1. При проведении конкурса с ограниченным участием комиссия заказчика должна отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре в случае неподтверждения таким участником соответствия постановлению Правительства РФ N 99.
Заказчиком проведен конкурс с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ строительных (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 5 Приложения N 2 к Постановлению 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс".
В качестве документов, подтверждающих соответствие участников дополнительным требованиям, необходимо предоставить, копию исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 15.03.2017, заявка участника ООО признана соответствующей Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, в составе заявки ООО отсутствует копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в составе заявки ООО не приложены документы, подтверждающие соответствие участника конкурса дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99.
Таким образом, действия Единой комиссии ФКП, признавшей заявку ООО соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Конкурсной документации, не соответствуют части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и нарушают части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП, за признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.03.2018 г. по делу N Е-68/17/АК050-18)
2. В документации о закупке заказчик должен установить надлежащую инструкцию по заполнению заявок участников закупки.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения контракта на строительство и реконструкцию автомобильной дороги (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе, в том числе, установлено: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную информацию: 1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги; 2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (Приложение N 5 к документации об электронном аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Согласно материалам дела, в Приложении N 5 к документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров такие (аналогичные требования также установлены в отношении иных товаров) как например: - по товару "Монолитный поликарбонат для выполнения работ по (Пешеходный путепровод на ПК 111+00 (2 пусковой комплекс)": "Прочность при разрыве не менее 60"; - по товару "Бетон гидротехнический класс В15 (М200) для выполнения работ по водоотводу с проезжей части (2 пусковой комплекс)": "Содержание пыле-видных и глинистых частиц не более 1", "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не более 35". Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, Инструкцией по заполнению заявки участником Аукциона, установленной в Приложении N 6 к документации об Аукционе, в том числе, установлены следующие положения:
"Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям представлены в таблице Приложения N 5 к документации об электронном аукционе.
Графа 5 содержит требование к нижней и верхней границе диапазона, исходя из которых участник должен указать конкретный диапазон значений. В случае установления в графе 5 соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_ не более_.", "более _. не более_", "более _. до_", "более _. менее_", "от_ до_", "не менее_ менее _.", "свыше _ до_", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона). При этом первая часть заявки не должна содержать слов/словосочетаний "от", "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "свыше".
Графа 6 содержит значения, которые не могут изменяться. В случае установлении неизменных значений с использованием знака ";" (варианты значений) участник должен выбрать одно из предложенных значений".
При этом, в Графе 6 таблицы Приложения N 5 к документации об Аукционе "Неизменное значение (в том числе варианты значений)", в том числе, содержатся следующие значения показателей товаров: "должен быть не менее 1,2; должен быть не более 12".
Таким образом, из вышеуказанных положений инструкции не представляется возможным однозначно определить, каким образом участнику закупки необходимо указывать показатели товаров в графе 6 таблицы в Приложении N 5 к документации об Аукционе, учитывая, что в инструкции содержится, в том числе, требование о том, что "первая часть заявки не должна содержать слов/словосочетаний "от", "до", "более", "менее", "не более", "не менее", "свыше".
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Пунктом 18 документации об Аукционе, в том числе, установлено: "Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней".
Таким образом, установленный в пункте 18 документации об Аукционе срок продления подачи заявок на участие в Аукционе при внесении изменений в извещение о проведении Аукциона не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, вышеуказанные положения включены в документацию об Аукционе в нарушение части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Пунктом 19 документации об Аукционе, в том числе, установлено: "Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней".
Таким образом, установленный в пункте 19 документации об Аукционе срок продления подачи заявок на участие в Аукционе при внесении изменений в документацию об Аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, вышеуказанные положения включены в документацию об Аукционе в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
В пункт 5.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе, в том числе, установлено: "Заказчик вправе произвести авансирование части стоимости работ в размере (до 30 (тридцать) процентов) от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год после предоставления Подрядчиком счёта на перечисление аванса и запроса на выдачу аванса. Последующее авансирование выполняемых работ в размере, указанном в настоящем пункте Контракта, Заказчик вправе осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год, после подтверждения выполнения Подрядчиком предусмотренных Контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа. При этом общая сумма последующего авансирования не может превышать 70 (семьдесят) процентов цены Контракта".
Исходя из изложенного следует, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлен конкретный размер аванса и порядок его оплаты.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 10.44 проекта государственного контракта документации об Аукционе, в том числе, установлено: "Для выполнения работ по настоящему Контракту Подрядчик в счет цены Контракта, указанной в разделе 4 Контракта принимает на себя обязательства: Привлекать к исполнению контракта с субподрядчиков из числа СМП и (или) СОНО для выполнения работ не менее 20% от цены Контракта".
