Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2018 г. N 03-01-11/23824
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, и сообщает.
В Налоговом Кодексе Российской Федерации предусмотрены налоговые преференции, которыми могут воспользоваться вновь создаваемые предприятия, занимающиеся переработкой отходов производства и потребления.
Механизм предоставления налоговых преференций осуществляется в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), предполагающих создание новых и (или) реконструкцию и модернизацию существующих производств.
Указанные механизмы предусматривают освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и значительное снижение ставки налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в течение определенного времени и при выполнении определенных условий.
Так, например, в течение первых пяти лет после получения прибыли, в рамках реализации инвестиционных проектов пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, вправе применять организации, являющиеся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, а также организации, находящиеся в ряде территорий Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов, осуществившие капитальные вложения в создание новых производств. В последующие пять лет ставка налога для этих организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, может быть понижена до 10 процентов.
Также с 1 января 2017 года организации, заключившие специальный инвестиционный контракт (далее - СПИК), в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций (по решению региональных властей).
Пониженные налоговые ставки применяются ко всей прибыли организации, а в части зачисления в федеральный бюджет устанавливается в размере 0 процентов в течение периода применения пониженной налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Данная преференция предоставляется таким налогоплательщикам при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Кроме этого существует возможность использования механизма "амортизационной премии" (единовременное уменьшение налоговой базы на капитальные вложения в размере 10% (для отдельных объектов - 30%) суммы инвестиций в объекты основных средств), а также применения повышающих коэффициентов к норме амортизации.
Субъектам Российской Федерации предоставлено право дифференцировать налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от категории налогоплательщика.
С 1 января 2017 года для налогоплательщиков участников РИП, которые осуществили капитальные вложения (в определенном размере) в создание или модернизацию основных средств, появилась возможность уплачивать уменьшенный налог на прибыль организаций, исчисленный с применением пониженных ставок налога (не ниже 10%), в течение периода, пока сумма недоплаченного налога не станет равна сумме осуществленных капитальных вложений (гринфилд-проекты).
С 1 января 2018 года налогоплательщикам предоставлено право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств - так называемый инвестиционный налоговый вычет.
При этом налогоплательщику предоставлен выбор: либо применять механизм амортизационной премии и начисления амортизации по объектам основных средств, либо применять к ним инвестиционный налоговый вычет. Также предоставлено право на применение инвестиционного налогового вычета и пределы его применения устанавливаются законом соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом указанное право автоматически распространяется и в отношении налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Данный порядок действует 10 лет.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а земельный налог на основании статьи 15 Налогового Кодекса является местным налогом.
Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, представительным органам муниципальных образований предоставлено право при установлении региональных и местных налогов для организаций определять конкретные налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Учитывая изложенное, вопрос о предоставлении налоговых льгот, снижении налоговых ставок по региональным и местным налогам может быть решен на региональном (местном) уровне без внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.