что увольнение истца произведено уполномоченным лицом при наличии основания, предусмотренного пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с соблюдением установленного порядка увольнения сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе России. При этом суд исходил из того, что Красиков Р.С. проходил службу и занимал должность в Федеральной миграционной службе России, являвшейся самостоятельным государственным органом в структуре органов государственной власти Российской Федерации, в связи с чем при ликвидации данного органа государственной власти у МВД России и УМВД России по Приморскому краю отсутствовали основания для зачисления Красикова Р.С. в распоряжение УМВД России по Приморскому краю. Кроме этого, суд указал, что решение об окончании срока прикомандирования в отношении Красикова Р.С. не принималось, вследствие чего обстоятельств, предусмотренных пунктом 9 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для зачисления Красикова Р.С. в распоряжение МВД России или УМВД России по Приморскому краю не имелось.
Также суд первой инстанции отметил, что увольнение Красикова Р.С. обусловлено выполнением Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", в котором отсутствует указание об обязательности назначения сотрудников Федеральной миграционной службы России на должности в органах внутренних дел, а пункт 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" также не возлагает на МВД России и его территориальные органы обязанности трудоустраивать всех сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе России.
Наряду с этим суд первой инстанции полагал, что работодатель в целях экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что для назначения на должность в органах внутренних дел необходимо успешное прохождение проверочных мероприятий, однако Красиков Р.С. на основании полученных сведений при проведении проверочных мероприятий оперативно-розыскной частью собственной безопасности УМВД России по Приморскому краю не был рекомендован к назначению на должность в органах внутренних дел.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Красикова Р.С. о том, что он при проведении организационно-штатных мероприятий как сотрудник органов внутренних дел, прикомандированный к Федеральной миграционной службе России, должен был быть зачислен в распоряжение УМВД по Приморскому краю в целях дальнейшего трудоустройства, суд апелляционной инстанции сослался на постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы", приказ МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", приказ Федеральной миграционной службы России от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Федеральной миграционной службе России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и сделал вывод о том, что, поскольку кадровое обеспечение сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе России, в том числе в части проведения организационно-штатных мероприятий осуществляла непосредственно Федеральная миграционная служба России, а нормативные правовые акты МВД России, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, применяются к прикомандированным сотрудникам с учётом особенностей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Федеральной миграционной службы России, то при проведении организационно-штатных мероприятий прикомандированные сотрудники зачисляются в распоряжение территориальных органов МВД России только при наличии правовых оснований, препятствующих назначению их на должность в системе ФМС России или увольнению со службы в органах внутренних дел. При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, в соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" зачисление в распоряжение сотрудника для решения вопроса о его трудоустройстве при проведении процедуры увольнения в связи с сокращением должности является правом, а не обязанностью нанимателя.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьёй 32 названного федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 547 дсп утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учётом особенностей, установленных Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей (пункт 16 Положения).
Из приведённого правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30%.
Пунктом 3 этого указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. N 1025-р издано распоряжение.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
Определённые гарантии правовой защиты прикомандированных к Федеральной миграционной службе России сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы России установлены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Так, в соответствии с пунктом 29 статьи 33 названного закона сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, и работники Федеральной миграционной службы исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно-штатных мероприятий, но не позднее 31 декабря 2016 года (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел названы в статье 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учётом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о её прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобождённый от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в том числе в случаях упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел; проведения процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел; окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (пункты 1, 3, 9 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Из приведённых норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что сотрудники органов внутренних дел с их согласия для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительно власти в сфере внутренних дел, могут быть прикомандированы к федеральному органу государственной власти с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. К таким сотрудникам относятся, в частности, сотрудники органов внутренних дел, которые были прикомандированы к Федеральной миграционной службе. После упразднения Федеральной миграционной службы и окончания в связи с этим срока прикомандирования сотрудников органов внутренних дел в отношении таких сотрудников, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. До решения вопроса о порядке и условиях дальнейшего прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел такие сотрудники подлежат зачислению в распоряжение соответствующего территориального органа внутренних дел. При этом такие сотрудники считаются продолжающими службу в органах внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированных сотрудников органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такие сотрудники подлежат увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих основания и порядок увольнения по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) прикомандированных сотрудников в связи с упразднением Федеральной миграционной службы России, пришли к ошибочному выводу о том, что Красиков Р.С., являвшийся прикомандированным сотрудником органов внутренних дел, проходившим службу и занимавшим должность в Федеральной миграционной службе России - самостоятельном государственном органе в структуре органов государственной власти Российской Федерации, - при упразднении этого органа не подлежал в целях его дальнейшего трудоустройства зачислению в распоряжение МВД России или УМВД России по Приморскому краю с предоставлением гарантий, предусмотренных статьёй 30, частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, капитаном внутренней службы Красиковым Р.С. на имя начальника УМВД России по Приморскому краю был подан рапорт о назначении его переводом из УФМС России по Приморскому краю на должность старшего инспектора отделения по обслуживанию территории Первомайского района г. Владивостока, в согласовании которого Красикову Р.С. было отказано без указания причин.