Указанное положение проекта контракта не позволяет однозначно установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Учитывая изложенное, проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит положений о том, что информация о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, предоставляется Заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком, а также в проекте контракта не установлена ответственность за непредставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 13.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Гарантийный срок устранения Подрядчиком дефектов, возникших в течение гарантийных сроков, на автомобильной дороге или искусственном сооружении и входящих в него инженерных сооружений, оборудования, материалов составляет: "_________с даты подписания Сторонами Акта приемки объекта капитального строительства. Гарантийные обязательства оформляются в виде паспорта (Приложение N 5 к Контракту), в составе Акта приемочной комиссии (форма КС-14, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а)".
Приложением N 5 к государственному контракту, в том числе, установлены следующие гарантийные сроки: "Земляное полотно 8 лет, Нижний слой покрытия 5 лет" и другие.
Таким образом, из положений проекта государственного контракта документации об Аукционе не представляется возможным однозначным образом определить гарантийный срок устранения Подрядчиком дефектов, возникших в течение гарантийных сроков.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
В пункте 17 документации об Аукционе, в том числе, установлено: "17.1. К участнику закупки устанавливаются следующие обязательные требования: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: 1.2) наличие у участника закупки копии свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Таким образом, положениями документации об Аукционе не установлено, по каким именно объектам вида "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" участникам закупки необходимо иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к работам.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
9. В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
При этом, согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе, в том числе, установлено: "Вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения: 3) пунктом 3 части 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов: - копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; - копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Согласно материалам настоящего дела, в документации об Аукционе надлежащим образом не установлен перечень документов, подтверждающий соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.03.2018 г. по делу N К-263/17/АК024-18)
3. Заказчик не вправе изменять существенные условия контракта, заключенного с единственным поставщиком.
Заказчиком по результатам осуществления Закупки у единственного исполнителя с ФГУП (далее - Исполнитель) заключен контракт от 22.12.2011 на сумму 12 899 944 561 рубль.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Дополнительным соглашением от 15.10.2014 N 4 полномочия заказчика переданы ФКУ.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Исходя из материалов настоящего дела установлено, что решениями Заказчика от 08.10.2012 N ВП-1247-р, от 27.01.2014 N ОН-18-р, от 02.04.2015 N ИК-77-р проектной организации в рамках проекта по корректировке проектно-сметной и рабочей документации по объекту строительства поручено:
1. Включить "Административное здание" (по ГП N 30) с комплексом инженерных сетей и сооружений;
2. Исключить из состава ПСЭБ "Административно-хозяйственный корпус со столовой (по ГП N 8), включив "Здание столовой с медпунктом",
3. Исключить из состава ПСЭБ производственный конкурс металлоконструкций
4. Предусмотреть устройство автомобильной дороги к комплексу хранения и утилизации ТБО ЗАТО Углегорск.
Решением Заказчика от 31.12.2015 ФКУ поручено заключить дополнительное соглашение в части перераспределения объемов строительства в соответствии с решением Заказчика от 02.04.2015 N ИК-77-р и уменьшения стоимости строительства объектов ПСЭБ.
03.04.2017 ФКУ на основании решения от 31.12.2015 N 3-р/АЦ-716-р, положительного заключения ФАУ от 28.10.2016 N 1067-16/ГГЭ-7315/10 заключено дополнительного соглашения N 6, предусматривающее в том числе строительство административного здания (по ГП N 30) с комплексом сооружений и сетей инженерного обеспечения сметной стоимостью в ценах 2011 года - 1493,87 млн. рублей (1776,13 млн. рублей в ценах 2016 года).
Таким образом, в перечень выполняемых работ включены работы, ранее не предусмотренные контрактом, а именно: строительство административного здания (по ГП N 30) с комплексом сооружений и сетей инженерного обеспечения стоимость которых составляет более чем 10 % цены контракта.
С учетом изложенного, действия ФГУП, при заключении дополнительного соглашения от 03.04.2017 N 6 нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 7.32 КоАП, за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.03.2018 г. по делу N П-97/17/АК020-18)
4. В случае, если в составе документации заказчик не установил инструкцию по заполнению заявок, комиссия заказчика не может отказывать в допуске организации к участию в закупке.
