Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 апреля 2018 г. N 03-01-11/23446
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации налогоплательщик обязан, как и каждый гражданин Российской Федерации, платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Налоговые и обязательные неналоговые платежи являются безусловным атрибутом государства. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Их функциональное назначение состоит в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налогов нарушает интересы не только государства, но, прежде всего, бюджетополучателей.
Посредством налогов в государственном бюджете консолидируются средства, направляемые затем на решение социальных проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть доходов, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли экономики, на социальные нужды граждан, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога, с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации и с возникновения иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение такой обязанности (пункт 3 статьи 44 Кодекса).
В случае нарушения срока уплаты налога подлежат начислению пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 108 Кодекса установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.