Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере связи в 2017 году
I. Приоритетные вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора)
1. Составление ежегодных планов:
Осуществление контрольно-надзорной деятельности производится на основании планов деятельности территориальных органов Роскомнадзора (далее - территориальные органы), планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
В 2017 году территориальными органами Роскомнадзора проведено 369 плановых проверок.
Причинами отказов органов прокуратуры в согласовании плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются:
- нахождение организации в процессе реорганизации либо в форме выделения, либо в форме присоединения;
- организация является субъектом малого предпринимательства;
- проверяемое лицо не является действующим;
- неверная дата окончания последней проверки (отсутствие оснований).
Необоснованных исключений проверок не производилось.
Планирование контрольно-надзорной деятельности на 2017 год осуществлялось в соответствии с указаниями центрального аппарата Роскомнадзора о применении риск-ориентированного подхода, предусмотренного статьёй 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Анализ эффективности показывает, что планы проведения плановых проверок на 2017 год выполнены.
2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры
Всего в 2017 году по основаниям, предусмотренным законодательством о контроле, территориальными органами Роскомнадзора проведено 4544 внеплановые проверки.
Для согласования в адрес органов прокуратуры направлены 6 приказов о проведении внеплановой выездной проверки.
Из них в согласовании 3 проверок органами прокуратуры было отказано:
в согласовании 2 проверок - в связи с отсутствием оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
в согласовании одной проверки - без указания причины.
Основными основаниями для проведения внеплановых проверок являлись:
Основания: |
СЗФО |
ЦФО |
СКФО |
ЮФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
Проверка исполнения предписаний |
105 |
168 |
34 |
79 |
170 |
129 |
80 |
75 |
Поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требование прокурора |
1 |
1 |
2 |
|
4 |
|
11 |
1 |
Выявление органом государственного надзора нарушений обязательных требований в результате систематического наблюдения и радиоконтроля |
398 |
1331 |
70 |
|
501 |
317 |
178 |
3 |
Информация от органов государственной власти о возникновении угрозы безопасности государства |
|
33 |
2 |
|
32 |
|
5 |
|
Информация от органов государственной власти о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации |
1 |
|
|
50 |
3 |
2 |
18 |
|
Информация от органов государственной власти о нарушении требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий |
22 |
72 |
|
|
19 |
2 |
59 |
|
Обращения и заявления граждан о нарушении требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
Обращения и заявления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о несоблюдении пользователями радиочастотного спектра условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов |
19 |
3 |
|
|
|
55 |
1 |
|
Поступление от радиочастотной службы сообщений о наличии признаков нарушения порядка использования радиоэлектронных средств |
|
|
|
137 |
|
|
|
140 |
Иные обращения граждан и юридических лиц |
4 |
|
|
|
|
|
|
6 |
По иным основаниям проведено 698 внеплановых проверок.
3. Разработка и издание приказов о проведении проверок
Приказы о проведении проверок формируются автоматически с помощью Единой информационной системы Роскомнадзора (ЕИС).
4. Выбор документарной или выездной проверки; исчисление и соблюдение сроков проведения проверки; соблюдение прав юридических лиц при проведении проверки
При определении вида внеплановой проверки (выездной или документарной) территориальными органами учитывались положения законодательства о контроле и надзоре, а также возможность достижения поставленных целей. При этом внеплановые выездные проверки проводились только в случаях, когда достижение поставленных целей с помощью внеплановой документарной проверки не представлялось возможным.
5. Оформление результатов проверки и принятие мер по её результатам
Организация, проведение и оформление результатов проверок осуществляется территориальными органами в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ.
По результатам проверки должностными лицами территориальных органов составляются акты в установленные законом сроки. С результатами проверки и актом проверки проверяемое лицо знакомится под роспись, либо акт направляется проверяемому лицу заказным письмом с уведомлением о вручении.
Тем не менее, при оформлении результатов проведённых проверок в 2017 году выявлены случаи оформления актов проверок на 1 день позже срока окончания проверки, указанного в приказе. Указанные случаи квалифицированы как нарушения действующего законодательства.
В 2017 году органами прокуратуры было выявлено 3 факта нарушения сроков внесения сведений в Единый реестр проверок. По данному факту органами прокуратуры вносились представления об устранении выявленных нарушений.
