Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 г. N 85-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дементьевой Л.В. на решение Калужского областного суда от 27 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании пункта 3 решения сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Деревня Колыхманово" Юхновского района Калужской области от 19 ноября 2014 года N 69 "О налоге на имущество физических лиц".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение Дементьевой Л.В. и ее представителя - адвоката Кирюшкина В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Деревня Колыхманово" Юхновского района Калужской области от 19 ноября 2014 года N 69 на территории муниципального образования сельское поселение "Деревня Колыхманово" установлен налог на имущество физических лиц. Пунктом 3 данного решения исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из объектов), установлены следующие налоговые ставки указанного налога: до 300 000 рублей включительно - 0,1%, свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей включительно - 0,2%, свыше 500 000 рублей до 700 000 рублей включительно - 0,5%, свыше 700 000 рублей до 1 000 000 рублей включительно - 1%, свыше 1 000 000 рублей до 1 500 000 рублей включительно - 1,5%, свыше 1 500 000 рублей - 2%.
Не согласившись с начислением налога исходя из ставки 2%, Дементьева Л.В. обратилась в Калужский областной суд с административным исковым заявлением о признании положений пункта 3 названного выше решения не действующими с даты принятия, ссылаясь на то, что установленная ставка в размере 2% возлагает на нее обязанность по уплате завышенного налога и противоречит подпункту 2 пункта 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Калужского областного суда от 27 ноября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Дементьева Л.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы сельской Думой муниципального образования сельское поселение "Деревня Колыхманово" и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято сельской Думой муниципального образования сельское поселение "Деревня Колыхманово" в пределах предоставленных ей полномочий, согласуется с законодательством, имеющим большую юридическую силу, и прав административного истца не нарушает.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания решения недействующим в оспариваемой части отсутствует.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В развитие указанной конституционной нормы Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14).
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации в состав законодательства о налогах и сборах входят законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах и страховых взносах (пункт 1), законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с указанным кодексом (пункт 4), а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с этим же кодексом (пункт 5).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 15 и пункт 1 статьи 399 названного кодекса).
Статьей 406 Налогового кодекса Российской Федерации установлены пределы, в рамках которых налоговые ставки могут быть уменьшены или увеличены муниципальными образованиями, предусмотрено право на установление дифференцированных налоговых ставок, а также регламентируется ситуация, когда налог установлен на территории муниципального образования, но его ставки в муниципальном нормативном правовом акте не определены.
В соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 1 января 2015 года Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц".
На основании части 3 статьи 3 указанного федерального закона нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о введении на территориях соответствующих муниципальных образований с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны были быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года. Данные положения применяются вне зависимости от того, каким образом определяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц в муниципальном образовании (по кадастровой или инвентаризационной стоимости).
Оспариваемое решение сельской Думы муниципального образования сельское поселение "Деревня Колыхманово" принято в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, в сроки, определенные статьей 3 Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ, органом, имеющим в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации право издавать подобные акты, в установленном законом порядке, каких-либо положений, отменяющих или ограничивающих права налогоплательщиков, не содержит, содержание налоговой обязанности не изменяет.
Установление представительным органом муниципального образования дифференцированных налоговых ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения соответствует положениям подпункта 1 пункта 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установленная сельской Думой муниципального образования сельское поселение "Деревня Колыхманово налоговая ставка 2%, если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения свыше 1 500 000 рублей, не превышает предельный размер налоговой ставки, установленный пунктом 4 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом указанную налоговую ставку нельзя признать произвольной, поскольку из пункта 3 оспариваемого решения следует, что при установлении налоговых ставок представительный орган применил дифференцированный подход.
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность применения федеральных налоговых ставок в случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Доводы Дементьевой Л.В. об установлении налоговых ставок с нарушением положений пункта 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации поводом для признания оспариваемого решения недействующим не являются.
Данная норма регламентирует ситуацию, когда на территории муниципального образования муниципальным нормативным правовым актом не определены налоговые ставки.
Правовое регулирование, связанное с установлением ставок налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования сельское поселение "Деревня Колыхманово" до введения в действие главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, не ставит под сомнение законность оспариваемого нормативного правового акта.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Дементьевой Л.В., проверялись судом первой инстанции, получили правильную оценку в решении и по существу сводятся к переоценке выводов суда.
Таким образом, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калужского областного суда от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дементьевой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 г. N 85-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был