Учитывая, что капитан внутренней службы Красиков Р.С. на момент увольнения являлся прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, и он изъявил желание продолжить службу в органах внутренних дел путём подачи соответствующего рапорта, Судебная коллегия считает, что суждения судов первой и апелляционной инстанций о том, что федеральный орган исполнительной власти (ФМС России), в котором истец проходил службу на соответствующей должности, упразднён, а законом не установлена обязанность по предложению ему вакантных должностей в другом самостоятельном органе и соблюдению ответчикам и установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в связи с этим порядка увольнения капитана внутренней службы Красикова Р.С. по указанному основанию, противоречат приведённому выше правовому регулированию.
Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права - части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, устанавливающей, что расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел по пункту 11 части 2 названной статьи закона (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел, и статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, определяющей порядок перевода сотрудника органов внутренних дел, - к юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для решения вопроса о законности увольнения капитана внутренней службы Красикова Р.С. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ являлось установление обстоятельств соблюдения ответчиками - УМВД России по Приморскому краю и МВД России - процедуры увольнения капитана внутренней службы Красикова Р.С. со службы, в частности исполнена ли должным образом обязанность по предложению капитану внутренней службы Красикову Р.С. имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы капитана внутренней службы Красикова Р.С. по специальности.
Однако в нарушение положений приведённых норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно соблюдение ответчиками процедуры увольнения капитана внутренней службы Красикова Р.С. по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, судебными инстанциями не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о соблюдении ответчиками при увольнении капитана внутренней службы Красикова Р.С. порядка увольнения по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нельзя признать законным.
Также нельзя признать законным и указание судебных инстанций на то, что увольнение капитана внутренней службы Красикова Р.С. обусловлено выполнением Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и из прекурсоров и в сфере миграции", в котором отсутствует указание об обязательности назначения сотрудников ФМС России на должности в органах внутренних дел, а часть 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и из прекурсоров и в сфере миграции" не возлагает на МВД России и его территориальные органы обязанности трудоустраивать всех сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе.
Однако названные нормативно-правовые акты - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ - не содержат норм, регулирующих порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе. Такой порядок установлен Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Не соответствует требованиям закона и ссылка суда апелляционной инстанции в обоснование законности увольнения Красикова Р.С. в связи с упразднением Федеральной миграционной службы России на приказ МВД РФ от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и приказ Федеральной миграционной службы от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", поскольку данные нормативно-правовые акты также не содержат норм, регулирующих порядок увольнения прикомандированных к Федеральной миграционной службе России сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы России и окончанием срока прикомандирования и предоставления таким сотрудникам ввиду увольнения соответствующих гарантий.
Делая вывод о том, что для назначения на должность в органах внутренних дел прикомандированным сотрудникам необходимо успешное прохождение проверочных мероприятий, суд апелляционной инстанции не учёл, что такие мероприятия не предусмотрены приведёнными выше нормативными положениями, определяющими процедуру разрешения вопроса о переводе сотрудников органов внутренних дел на иные должности в связи с сокращением замещаемой ими должности.
Является ошибочным применение судебными инстанциями при разрешении настоящего спора положений Трудового кодекса Российской Федерации, так как регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, с учётом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел осуществляется Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, в котором предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок и условия увольнения сотрудников органов внутренних дел со службы, в том числе в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником органов внутренних дел. Следовательно, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нормы трудового законодательства к спорным отношениям применению не подлежат.
Не подлежат применению к спорным отношениям, как ошибочно полагали судебные инстанции, и положения части 1 статьи 17, пункта 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, устанавливающие требования к кандидатам на службу в органах внутренних дел и общие правила, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел.
Судебными инстанциями, указавшими на то, что для назначения на должность в органах внутренних дел прикомандированных сотрудников необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел, не учтено, что сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе России с оставлением в кадрах МВД России, являются действующими сотрудниками, продолжающими службу в органах внутренних дел, в связи с чем положения части 1 статьи 17, пункта 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, определяющие требования к кандидатам, поступающим на службу в органах внутренних дел, не регулируют отношения, связанные с порядком прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, в том числе при разрешении вопроса об их переводе на иные должности в связи с сокращением замещаемой ими должности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в силу части 29 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учёта требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Статьёй 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлены квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 9 названного закона квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Порядок перевода сотрудников органов внутренних дел в том числе на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность урегулирован статьёй 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьёй 78 данного федерального закона.
Указанных выше требований для перевода сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность закон не устанавливает, что не было учтено судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что увольнение Красикова Р.С. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ соответствует требованиям закона, нельзя признать правомерным, а принятые по делу судебные постановления - законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 7 февраля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 6 июня 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суд г. Владивостока.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 марта 2018 г. N 56-КГ18-2
Текст определения официально опубликован не был