6. Организация и проведение иных мероприятий контроля
В 2017 году территориальными органами проведено 3637 мероприятий систематического наблюдения.
В настоящее время проведение внеплановых мероприятий систематического наблюдения в сфере связи не регламентируется законодательством.
Основаниями для проведения внеплановых мероприятий систематического наблюдения в 2017 году служили указания центрального аппарата Роскомнадзора, данные на основании имеющихся сведений о совершённых или готовящихся правонарушениях.
7. Привлечение юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля надзора
В 2017 году территориальными органами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по результатам проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий в сфере связи составлено 84462 протокола об административных правонарушениях.
Количество протоколов, составленных по основным составам:
Статья КоАП РФ: |
СЗФО |
ЦФО |
СКФО |
ЮФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДФО |
24 |
1 |
|
|
86 |
35 |
67 |
10 |
|
6278 |
10870 |
303 |
904 |
12162 |
7021 |
8516 |
7454 |
|
15 |
2 |
|
14 |
34 |
5 |
39 |
13 |
|
|
8 |
2 |
8 |
|
|
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
9 |
|
|
|
6 |
|
2 |
8 |
|
6 |
|
|
|
34 |
21 |
3 |
9 |
|
322 |
5 |
|
|
165 |
98 |
189 |
126 |
|
145 |
13 |
|
|
194 |
124 |
170 |
60 |
|
3 |
|
|
|
9 |
13 |
5 |
|
|
1197 |
586 |
122 |
380 |
1499 |
949 |
1579 |
775 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
8 |
42 |
5 |
44 |
19 |
1 |
14 |
13 |
Наибольшее количество протоколов составлено за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - РЭС и ВЧУ), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешённых параметров радиоизлучения и правил регистрации РЭС и ВЧУ (ч. 1, 2 ст. 13.4 КоАП РФ).
При составлении протоколов об административных правонарушениях территориальные органы сталкиваются со следующими проблемами:
1. Отсутствие сведений о физическом лице, привлекаемом к административной ответственности, его месте жительства (пребывания) и о документе, удостоверяющем его личность.
2. Получение документального подтверждения надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Указанные сложности вызваны длительным хранением регистрируемых почтовых отправлений в месте вручения извещения и отсутствием возможности уведомления иным способом.
II. Приоритетные вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
1. Статистика соблюдения обязательных требований
Исходя из анализа мероприятий по контролю, можно выделить основные правонарушения, связанные с несоблюдением обязательных требований:
- неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности ограничивать или возобновлять доступ к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлён на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания;
- осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
- заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом;
- нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- несоблюдение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
2. Типичные нарушения обязательных требований
Анализ причин и условий, способствовавших совершению типичных (наиболее часто встречающихся) нарушений, свидетельствует о том, что основная их часть вызвана ненадлежащим исполнением служебных обязанностей должностными лицами юридических лиц либо индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности в установленной сфере.
Так, наибольшее количество выявленных в отчётном периоде нарушений являются нарушениями правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации РЭС и ВЧУ, в том числе и совершаемыми повторно, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Обстоятельствами, способствовавшими совершению указанных нарушений повторно, являются, в том числе, незначительный размер штрафов, предусмотренный частями 1 и 2 статьи 13.4 КоАП РФ, а также сложность реализации обеспечительной меры в виде изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Второе место по количеству выявленных нарушений занимает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На третьем месте находятся нарушения, заключающиеся в несвоевременной или неполной уплате оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, ответственность за которые предусмотрена статьёй 13.38 КоАП РФ.
В последнем случае совершение указанного нарушения обусловлено коротким сроком действия статьи 13.38 КоАП РФ, вступившей в силу с 01.07.2017, и низкой информированностью проверяемых лиц об административной ответственности за данное нарушение.
3. Применение обязательных требований во взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, в том числе, вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований
Анализ потенциальной выполнимости обязательных требований, нарушения которых встречаются наиболее часто, показал, что соблюдение данных требований потенциально выполнимо. При этом большая часть нарушений связана с использованием незарегистрированных РЭС и ВЧУ гражданского назначения и с использованием радиочастотного спектра без специального разрешения. Впоследствии данные нарушения устраняются.
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора в сфере массовых коммуникаций в 2017 году
I. Приоритетные вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора)
1. Составление ежегодных планов
В 2017 году территориальными органами проведено 52 плановые проверки, предметом которых, в том числе, являлось соблюдение лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания. Из них:
44 - выездные проверки;
8 - документарные проверки.
