Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 января 2018 г. N 03-14-11/878
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 226612-7 "О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации" (далее - законопроект) и сообщает.
1. Об исключении из статьи 1 законопроекта такого предмета регулирования как изготовление винодельческой продукции
Согласно данной статье предметами регулирования законопроекта являются правовые основы виноградарства и виноделия, принципы правового регулирования виноградарства и виноделия, основные направления деятельности государства по стимулированию развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации, требования к реестру виноградных насаждений и декларированию урожая винограда, порядок и особенности лицензирования производства и оборота вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина. Таким образом, статья 1 законопроекта не содержит такого предмета регулирования как изготовление винодельческой продукции.
При этом проектом поправок Правительства Российской Федерации, внесенных Минфином России в Правительство Российской Федерации 8 декабря 2017 г. (далее - проект поправок), такой предмет регулирования законопроекта как порядок и особенности лицензирования производства и оборота вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина заменен на порядок выдачи свидетельств для упрощенного получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина, столового вина, ликерного вина, шампанского классического, игристого вина (шампанского).
Необходимо также отметить, что винодельческая продукция является алкогольной продукцией и, соответственно, регулирование ее производства должно осуществляться в рамках Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон).
2. Об установлении понятия "виноделие", которым, по мнению заявителя, ограничиваются права производителей вина, разрешая использовать в качестве сырья только собственный виноград, запрещая приобретение винограда у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей
Согласно проекту поправок под виноделием понимается вид экономической деятельности по производству винодельческой продукции, осуществляемый винодельческим хозяйством, независимо от происхождения винограда.
3. Об исключении функций саморегулируемых организаций из статьи 24.1 "Саморегулируемая организация виноградарей и виноделов" Федерального закона
Проектом поправок, действительно, предлагается исключить статью 24.1 из Федерального закона в целях исключения дублирования положений данной статьи в статье 8 "Полномочия саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов" законопроекта.
4. Об ограничениях, устанавливающих обязанность производства вин с защищенным географическим указанием (далее - ЗГУ) только из собственного винограда
В соответствии с Федеральным законом винодельческая продукция с ЗГУ производится из винограда, не менее 85 процентов которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной, использованный для производства такой продукции виноград, выращен в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен данный географический объект.
Согласно проекту поправок при производстве вин с ЗГУ допускается использование винограда определенных сортов, выращенных в Российской Федерации.
Таким образом, проект поправок не устанавливает обязанность по использованию в качестве сырья только собственного винограда.
Кроме того, проектом поправок предусмотрено, что винодельческой продукцией с ЗГУ и защищенным наименованием места происхождения (далее - ЗНМП) может являться вино, ликерное вино, шампанское классическое, игристое вино (шампанское), спиртные напитки, произведенные из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяк, бренди).
5. Об исключении из статьи 6 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Федерального закона функции по ведению реестра виноградных насаждений
Проектом поправок положение о наделении субъектов Российской Федерации указанной функцией предусмотрено в статье 6 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области развития виноградарства и виноделия" законопроекта.
6. О наделении субъектов Российской Федерации непонятными контрольными полномочиями и избыточными функциями, в частности обязанностью согласовывать закладки виноградников, технологии производства и требования к качеству посадочного материала, установление минимального срока эксплуатации виноградников, согласования реконструкции виноградных насаждений, а также о создании региональной экспертной комиссии по оценке вина с ЗГУ и ЗНМП
Проект поправок указанных положений не содержит.
7. О запрете производства винодельческой продукции с ЗГУ и ЗНМП организацией на обособленном подразделении (месте осуществления деятельности), осуществляющем производство другой алкогольной продукции
Такой запрет предлагается установить с целью исключения возможности использования организацией для производства указанной винодельческой продукции, на которую установлены пониженные ставки акциза, сырья, произведенного из винограда, выращенного за пределами Российской Федерации.
8. Об оказании финансовой поддержки, установленной частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", только сельскохозяйственным товаропроизводителям, производящими винодельческую продукцию исключительно из собственного винограда
Проект поправок допускает финансовую поддержку сельскохозяйственных производителей, производящих винодельческую продукцию из винограда, выращенного на территории Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 15 законопроекта в редакции проекта поправок из части 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" исключается запрет финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производство вина, столового вина, ликерного вина, шампанского классического, игристого вина (шампанского), произведенных из винограда, выращенного на территории Российской Федерации, в том числе вин с ЗГУ и ЗНМП.
9. Об отказе государства в оказании помощи, направленной на увеличение посадок и выпуск высококачественной винодельческой продукции
Проект поправок содержит положения об упрощенном порядке получения лицензии на производство винодельческой продукции, в том числе на этапе планирования бизнес-процесса. Так, в отличие от установленного Федеральным законом порядка лицензирования производства винодельческой продукции, проектом поправок устанавливается, что лица, планирующие производство такой продукции, могут получить свидетельство для упрощенного получения таких лицензий. При наличии такого свидетельства лицензирующий орган проверяет наличие и правильность установки на технологической линии предприятия приборов учета единой государственной автоматизированной системы учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наличие задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, а также факт уплаты в установленном порядке государственной пошлины за предоставление соответствующей лицензии.
Также в проекте поправок предусмотрен механизм предоставления государственной поддержки виноградарским и винодельческим хозяйствам, а также организациям, осуществляющим научно-исследовательскую, научно-техническую, образовательную деятельность в области виноградарства и виноделия.
Указанная поддержка будет предоставляться в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на формирование и развитие системы кредитования виноградарских и винодельческих хозяйств, обеспечение обновления основных средств, обеспечение закладки виноградников и ухода за ними и развитие питомниководческой базы для производства посадочного материала винограда.
Кроме того, ряд изменений, предлагаемых для внесения в понятийный аппарат Федерального закона, позволит повысить конкурентоспособность отечественных производителей высококачественной винодельческой продукции путем создания системы узнаваемости и идентификации продукции потребителем за счет законодательно установленной обязанности указания на такой продукции ее вида. Принятие данных изменений позволит потребителю определять качество предлагаемого продукта и ликвидирует возможность недобросовестным производителям выдавать низкокачественные виды винодельческой продукции, более дешевые в производстве, за высококачественные продукты.
Также изменения в Федеральный закон, предусмотренные проектом поправок, снижают уровень контроля лицензирующего органа за производителями винодельческой продукции путем исключения из предметов контроля таких объектов как виноградники.
Учитывая изложенное, принятие указанных поправок будет способствовать развитию виноградарско-винодельческих хозяйств.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.