Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2018 г. N 53-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14 декабря 2016 г. N 743-в "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 18 декабря 2015 г. N 800-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" (город Шарыпово, ИНН 2459013819)", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" на решение Красноярского краевого суда 9 ноября 2017 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" - Киевой Г.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" (далее - ООО "ЦРКУ", общество) обратилось Красноярский краевой суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14 декабря 2016 г. N 743-в "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 18 декабря 2015 г. N 800-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" (город Шарыпово, ИНН 2459013819)".
Решением Красноярского краевого суда 9 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Красноярского края и Региональная энергетическая комиссия Красноярского края представили возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы прокуратура Красноярского края и Региональная энергетическая комиссия Красноярского края в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) является органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 8 декабря 2008 г. N 216-п).
Приказом РЭК Красноярского края от 18 декабря 2015 г. N 800-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" (г. Шарыпово, ИНН 2459013819) (далее - приказ от 18 декабря 2015 г. N 800-в) в приложении 1 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО "ЦРКУ" на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы для формирования тарифов на питьевую воду с использованием метода индексации установленных тарифов (пункт 1).
Согласно приложению N 1 базовый уровень операционных расходов ООО "ЦРКУ" установлен в размере 28 704,08 тыс. руб.
Пунктом 2 названного приказа установлены тарифы для потребителей ООО "ЦРКУ" на питьевую воду на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года согласно приложению N 2.
Приказом РЭК Красноярского края от 14 декабря 2016 г. N 743-в (далее - приказ от 14 декабря 2016 г. N 743-в) в приказ от 18 декабря 2015 г. N 800-в внесены изменения, согласно которым в приложение N 2 установлены новые откорректированные тарифы на питьевую воду для потребителей ООО "ЦРКУ" на 2017 год.
В обоснование заявленных требований, ООО "ЦРКУ" сослалось на то, что тарифы, установленные оспариваемым нормативным актом, являются экономически необоснованными и противоречащими требованиям федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере установления тарифов по водоснабжению и водоотведению, поскольку при установлении данных тарифов органом регулирования необоснованно исключены недополученные доходы общества за 2014 и 2015 годы, доходы прошлых периодов регулирования, а также произведена необоснованная корректировка необходимой валовой выручки общества в целях сглаживания тарифов.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что орган регулирования правомерно не включил вышеуказанные расходы в тариф на питьевую воду на 2017 год, а также произвел соответствующую корректировку необходимой валовой выручки в целях сглаживания тарифов.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестиционного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 и пунктом 78 Основ ценообразования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЦРКУ", являясь организацией, оказывающей услуги холодного водоснабжения на территории г. Шарыпово Красноярского края, 28 июля 2016 г. обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду, установленных для потребителей ООО "ЦРКУ" на 2017 год, предложив установить тариф на питьевую воду в размере 104,35 руб./куб.м, (без учета НДС).
Специалистами органа регулирования проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов и в соответствии с требованиями Правил регулирования тарифов подготовлено экспертное заключение N 178-15в, согласно которому органом регулирования исключены из необходимой валовой выручки недополученные доходы за 2014 и 2015 годы, доходы прошлых периодов регулирования, а также произведена корректировка необходимой валовой выручки в целях сглаживания тарифов.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к экспертному заключению N 178-15в.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под "недополученными доходами" понимаются доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Предлагаемые обществом недополученные доходы, возникшие в связи со снижением объема поданной воды за 2014, и 2015 годы в размере 11 734,78 тыс. руб., не учтены органом регулирования при корректировке тарифов на 2017 год, поскольку заявленная обществом величина не подтверждена в установленном порядке.
При проведении экспертизы сотрудниками органа регулирования установлено, что представленными обществом документами подтверждается лишь поставка услуг по холодному водоснабжению в объеме меньшем, чем это было предусмотрено при установлении тарифа на 2014 и 2015 годы.
Обществом не представлено доказательств того, что снижение поданного объема воды возникло по независящим от него причинам, в частности, в связи с установкой приборов учета коммунального ресурса.