Проверки в отношении средств массовой информации в 2017 году не планировались.
В период планирования деятельности на 2017 год ни одна проверка, относящаяся к сфере телерадиовещания, не была исключена в результате рассмотрения проектов планов органами прокуратуры.
Проверки органов государственной власти и местного самоуправления в сфере массовых коммуникаций (телерадиовещание и СМИ) в 2017 году территориальными органами не планировались.
В соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806, контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания не отнесён к видам государственного контроля (надзора), осуществляющегося с применением риск-ориентированного подхода.
В связи с этим риск-ориентированный подход при планировании проверок в сфере телерадиовещания в 2017 году не применялся.
В 2017 году территориальными органами Роскомнадзора было запланировано 1523 мероприятия систематического наблюдения в отношении вещателей (СН Вещ) и 11467 мероприятий государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами (СН СМИ).
Из них отменено:
СН Вещ - 61 (по причине прекращения проверяемым лицом деятельности, подлежащей надзору и контролю).
СН СМИ - 1218:
по причине прекращения деятельности СМИ - 1029;
по причине приостановления деятельности СМИ - 184;
наступление обстоятельств непреодолимой силы - 5.
2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры
В 2017 году территориальными органами Роскомнадзора проведено 18 внеплановых проверок (3 выездных и 15 документарных) в отношении вещателей по следующим основаниям:
истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований (п. 1 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") - 13 проверок;
выявление нарушений в результате проводимого должностными лицами лицензирующего органа без взаимодействия с лицензиатом систематического наблюдения за исполнением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (пункт 2 части 3 статьи 31.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ)) - 5 проверок.
По данным основаниям запросы в органы прокуратуры на согласование проведения внеплановой проверки не направляются.
3. Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание
Приказы о проведении проверок формируются автоматически с помощью Единой информационной системы Роскомнадзора (ЕИС).
4. Выбор документарной или выездной проверки; исчисление и соблюдение сроков проведения проверки; соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки
В связи с намеченным курсом Роскомнадзора на снижение нагрузки на бизнес приоритетной формой контроля и надзора остаётся документарная проверка. В то же время, при проведении документарной проверки имеется ряд обязательных требований, которые невозможно проверить, не перейдя в формат выездной проверки. В связи с этим каждый территориальный орган Роскомнадзора при определении формы проведения проверки, в первую очередь, исходит из возможности достижения её целей и задач.
Сроки проведения проверок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ. Жалобы на действия проверяющих лиц в 2017 году не поступали.
5. Оформление результатов проверки и принятие мер по её результатам
Результаты проверки оформляются с использованием ЕИС, которые предполагают пошаговую схему действий (оформление акта проверки, направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении или подготовка и направление заявления в суд и т.д.).
В результате проведения 2 проверок должностными лицами территориальных органов были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций, но не принято никаких мер по причинам истечения срока давности привлечения к административной ответственности и прекращения проверяемым лицом к моменту завершения проверки деятельности, подлежащей контролю и надзору.
6. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с проверяемыми лицами
В 2017 году территориальными органами Роскомнадзора проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами:
СН Вещ - 2272;
СН СМИ - 11705.
Трудностей с планированием и с оформлением результатов мероприятий не возникало.
Территориальные органы при проведении таких мероприятий руководствуются Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, утверждённым приказом Минкомсвязи России от 13.08.2012 N 196.
7. Привлечение юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора)
По результатам проверок в сфере телерадиовещания и иных мероприятий по контролю (СН СМИ и СН Вещ) в 2017 году составлено 5251 протокол об административном правонарушении по следующим составам:
ст. 13.23 КоАП РФ - 1438 протоколов;
ст. 13.22 КоАП РФ - 1160 протоколов;
ст. 14.1 КоАП РФ - 1006 протоколов;
ст. 13.21 КоАП РФ - 987 протоколов;
ст. 13.15 КоАП РФ - 240 протоколов;
ст. 19.5 КоАП РФ -176 протоколов;
ст. 14.3.1 КоАП РФ - 131 протокол;
ст. 19.7 КоАП РФ - 65 протоколов;
ст. 19.20 КоАП РФ - 18 протоколов;
ст. 5.5 КоАП РФ - 14 протоколов;
ст. 6.13 КоАП РФ - 5 протоколов;
ст. 19.6 КоАП РФ - 3 протокола;
ст. 6.17 КоАП РФ - 3 протокола;
ст. 20.29 КоАП РФ - 2 протокола;
ст. 5.10 КоАП РФ - 2 протокола;
ст. 19.34 КоАП РФ - 1 протокол.
