В целях установления единого порядка рассмотрения требований прокуроров в связи с осуществлением надзора за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", обязываю:
1. Руководителей подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет), главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета, образовательных и иных организаций Следственного комитета (далее - следственные органы и организации):
1.1. При поступлении запросов, представлений, протестов и иных требований прокуроров, вытекающих из их полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина Следственным комитетом вне уголовно-процессуальной сферы (далее - требования), учитывать следующее:
в соответствии со статьями 1, 4, 21 и 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность следственных органов и организаций, действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. К компетенции органов прокуратуры не относится проверка исполнения ведомственных правовых актов. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором;
основания и поводы для проверки исполнения законов не могут определяться произвольно, а должны быть обусловлены конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа или организации, их должностных лиц признаков нарушений законов. О расширении оснований проведения проверки в связи с выявленными признаками иных нарушений законов орган прокуратуры должен выносить самостоятельное мотивированное решение, которое также подлежит доведению до сведения следственного органа или организации;
в случаях, когда инициируемые органами прокуратуры проверки исполнения законов имеют плановый характер, объем и сроки проведения проверочных мероприятий предварительно согласовываются с руководителем соответствующего следственного органа или организации;
при отсутствии в поступившем требовании прокурора сведений о дате начала и окончания проверки, основаниях проведения и предмете проверки, а также о работниках органов прокуратуры и специалистах, привлекаемых к ее проведению, настаивать на получении такой информации до начала проверки;
требования прокурора о предоставлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений не могут носить общий характер и должны распространяться лишь на те документы, материалы и сведения, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры и послуживших основанием для проведения проверки сведений, указывающих на наличие в деятельности следственного органа или организации признаков нарушения законов;
Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не предусмотрена обязанность следственных органов и организаций предоставлять по требованию органа прокуратуры документы, которые они не обязаны иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также формировать документы, не имеющиеся на момент предъявления требования прокурора;
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не содержит требований о распространении его действия на отношения, возникшие до его введения, и в связи с этим применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу, т.е. с 3 января 2015 г.
1.2. Доступ уполномоченного прокурора к документам, материалам и сведениям, находящимся в следственных органах и организациях, обеспечивать только на основании требований органа прокуратуры, направленных с соблюдением вышеуказанных условий.
Организацию доступа прокуроров к сведениям, составляющим государственную тайну, в следственных органах и организациях осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны по предъявлении предписаний на выполнение задания и справок о допуске по соответствующей форме.
1.3. Объем предоставляемых прокурорам документов, материалов и сведений определять с учетом целей и предмета конкретной проверки исполнения законов и в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Следственного комитета.
При поступлении требования органа прокуратуры о предоставлении сведений и материалов, для подготовки которых требуются значительное время и иные ресурсы, учитывать необходимость рационального использования служебного времени сотрудниками (работниками) следственных органов и организаций, а также обеспечения нормального режима работы следственных органов, направленной на решение поставленных перед ними задач по оперативному и качественному расследованию преступлений. Информировать об этом соответствующий орган прокуратуры.
1.4. В случае поступления требований органов прокуратуры в связи с проведением проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции учитывать, что в следственных органах и организациях проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению, в том числе при возникновении и урегулировании конфликта интересов, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 осуществляются кадровыми подразделениями (должностными лицами, ответственными за кадровую работу) Следственного комитета.
1.5. Требования органов прокуратуры о привлечении сотрудников (работников) следственных органов и организаций к дисциплинарной ответственности в связи с нарушением законов вне уголовно-процессуальной сферы рассматривать с соблюдением трудового законодательства (для сотрудников военных следственных органов - законодательства о воинской обязанности и военной службе), которым закреплено право, а не обязанность работодателя применять дисциплинарные взыскания (статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 52 и 54 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации").
1.6. При проведении прокурорами проверок исполнения законов следственными органами вне уголовно-процессуальной сферы не допускать их вмешательства в деятельность следственных органов, связанную с осуществлением ими полномочий в сфере уголовного судопроизводства.
1.7. По окончании проверки исполнения законов следственным органом или организацией истребовать из соответствующего органа прокуратуры акт, отражающий результат выполнения проверочных мероприятий.
1.8. При поступлении в следственные органы и организации Следственного комитета неправомерных требований органов прокуратуры незамедлительно информировать об этом подразделение центрального аппарата Следственного комитета, правомочное в соответствии с установленной компетенцией рассматривать допросы, по которым внесено требование органа прокуратуры.
1.9. Своевременно принимать меры к оспариванию в судебном порядке неправомерных запросов и иных решений, действий (бездействия) органов прокуратуры, связанных с проведением проверки исполнения законов следственными органами и организациями Следственного комитета Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением указания оставляю за собой.
Председатель |
А.И. Бастрыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Следственного комитета РФ от 26 июня 2015 г. N 2/206 "О рассмотрении требований прокуроров в связи с осуществлением надзора за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы"
Текст указания официально опубликован не был