Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 г. N 65-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Абрамова А.В., Абрамовой В.С. и Абрамова С.В. на решение суда Еврейской автономной области от 27 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении их и Мишина С.Г., Панариной Т.В. административного иска об оспаривании подпункта 2 пункта 2 решения городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 18 ноября 2016 года N 338 "Об установлении и введении на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 18 ноября 2016 года N 338 установлен и введен в действие с 1 января 2017 года на территории муниципального образования "Город Биробиджан" налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, и установлены ставки налога на имущество физических лиц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 указанного решения для объекта налогообложения, включенного в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и объекта налогообложения, предусмотренного абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены ставки налога на имущество физических лиц: в 2017 году - 1,0%; в 2018 году - 1,5%; в 2019 году и последующие годы - 2,0%.
Абрамов А.В., Абрамова В.С., Абрамов С.В. и Мишин С.Г. и Панарина Т.В. обратились в суд Еврейской автономной области с административным исковым заявлением о признании подпункта 2 пункта 2 названного выше решения недействующими.
В обоснование своих требований указали, что являются собственниками объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В нарушение пунктов 3 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оспариваемые ставки налога не имеют экономического обоснования, установлены произвольно, нарушают единое экономическое пространство Российской Федерации, создают препятствия для предпринимательской деятельности в отрасли розничной торговли и операциях с недвижимостью.
Как полагают заявители, орган местного самоуправления обязан при установлении ставок налога и при определении иных особенностей исчисления налога учитывать влияние ожидаемого увеличения налога на увеличение общего уровня налоговой нагрузки для малого и микробизнеса, а также учитывать возможность и целесообразность дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности, оценить иные последствия увеличения налоговой нагрузки на малый и микробизнес в регионе.
Заявители утверждали, что минимальная площадь помещений, подпадающих под действие оспариваемого решения, не определена, что существенно ухудшает положение физических лиц по сравнению с положением организаций в части уплаты налога на имущество.
По мнению заявителей, такое увеличение налоговой ставки не соответствует принципам учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога, экономического обоснования налога и недопустимости его произвольного установления.
Заявители считают, что оспариваемое решение принято с нарушением требований регламента городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан", утвержденного решением от 22 июля 2004 года N 51, поскольку необоснованно принято на внеочередном заседании при отсутствии юридической экспертизы проекта решения и экономического обоснования установленных размеров ставок налога на имущество.
Решением суда Еврейской автономной области от 27 ноября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Абрамов А.В., Абрамова В.С. и Абрамов С.В. просят решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы городской Думой муниципального образования "Город Биробиджан" и мэром муниципального образования "Город Биробиджан" представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Законом Еврейской автономной области от 25 ноября 2015 года N 824-ОЗ на территории Еврейской автономной области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
Приказом комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области от 28 ноября 2016 года N 385 определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Проверяя полномочия городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан", процедуру принятия оспариваемого решения и опубликование данного решения, суд первой инстанции, исходя из положений частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзаца первого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 1 статьи 16, пункта 3 части 2 статьи 19 Устава муниципального образования, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан", с соблюдением процедуры принятия, в установленном порядке опубликовано.
Установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит положениям федерального законодательства, непосредственно регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда первой инстанции, признает их законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Согласно пункту 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов); вида объекта налогообложения; места нахождения объекта налогообложения; видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, ставка по налогу на имущество физических лиц не может превышать 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 указанного кодекса.
Как видно из оспариваемого решения городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан", в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая ставка установлена в размере, не превышающем 2 процентов, то есть размер налоговой ставки установлен в пределах, определенных подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом оспариваемой нормой предусмотрено повышение налоговой ставки с 1 процента до 2 процентов в течение трех лет.
Применение поэтапного повышения ставки налога на имущество физических лиц направлено на защиту законных интересов налогоплательщиков, предоставляет возможность адаптироваться к вносимым изменениям, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях от 24 мая 2001 года N 8-П и 10 ноября 2009 года N 17-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предоставление гражданам возможности адаптироваться к вносимым изменениям.
Пунктами 3 и 4 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, на которые ссылаются административные истцы в обоснование своих требований, предусмотрено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Доводы административных истцов о том, что при установлении налоговой ставки в отношении налога на имущество физических лиц не учтена фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, а также отсутствует экономическое обоснование такого увеличения, поводом для признания оспариваемой нормы недействующей не являются.
Налоговая ставка применена к объектам налогообложения, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, согласно материалам административного дела Абрамов А.В. и Абрамова В.С. являются собственниками торгового комплекса площадью 3721,2 кв.м, Абрамов С.В. - собственником нежилого помещения площадью 465 кв.м, Мишин С.Г. - собственником 1/2 доли в праве на нежилое помещение площадью 599,2 кв.м, Панарина Т.В. - собственником нежилых помещений площадью 2222,4 кв.м.
Оспариваемые положения, с которыми не согласны административные истцы, предполагают применение одинаковых ставок налога на имущество физических лиц в отношении всех объектов, являющихся объектами налогообложения, используемых в коммерческих целях, что соответствует общим принципам налогообложения и отвечает критериям дифференцированного подхода, определенного пунктом 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь именно экономическое основание, а не обоснование, как утверждают административные истцы. Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела экономическим основанием налога на имущество физических лиц является факт нахождения объектов недвижимого имущества, которые с экономической точки зрения в процессе их эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в собственности граждан. Что же касается обоснования, то законодательство Российской Федерации о налогах и сборах обязательного приведения обоснования величины налоговой ставки непосредственно в самом нормативном правовом акте не требует.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 3 НК РФ
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверялись судом первой инстанции, получили правильную оценку в решении и по существу сводятся к переоценке выводов суда.
Таким образом, предусмотренные статьей 310 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Еврейской автономной области от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абрамова А.В., Абрамовой В.С. и Абрамова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 г. N 65-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был