Без проведения мероприятий по контролю в 2017 году составлено 1573 протокола об административном правонарушении по следующим составам:
ст. 13.21 КоАП РФ - 620 протоколов;
ст. 13.22 КоАП РФ - 205 протоколов;
ст. 14.3.1 КоАП РФ - 153 протокола;
ст. 13.15 КоАП РФ - 128 протоколов;
ст. 19.7 КоАП РФ - 100 протоколов;
ст. 13.23 КоАП РФ - 95 протоколов;
ст. 5.5 КоАП РФ - 83 протокола;
ст. 6.17 КоАП РФ - 70 протоколов;
ст. 20.25 КоАП РФ - 43 протокола;
ст. 14.1 КоАП РФ - 35 протоколов;
ст. 19.6 КоАП РФ - 10 протоколов;
ст. 19.20 КоАП РФ - 7 протоколов;
ст. 5.10 КоАП РФ - 6 протоколов;
ст. 19.34 КоАП РФ - 5 протоколов;
ст. 19.4 КоАП РФ - 5 протоколов;
ст. 5.11 КоАП РФ - 3 протокола;
ст. 19.5 КоАП РФ - 2 протокола;
ст. 7.12 КоАП РФ - 2 протокола;
ст. 13.17 КоАП РФ - 1 протокол.
Должностными лицами территориальных органов, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, в 2017 году вынесено 1246 постановлений о привлечении к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере массовых коммуникаций.
Из них обжаловано 22 постановления, в результате чего:
отменено - 5 постановлений;
оставлено без изменений - 15 постановлений;
находится в стадии рассмотрения - 2 постановления.
Территориальными органами в суд направлено 3860 заявлений о привлечении к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере массовых коммуникаций.
Из них судами Российской Федерации в 321 случае отказано в привлечении нарушителей к административной ответственности.
Основные причины: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.
Из них территориальными органами обжаловано 33 решения суда, в результате чего:
отменено 14 решений суда;
оставлено без изменений 19 решений суда.
II. Приоритетные вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований
1. Статистика соблюдения обязательных требований
В 2017 году в отношении 12440 вещателей и редакций СМИ проведены мероприятия по контролю. Нарушения выявлены в деятельности 7649 вещателей и редакций СМИ.
Всего в 2017 году в сфере массовых коммуникаций выявлено 12760 нарушений, из них:
1) в сфере телерадиовещания - 2646.
Виды нарушений:
нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра - 446;
несоблюдение объёмов вещания - 401;
нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию - 368;
нарушение порядка объявления выходных данных - 298;
неосуществление трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации табачной продукции или процесса её потребления в аудиовизуальной продукции - 289;
несоблюдение программной направленности телеканала или радиоканала или нарушение программной концепции вещания - 275;
несоблюдение даты начала вещания - 86;
несоблюдение требования о вещании указанного в лицензии телеканала или радиоканала - 84;
нарушение территории распространения телеканала и радиоканала - 67;
нарушение периодичности и времени вещания - 54;
неосуществление вещания более 3 месяцев - 36;
неосуществление вещания на выделенных конкретных радиочастотах (в случае наземного эфирного, спутникового вещания) - 18.
2) в сфере СМИ - 10114.
Виды нарушений:
нарушение порядка объявления выходных данных в выпуске средства массовой информации - 1338;
непредоставление устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган в течение трёх месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации или нарушение порядка их утверждения и изменения - 1322;
неполное, несвоевременное предоставление или непредоставление обязательного экземпляра документов - 1165;
нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию - 711;
неуведомление об изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объёма средств массовой информации - 680.
Также выявлено 3697 случаев невыхода средства массовой информации в свет более одного года.
2. Типичные нарушения обязательных требований
Типичными нарушениями в сфере массовых коммуникаций в 2017 году являются:
1) нарушение порядка объявления выходных данных при выпуске средства массовой информации;
2) непредоставление устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган в течение трёх месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации или нарушение порядка их утверждения и изменения;
3) неполное, несвоевременное предоставление или непредоставление обязательного экземпляра документов.