ФБУ (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации по объекту (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе) заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 16.05.2017 N ПРО1 заявка акционерного общества "Л" (далее - АО "Л") не соответствует требованиям Конкурсной документации по следующим основаниям: "в нарушение части 3.5.2. Раздела I Конкурсной документации предложение участника в отношении объекта закупки представлено не в полном объеме, а именно - ряд положении Технической части (Технического задания, Задания на проектирование) в предложении Участника отсутствует".
В подпункте "Б" пункта 6.1.3 установлено, что предложение участника закупки, в том числе предложение в отношении объекта закупки должно соответствовать требованиям Части V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации.
Вместе с тем, Часть V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации состоит из следующих разделов:
- Техническое задание.
- Применяемая законодательная и нормативная база.
- Задание на разработку проектной документации по объекту.
Согласно пункту 3.3.1.2 раздела 3.3 "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе" заявка на участие в Конкурсе должна содержать в том числе предложение в отношении объекта закупки по Форме 2.1 Части III "Примерные образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" Конкурсной документации.
Согласно пункту 3.5.1 Информационной карты Конкурсной документации Участник конкурса должен представить в составе заявки: Предложения в отношении объекта закупки по Форме 2.1. Часть III "Примерные образцы форм и документов для заполнения участниками закупки", включающее в себя: предложения о перечне выполняемых работ (наименования, виды (содержание)) в соответствии с данными представленными в Части V "Техническая часть конкурсной документации".
В Форме 2.1 "Предложение в отношении объекта закупки" Конкурсной документации установлено, что первый столбец "Наименование показателя" заполняется участником закупки в соответствии с частью V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации, во втором столбце "Предложение Участника конкурса" участник закупки указывает перечень выполняемых работ (наименования, виды (содержание).
Вместе с тем, в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению формы 2.1 Конкурсной документации, позволяющая определить какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в части V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации) подлежат описанию и представлению участниками закупки в форме 2.1 Конкурсной документации.
Таким образом, Заказчик установил ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Конкурсе.
Учитывая, что в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе, а именно установлена инструкция не позволяющая определить какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в части V "Техническая часть" Конкурсной документации) подлежат описанию и представлению участниками закупки в заявке АО "Л", действия Единой комиссии, признавшей заявку АО "Л" на вышеуказанных основаниях как несоответствующую требованиям Конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.30 КоАП, за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.03.2018 г. по делу N ВП-275/17/АК428-17)
5. В документации о закупке заказчик должен установить инструкцию по заполнению заявок.
ФБУ (далее - Заказчик) проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации по объекту (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 16.05.2017 N ПРО1 заявка АО "Л" не соответствует требованиям Конкурсной документации по следующим основаниям: "в нарушение части 3.5.2. Раздела I Конкурсной документации предложение участника в отношении объекта закупки представлено не в полном объеме, а именно - ряд положении Технической части (Технического задания, Задания на проектирование) в предложении Участника отсутствует".
В подпункте "Б" пункта 6.1.3 установлено, что предложение участника закупки, в том числе предложение в отношении объекта закупки должно соответствовать требованиям Части V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации.
Вместе с тем, Часть V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации состоит из следующих разделов:
- Техническое задание.
- Применяемая законодательная и нормативная база.
- Задание на разработку проектной документации по объекту.
Согласно пункту 3.3.1.2 раздела 3.3 "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе" заявка на участие в Конкурсе должна содержать в том числе предложение в отношении объекта закупки по Форме 2.1 Части III "Примерные образцы форм и документов для заполнения участниками закупки" Конкурсной документации.
Согласно пункту 3.5.1 Информационной карты Конкурсной документации Участник конкурса должен представить в составе заявки: Предложения в отношении объекта закупки по Форме 2.1. Часть III "Примерные образцы форм и документов для заполнения участниками закупки", включающее в себя: предложения о перечне выполняемых работ (наименования, виды (содержание)) в соответствии с данными представленными в Части V "Техническая часть конкурсной документации".
В Форме 2.1 "Предложение в отношении объекта закупки" Конкурсной документации установлено, что первый столбец "Наименование показателя" заполняется участником закупки в соответствии с частью V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации, во втором столбце "Предложение Участника конкурса" участник закупки указывает перечень выполняемых работ (наименования, виды (содержание).
Вместе с тем, в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению формы 2.1 Конкурсной документации, позволяющая определить какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в части V "Техническая часть Конкурсной документации" Конкурсной документации) подлежат описанию и представлению участниками закупки в форме 2.1 Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.03.2018 г. по делу N ВП-275/17/АК432-17)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.