Кроме того, представленная бухгалтерская и статистическая отчетность не позволяет достоверно определить величину полученного обществом дохода за 2014 и 2015 годы от реализации питьевой воды, поскольку содержит противоречивее данные. В соответствии с отчетом о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года полученные доходы от услуги по реализации питьевой воды составили в 2014 году 62 138 тыс. руб., в 2015 году - 62 146 тыс. руб.
Между тем в соответствии со статистической формой 22-ЖКХ (сводная) за январь-декабрь 2014 года общая сумма доходов от реализации услуг с учетом финансирования из бюджетов всех уровней, в том числе по основному виду деятельности, составила 67 415,20 тыс. руб., за январь-декабрь 2015 года - 62 239,8 тыс. руб. В расчетах недополученных доходов 2014 год и 2015 год обществом применен общий объем дохода и объем реализации воды из формы 22-ЖКХ (сводная) за январь-декабрь 2014 года и 2015 года, в которых не выделен объем по реализации привозной воды.
Учитывая изложенное, примененный ООО "ЦРКУ" порядок расчета подлежащего возмещению недополученного дохода не основан на нормах пункта 2 и 15 Основ ценообразования, поскольку не учитывает изменение экономически обоснованных расходов, необходимых для реализации меньшего объема воды.
Согласно раздела III заключения о корректировке из необходимой валовой выручки органом регулирования исключены расходы в размере 2 934 тыс. руб. на покупку воды за 9 месяцев 2016 г. в связи с пересмотром тарифа на питьевую воду для ООО "СВР" на 2016 год в соответствии с предписанием Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России).
Пунктом 16 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю; расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
В рамках проверки материалов по установлению тарифов для ООО "ЦРКУ" на 2017 год органом регулирования выявлено, что в тариф 2016 года включены затраты на покупку воды в размере 29 942,77 тыс. руб. на основании тарифов, утвержденных приказом РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 г. N 702-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "СВР" (город Шарыпово, ИНН 2459014584) (далее - приказ от 15 декабря 2015 г. N 702-в). Приказом ФАС России от 2 августа 2016 г. N 1090/16 приказ РЭК Красноярского края от 15 декабря 2015 г. N 702-в отменен. Органом регулирования 30 августа 2016 г. издан приказ N 186-в "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "СВР" (город Шарыпово, ИНН 2459014584) (далее - приказ от 30 августа 2016 г. N 186-в), подлежащих применению с 1 января 2016 г., с учетом которых общество должно было приобретать питьевую воду для потребителей на сумму 27018,58 тыс. руб. Разница между указанными величинами с учетом данных о фактических объемах за 9 месяцев 2016 г. составляет экономически необоснованный доход ООО "ЦРКУ" в размере 2 934,19 тыс. руб.
Ссылка административного истца на нормы пункта 80 Основ ценообразования, является необоснованной, поскольку в данном случае исключению подлежат необоснованные доходы прошлого периода, и указанное исключение связано не с отклонением фактического объема воды от планового, а с изначально завышенной величиной подлежащей применению цены покупки воды.
Оценка статистической и бухгалтерской отчетности за 2016 год в данном случае не требовалась, поскольку исключенный необоснованный доход не связан с итогами и особенностями хозяйственной или финансовой деятельности административного истца в рассматриваемом периоде.
Согласно пункту 85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов с применением метода индексации осуществляется по формуле, учитывающей величину изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, рассчитанную в соответствии с приведенными в пункте 42 названных методических указаний формулами (5) и (6), с учетом экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки.
При определении величины изменения необходимой валовой выручки в целях сглаживания тарифов в размере 6 770,35 тыс. руб. эксперты органа регулирования, проанализировав представленные в материалы тарифного дела документы, исходили из того, что указанная величина обеспечивает соблюдение предельно допустимой величины роста тарифа в размере 4,6% по отношению к ранее действующему (с 1 июля 2016 г.) тарифу, что соответствует предельному индексу, утвержденному указом Губернатора Красноярского края от 30 декабря 2016 г. N 286-уг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы на период с 1 января 2016 г. по 2018 год".
Примененный органом регулирования расчет величины изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, соответствует принципу, изложенному в формуле 5 Методических указаний N 1746-э.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда 9 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2018 г. N 53-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был