Стоит отметить, что в 2016 году были аналогичные типичные нарушения, но, вместе с тем, их количество и доля относительно всех видов нарушений законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций существенно сократилась (доля сократилась с 50% до 30%) из-за проведённой в 2017 году профилактической работой с отраслью в данном направлении.
Анализ причин и условий, способствовавших совершению типичных нарушений, показал, что:
1) нарушение порядка объявления выходных данных при выпуске средства массовой информации допускается вследствие недостаточной компетентности сотрудников, вызванной высокой текучестью кадров в медиаотрасли. Кроме того, на формальный подход к исполнению указанного обязательного требования влияет низкий размер административного штрафа;
2) при выявлении непредоставления устава редакции или заменяющего его договора в регистрирующий орган в течение трёх месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации или при выявлении нарушения порядка их утверждения и изменения в большинстве случаев не удаётся привлечь нарушителей к ответственности вследствие истечения сроков давности. Этот срок для таких нарушений составляет 3 месяца с момента его совершения, в связи с чем виновные лица фактически уходят от ответственности.
Однако, полагаем, что ситуация должна измениться в 2018 году, так как в Закон о СМИ внесены изменения, позволяющие регистрирующему органу при выявлении нарушений данного вида обращаться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением о признании недействительной регистрации СМИ. Ожидается, что ужесточение ответственности в этом случае будет способствовать более внимательному отношению участников медиаотрасли к исполнению указанного обязательного требования в сфере массовых коммуникаций и, в конечном счёте, приведёт к снижению нарушений данного вида.
3) нарушение требований о предоставлении обязательного экземпляра документов вызвано двумя причинами.
Во-первых, человеческий фактор, как в случае с нарушениями порядка объявления выходных данных.
Во-вторых, финансовые издержки, возникающие при исполнении указанного обязательного требования в сфере массовых коммуникаций. В некоторых случаях участники медиаотрасли сознательно идут на нарушение, считая при этом, что заплатить штраф выгодней, чем выполнить обязательное требование. Особенно такое мнение бытует у региональных вещателей.
В связи с этим с конца 2017 года Роскомнадзором и его территориальными органами организован усиленный контроль за такими участниками отрасли - проверка факта направления обязательного экземпляра каждого выпуска СМИ, а при выявлении нарушения - незамедлительное составление протокола об административном правонарушении.
3. Применение обязательных требований во взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, в том числе, вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований
Полагаем целесообразным привести Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, принимая во внимание процессы технологического и экономического развития в стране.
Также необходимо совершенствовать Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" с учётом практики его применения.
Дополнительно стоит отметить, что в настоящий момент проверить соблюдение статьи 19.2 Закона о СМИ не представляется возможным, так как Роскомнадзор и его территориальные органы не уполномочены на проведение расследований и других оперативно-розыскных мероприятий.
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора в сфере персональных данных в 2017 году
I. Приоритетные вопросы правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора)
1. Составление ежегодных планов
В 2017 году территориальными органами было запланировано 1140 проверок (в том числе 180 проверок в отношении органов местного самоуправления), предметом которых являлось соблюдение законодательства Российской Федерации в области персональных данных: по ЦФО - 226; по СЗФО - 143; по ЮФО - 110; по СКФО - 103; по ПФО - 225; по УФО - 90; по СФО - 166; по ДФО - 77.
Территориальными органами проведены 1023 проверки (в том числе 148 проверок в отношении органов местного самоуправления): по ЦФО - 206 плановых проверок; по СЗФО - 116 плановых проверок; по ЮФО - 100 плановых проверок; по СКФО - 88 плановых проверок; по ПФО - 210 плановых проверок; по УФО - 81 плановая проверка; по СФО - 151 плановая проверка; по ДФО - 71 плановая проверка.
2. Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры
Территориальными органами проведено 66 внеплановых проверок, в том числе: по ЦФО - 14, по СЗФО - 17; по ЮФО - 4; по СКФО - 5; по ПФО - 4; по УФО - 3; по СФО - 11; по ДФО - 8.
Основания проведения: в 53 случаях - проверка исполнения предписаний; в 13 - требование прокурора.
3. Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание
Приказы о проведении проверок формируются автоматически посредством Единой информационной системы Роскомнадзора (ЕИС).
