Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2018 г. N 18-КГ18-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 апреля 2018 г. гражданское дело по иску Аверичевой Нины Александровны к управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе о возложении обязанности зачесть период обучения в трудовой стаж, присвоить звание "Ветеран труда" и предоставить меры социальной поддержки
по кассационной жалобе руководителя управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе Кайры Ирины Сергеевны на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 июля 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Аверичева Н.А. через представителя Филипчука И.В. 21 марта 2017 г. обратилась в Красноармейский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе (далее - УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе) и просила зачесть в трудовой стаж период её обучения в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г., а также обязать УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе присвоить ей звание "Ветеран труда" и предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края" (далее также - Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ).
В обоснование заявленных требований Аверичева Н.А. указала, что она обращалась в УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, однако по сообщению руководителя УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе от 25 января 2017 г. в предоставлении таких мер социальной поддержки ей было отказано в связи с недостаточностью имеющегося у неё трудового стажа (35 лет 11 месяцев вместо требуемых 40 лет).
Аверичева Н.А. полагала, что УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе неправомерно не был включён в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, период её обучения в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г. на очном отделении, поскольку действовавшее в этот период законодательство предусматривало возможность включения времени обучения гражданина в высших учебных заведениях в трудовой стаж.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 мая 2017 г. исковые требования Аверичевой Н.А. удовлетворены частично. Аверичевой Н.А. был зачтён в трудовой стаж период обучения в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 июля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе руководителем УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе Кайрой И.С. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 мая 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 июля 2017 г., как незаконных, в части зачёта в трудовой стаж Аверичевой Н.А периода обучения в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 18 декабря 2017 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 7 марта 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Аверичева Н.А., 1956 года рождения, с 1 ноября 1973 г. работала в Краснодарском политехническом институте в должности лаборанта кафедры, затем с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г. обучалась в Краснодарском политехническом институте по очной форме обучения. В последующий период времени с 4 сентября 1979 г. по 1 октября 2015 г. она осуществляла свою трудовую деятельность по полученной специальности по должности инженера.
Согласно справке территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 января 2017 г. Аверичева Н.А. является получателем страховой пенсии по старости, её страховой стаж составляет 40 лет 8 месяцев 25 дней.
В январе 2017 года Аверичева Н.А. обратилась в УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда.
25 января 2017 г. руководителем УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе Аверичевой Н.А. в ответ на её заявление сообщено, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ право на указанные меры социальной поддержки имеют в том числе постоянно проживающие на территории Краснодарского края граждане Российской Федерации, имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для женщин. По представленным Аверичевой Н.А. документам её трудовой стаж составляет 35 лет 11 месяцев.
При этом в трудовой стаж Аверичевой Н.А., учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, не был включён период её обучения в Краснодарском политехническом институте.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Аверичевой Н.А. в части включения в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, периода её обучения в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г., суд первой инстанции со ссылкой на нормы Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края", Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края, утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2013 г. N 1066, исходил из того, что действие указанных нормативных актов не распространяется на пенсионные права граждан, которые приобрели таковые до изменения законодательства и к пенсионным отношениям которых применяются нормы законов, действовавших в периоды осуществления трудовой деятельности.
С учётом утверждённого постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суд первой инстанции пришёл к выводу, что время обучения Аверичевой Н.А. в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г. на очном отделении подлежит включению в её трудовой стаж, так как это было предусмотрено законодательством, действовавшим в спорный период.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 10, статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В Краснодарском крае присвоение звания "Ветеран труда" и предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда регулируются Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ), а также Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ).
В статье 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ содержится перечень мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда, постоянно проживающим на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края", распространяются в том числе на лиц, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.
В силу статьи 3 Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края, установленным данным законом, определяются постановлением главы администрации Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2013 г. N 1066 утверждены Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и Положение о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края.
Подпунктом "б" пункта 1 Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для ветеранов труда, распространяются в том числе на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Краснодарского края, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.
Согласно пункту 6 Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, включается суммарная продолжительность периодов работы и иной общественно полезной деятельности на территории Российской Федерации и бывшего СССР.
В этом же пункте названного положения перечислены иные периоды деятельности, засчитываемые в трудовой стаж, среди которых периоды обучения в высшем учебном заведении не поименованы.
