Досье на проект федерального закона
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается внести в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) ряд изменений, направленных на обеспечение защиты прав автовладельцев при применении задержания транспортного средства.
Проектируемыми изменениями предлагается установить следующее:
1) обязанность должностных лиц, уполномоченных принимать решение о задержании транспортного средства, убедиться, что среди лиц, присутствующих при задержании транспортного средства, отсутствует лицо (лица), которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения;
2) до подписания протокола о задержании транспортного средства и вручения копии указанного протокола лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства, не допускается применение в отношении задерживаемого транспортного средства никаких подготовительных мер;
3) обязанность лица, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства, до начала движения транспортного средства (если отсутствует должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о задержании транспортного средства), при обращении к нему любого лица, заявляющего о правах управлять данным транспортным средством, вызвать это должностное лицо для проверки прав обратившегося лица;
4) введение системы аудиозаписи задержания транспортного средства в отсутствие водителя;
5) предусматривается обязательное принятие законов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы информирования лиц, транспортные средства которых перемещены на специализированную стоянку, путём размещения общедоступной информации на специализированных стоянках, и устанавливающих обязанность организаций, осуществляющими задержание транспортных средств, компенсировать расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства в случае исполнения задержания и хранения транспортных средств с нарушением указанных процедур.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, инициируемые изменения обусловлены возникающими на практике конфликтными ситуациями при осуществлении задержаний транспортных средств и позволят обеспечить защиту прав участников дорожного движения при принудительной эвакуации транспортных средств.
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
В соответствии с частью 1.1 статьи 27.13 Кодекса задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
С учетом указанного положения представляется, что проектируемое установление обязанностей должностных лиц, уполномоченных принимать решение о задержании транспортного средства, и лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, является избыточным.
В части проектируемого обязательного принятия законов субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы информирования лиц, Комитет отмечает, что в соответствии со статьей 1.3 Кодекса к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, и порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
По мнению Комитета, с учетом указанных положений установление в Кодексе административных правонарушений обязанностей субъектов Российской Федерации по процедуре информирования граждан, а равно вопросов компенсаций за нарушение порядка эвакуации транспортных средств, не может быть отнесено к предмету ведения Российской Федерации в области административного законодательства.
С учетом предлагаемой идеи компенсации за нарушение порядка эвакуации транспортных средств также обращаем внимание, что статьей 12.35 Кодекса предусмотрена административная ответственность граждан и должностных лиц за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию, а частью 12 статьи 27.13 предусматривается оплата расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства за счет федерального бюджета в случае отсутствия события административного правонарушения или отсутствия состава административного правонарушения.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству не поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1071661-6 "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части обеспечения прав водителей".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.