Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2018 г. N 21-КГ18-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 апреля 2018 г. гражданское дело по иску Бегиевой Анжелы Абдулхалимовны к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным и отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить на учет
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Л.М. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 ноября 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности Тхамитлоковой И.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Бегиева А.А. 15 сентября 2016 г. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) о признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу во ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) от 2 февраля 2016 г. в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата), о возложении на комиссию ФСИН России обязанности поставить её на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из пяти человек с даты подачи рапорта - 7 марта 2014 г.
В обоснование заявленных требований Бегиева А.А. ссылалась на то, что она проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, занимает должность инспектора отдела организации службы охраны УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, её выслуга лет в календарном исчислении составляет более 15 лет.
7 марта 2014 г. Бегиева А.А. обратилась в подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - подкомиссия У ФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) с рапортом на имя директора ФСИН России о принятии её и членов её семьи - супруга Кокова Р.М., детей: сына Кокова К.Р., ... года, ... сына Кокова Д.Р., ... года рождения, дочери Коковой Н.Р., ... года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты. К рапорту были приложены необходимые документы.
По результатам рассмотрения её рапорта подкомиссией УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике 24 марта 2014 г. представленные Бегиевой А.А. документы направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке её с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты (выписка из протокола N 8).
Решением комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г., оформленным протоколом N 5, Бегиевой А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
По мнению Бегиевой А.А., названное решение комиссии ФСИН России является незаконным и подлежит отмене, так как ею в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике были представлены все документы, необходимые для принятия решения по её рапорту.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 октября 2016 г. исковые требования Бегиевой А.А. были удовлетворены. Решение комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г. (протокол N 5) в части отказа Бегиевой А.А. и членам её семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты признано незаконным. На комиссию ФСИН России возложена обязанность поставить Бегиеву А.А. с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи рапорта - 7 марта 2014 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 ноября 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России, УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Л.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. заявление представителя ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике Эндреевой Л.М. о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 ноября 2016 г. удовлетворено. Срок подачи кассационной жалобы на указанные судебные постановления восстановлен.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 12 декабря 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 1 марта 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Бегиева А.А., надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явилась, о причинах неявки не сообщила, при этом Бегиевой А.А. представлены письменные возражения на доводы кассационной жалобы. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё Бегиевой А.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что майор внутренней службы Бегиева А.А. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, с 5 мая 2012 г. - в должности инспектора отдела организации службы охраны УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, её выслуга лет в календарном исчислении составляет более 15 лет.
С 23 апреля 2005 г. Бегиева А.А. состоит в зарегистрированном браке с Коковым Р.М., от брака имеют сыновей: Кокова К.Р., ... года ... рождения, Кокова Д.Р., ... года рождения, и дочь Кокову Н.Р., ... года рождения.
Бегиева А.А. с 9 сентября 2009 г., а её супруг Коков Р.М. со 2 декабря 2013 г. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 53,5 кв.м, расположенном по адресу: ..., собственником которого является Коков Р.М. (супруг Бегиевой А.А.) на основании договора купли-продажи квартиры и ипотеки от 30 апреля 2009 г. В этом же жилом помещении с 31 июля 2013 г. зарегистрированы по месту жительства их дети.
Ранее Бегиева А.А. в период с 23 сентября 2005 г. по 9 сентября 2009 г., её супруг Коков Р.М. с 23 сентября 2005 г. по 30 октября 2012 г. были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 76,5 кв.м по адресу: ..., которое принадлежит на праве собственности Кокову М.В. (отцу Кокова Р.М.).
7 марта 2014 г. Бегиева А.А. обратилась в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике с рапортом на имя директора ФСИН России о принятии её и членов её семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением соответствующих документов.
Согласно выписке из протокола от 24 марта 2014 г. N 8 подкомиссией УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике постановлено направить представленные Бегиевой А.А. документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке её с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г., оформленным выпиской из протокола N 5, Бегиевой А.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно: сведений о месте регистрации супруга и детей Бегиевой А.А. до 2013 года, а также копии финансового лицевого счета с места жительства Бегиевой А.А. и совместно проживающих с ней членов её семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бегиевой А.А. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г. (протокол N 5) об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении на ответчика обязанности поставить Бегиеву А.А. с составом семьи из пяти человек на учет для получения названной выплаты, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты и исходил из того, что к рапорту Бегиевой А.А. в комиссию ФСИН России были приложены все документы, необходимые для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе выписка из домовой книги от 19 декабря 2013 г. N 3128, содержащая сведения о регистрации супруга истца Кокова Р.М. до 2013 года в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его отцу.