Из приведённых нормативных положений следует, что регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и иным категориям граждан на территории Краснодарского края осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, которыми предусмотрено предоставление мер социальной поддержки не только ветеранам труда, но и отдельным категориям жителей Краснодарского края, не относящимся к ветеранам труда, в частности лицам, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин.
При этом в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, другим категориям жителей Краснодарского края, претендующих на предоставление им мер социальной поддержки, включается суммарная продолжительность периодов работы, а также периодов иной деятельности, перечень которых приведён в пункте 6 Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края (например, период прохождения военной службы, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, период получения пособия по безработице и др.). Период обучения в высшем учебном заведении в данном пункте этого положения не назван.
Судебные инстанции при разрешении спора в части требований Аверичевой Н.А. о включении в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, периода её обучения в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г. на очном отделении процитировали нормы Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ и Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края, однако фактически к спорным отношениям их не применили, не определили действительные отношения сторон, в частности не определили, к какой категории жителей Краснодарского края относится Аверичева Н.А., претендующая на предоставление мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда. Суды первой и апелляционной инстанций не учли действующее в Краснодарском крае специальное правовое регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края, в том числе в части исчисления трудового стажа в целях предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, и невключения в такой стаж периодов обучения в высшем учебном заведении.
Судебные инстанции ошибочно сослались в обоснование вывода о возможности включения в трудовой стаж, учитываемый в целях предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, другим категориям жителей Краснодарского края, времени обучения Аверичевой Н.А. в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г. на постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В данном разъяснении изложена позиция относительно порядка исчисления продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права граждан на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, следовательно, эти разъяснения не могут быть применены при решении вопроса об исчислении трудового стажа для предоставления отдельным категориям жителей Краснодарского края мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда.
Неправильными являются и выводы судебных инстанций о том, что действие Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ и Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края не распространяется на пенсионные права граждан, которые приобрели таковые до изменения законодательства и к пенсионным отношениям которых применяются нормы законов, действовавших в периоды осуществления трудовой деятельности. В данном случае предметом спора являются требования Аверичевой Н.А. о включении в трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, периода её обучения в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г, вытекающие не из пенсионных отношений, а из отношений по предоставлению мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, которые регулируются специальным законодательством. Положения пенсионного законодательства, вопреки мнению судебных инстанций, на спорные отношения не распространяются.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что время обучения Аверичевой Н.А. в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г. на очном отделении подлежит включению в её трудовой стаж, учитываемый для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, нельзя признать законным.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела допущено и существенное нарушение норм процессуального права.
В соответствии с абзацем четвёртым статьи 148 и пунктом 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Пунктом 2 Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края предусмотрено, что лица, претендующие на предоставление мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, подают в управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальных образованиях Краснодарского края по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для предоставления мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда. Заявления и заверенные копии документов направляются управлениями в министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации.
Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, принимается министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края в 30-дневный срок со дня регистрации заявлений и документов граждан в министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края (пункт 9 Положения о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края).
Исходя из подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные отношения, суду первой инстанции надлежало поставить на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, которое в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского наделено полномочиями по принятию решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда.
Однако суд первой инстанции, включая в трудовой стаж Аверичевой Н.А. период её обучения в Краснодарском политехническом институте с 1 сентября 1974 г. по 1 июля 1979 г. в целях последующего предоставления ей мер социальной поддержки, установленных на территории Краснодарского края для ветеранов труда и распространяемых в том числе на жителей Краснодарского края - женщин, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет, в нарушение приведённых выше норм материального права и процессуального законодательства рассмотрел настоящее дело без участия представителя министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, тем самым фактически разрешил вопрос об обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле.
Принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле, в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции в любом случае.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также считает необходимым отметить, что в мотивировочной части решения суда первой инстанции в нарушение абзаца первого части 4 статьи 198 ГПК РФ не содержится каких-либо выводов относительно исковых требований Аверичевой Н.А. об обязании УСЗН Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе присвоить ей звание "Ветеран труда" и предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 г. N 1069-КЗ.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Красноармейском районе, не устранил допущенные судом первой инстанции нарушения закона.
Приведённые нарушения судебными инстанциями норм права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены решения Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 мая 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 июля 2017 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 июля 2017 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Красноармейский районный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2018 г. N 18-КГ18-1
Текст определения официально опубликован не был