4. Выбор документарной или выездной проверки; исчисление и соблюдение сроков проведения проверки; соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки
Сроки проведения проверок устанавливаются в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утверждённым приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 N 312.
5. Оформление результатов проверки и принятия мер по её результатам
Результаты проверки оформляются в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утверждённого приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 N 312.
6. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с проверяемыми лицами
В 2017 году территориальными органами было проведено 2164 мероприятий систематического наблюдения (СНПД), в том числе: по ЦФО - 510; по СЗФО - 210; по ЮФО - 198; по СКФО - 127; по ПФО - 376; по УФО - 200; по СФО - 340; по ДФО - 203.
7. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля и надзора
В 2017 году Роскомнадзором в результате проведённых проверок или иных мероприятий по контролю было составлено 7103 протокола об административном правонарушении, из которых:
по ст. 13.11 КоАП РФ (начиная с 01.07.2017) - 65 протоколов;
по ст. 19.4 КоАП РФ - 18 протоколов;
по ст. 19.4.1 КоАП РФ - 6 протоколов;
по ст. 19.5 КоАП РФ - 19 протоколов,
по ст. 19.7 КоАП РФ - 6988 протоколов.
II. Приоритетные вопросы правоприменительной практики соблюдения обязательных требований.
1. Статистика соблюдения обязательных требований
В 2017 году в отношении 1023 операторов, осуществляющих обработку персональных данных, проведены мероприятия по контролю (плановые проверки). Нарушения выявлены в деятельности 725 операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
Наиболее распространёнными нарушениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятых на его основе подзаконных актов являлись:
представление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения;
нарушение требований конфиденциальности при обработке персональных данных;
непринятие государственным или муниципальным органом мер по утверждению документов, регламентирующих обработку персональных данных;
непринятие оператором мер по опубликованию или обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;
непринятие оператором мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
несоблюдение государственным или муниципальным органом установленных требований к ознакомлению служащих, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных и локальными актами по вопросам обработки персональных данных;
несоблюдение оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации;
несоблюдение оператором условий, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ;
несоблюдение оператором установленных требований обработки персональных данных после достижения цели обработки;
несоблюдение оператором установленных требований при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
несоответствие типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, требованиям законодательства Российской Федерации;
обработка избыточных персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки;
обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных";
отсутствие в поручении лицу, которому оператором поручается обработка персональных данных, обязанности соблюдения конфиденциальности персональных данных и обеспечения их безопасности, а также требований к защите обрабатываемых персональных данных;
отсутствие у оператора места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей), перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.
2. Типичные нарушения обязательных требований
Типичными нарушениями обязательных требований являлись:
представление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения;
нарушение требований конфиденциальности при обработке персональных данных;
обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных Федеральным законом "О персональных данных";
3. Применение обязательных требований во взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, в том числе, вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований
Операторами, осуществляющими обработку персональных данных, в основном соблюдаются обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами.
Вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований отсутствуют.
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора в сфере информационных технологий в 2017 году
Контроль и надзор в сфере информационных технологий в настоящее время осуществляется в соответствии с:
частью 2 статьи 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ);
Правилами уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 746.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами проведены следующие мероприятия.
В рамках ст. 10.1 Федерального закона N 149-ФЗ в Роскомнадзор поступило 93 обращения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и обеспечение безопасности Российской Федерации, о направлении требований организаторам распространения информации в сети "Интернет" о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
На 31.12.2017 в реестре организаторов распространения информации зарегистрированы 100 организаторов распространения информации в сети "Интернет", в том числе подавших уведомление в инициативном порядке.
За отчётный период в Управление Роскомнадзора по ЦФО направлены материалы для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.31 КоАП РФ 7 организаторов распространения информации.
За 2017 год Управлением Роскомнадзора по ЦФО было составлено 5 протоколов по ст. 13.31 КоАП РФ в отношении организаторов распространения информации.
На основании постановления по делу об административном правонарушении в порядке, установленном статьёй 15.4 Федерального закона N 149-ФЗ, осуществляется ограничение доступа к ресурсам 5 организаторов распространения информации.
Всего из реестра исключено 7 организаторов распространения информации на основании уведомления о прекращении деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в 2017 году (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 19 февраля 2018 г. N 31)
Текст обзора официально опубликован не был