Суд также со ссылкой на статью 20 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие сведений о регистрации детей Бегиевой А.А. до 2013 года не может являться основанием для отказа в постановке истца на учет для получения спорной выплаты, поскольку в силу данной нормы местом жительства несовершеннолетних детей признается место жительства их родителей.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлёкшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлёкшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше обшей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
По смыслу приведённой нормы, перечень намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 6 марта 2015 г., действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России от 2 февраля 2016 г. рапорта Бегиевой А.А. о принятии её с членами семьи в составе пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 данных правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учётом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учёту подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведённых нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учёт.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом первой инстанции приведённые нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям не применены.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Бегиевой А.А. на учёт для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объёме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о месте регистрации супруга и детей Бегиевой А.А. (до 2013 года), а также копии финансового лицевого счета с места жительства Бегиевой А.А. и совместно проживающих с ней членов её семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
Делая вывод о том, что такой отказ не соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции не учёл, что наличие условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем несоблюдение Бегиевой А.А. установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредоставление ею сведений о месте регистрации супруга, месте регистрации детей до 2013 года, копии финансового лицевого счета с места ее жительства и совместно проживающих с ней членов её семьи за последние 5 лет до подачи заявления, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Бегиевой А.А. оснований, предусмотренных статьёй 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки её с составом семьи из пяти человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение ею или членами её семьи намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Нельзя признать правильным и вывод суда первой инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что отсутствие документов со сведениями о регистрации несовершеннолетних детей Бегиевой А.А. по месту жительства или месту пребывания до 2013 года не препятствует реализации права истца на получение единовременной социальной выплаты. Пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется понятие "место жительства несовершеннолетних граждан или граждан, находящихся под опекой" - это место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Однако при решении вопроса о постановке Бегиевой А.А. с членами её семьи на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетних детей Бегиевой А.А. в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представление Бегиевой А.А. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов её семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) за последние 5 лет до подачи заявления.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о несоответствии решения комиссии ФСИН России об отказе Бегиевой А.А. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения, неправомерны.
Судом первой инстанции также были допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании.
В нарушение приведённых процессуальных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" вывод суда первой инстанции о том, что имеются основания для возложения на ФСИН России обязанности поставить Бегиеву А.А. на учёт для получения единовременной социальной выплаты, сделан в отсутствие необходимых доказательств.
Так, из копии учетного дела Бегиевой А.А. на получение единовременной социальной выплаты, приобщенной к материалам дела, видно, что истцом в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике была предоставлена копия выписки из домовой книги по адресу: ..., с рапортом о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, из которой следует, что Бегиева А.А. значится зарегистрированной по данному адресу с 9 сентября 2009 г., супруг истца Коков Р.М. зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении со 2 декабря 2013 г., дети Бегиевой А.А.: сыновья Коков К.Р., ... года рождения, Коков Д.Р., ... года рождения, и дочь Кокова Н.Р., ... года рождения, зарегистрированы по этому месту жительства с 31 июля 2013 г.
В учетном деле Бегиевой А.А. также имеется выписка из домовой книги по адресу: ..., из которой усматривается, что Бегиева А.А. была зарегистрирована по этому адресу в период с 23 сентября 2005 г. по 9 сентября 2009 г., Коков Р.М. (супруг истца) - в период с 23 сентября 2005 г. по 30 октября 2012 г.
Сведения о месте регистрации супруга истца, о регистрации по месту жительства детей Бегиевой А.А. до 2013 года, то есть за последние 5 лет до подачи ею рапорта о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, а также копии финансового лицевого счета с места жительства Бегиевой А.А. и совместно проживающих с ней членов её семьи за последние 5 лет до подачи заявления, как предусмотрено пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в материалах дела и в учетном деле отсутствуют.
В силу приведённого выше правового регулирования определение нуждаемости сотрудника и членов его семьи в жилом помещении и, как следствие, признание за таким сотрудником права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляются на основании представленных сотрудником документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Поскольку Бегиевой А.А., претендующей на получение спорной выплаты, в подкомиссию УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике не были представлены документы, содержащие необходимые сведения с мест жительства членов её семьи (несовершеннолетних детей и супруга), копии финансового лицевого счета с места жительства Бегиевой А.А. и совместно проживающих с ней членов её семьи в определённые периоды за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда первой инстанции о необоснованности решения комиссии ФСИН России об отказе Бегиевой А.А. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты и о наличии у Бегиевой А.А. права быть принятой на такой учёт с даты подачи ею соответствующего рапорта (с 7 марта 2014 г.) являются неправомерными.
Допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права не были устранены и судом апелляционной инстанции.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и требованиями процессуального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 ноября 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 2018 г. N 21-КГ18-2
Текст определения официально опубликован не был