Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2018 г. N 31-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А. О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016-2018 годы" (в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 декабря 2016 г. N 70-13-22/гв "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т", постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21/гв" в части, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административных исковых требований отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" Князькиной О.В., свидетеля Егоровой Е.В., представителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Щукиной И.Г., представителя Министерства финансов Чувашской Республики Мандравиной Т.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е. И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21 /гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 20162018 годы" в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 декабря 2016 г. N 70-13-22/гв "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т", постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21/гв" в части размера тарифов, установленных строкой 5 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии" с 1 июля по 31 декабря 2017 г. - в размере 1 505,53 руб. Гкал без учета НДС; строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии" с 1 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 1 776,53 руб. Гкал с учетом НДС.
В обоснование заявления общество указало, что оспариваемым актом установлены экономически необоснованные тарифы. В частности, не учтены в полном объеме расходы по сомнительным долгам, расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, а также результаты деятельности организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Коммунальные технологии" просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствия выводов суда обстоятельствам административного дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и прокуратурой Чувашской Республики представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представители акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" (далее - АО "ЧПО имени В.И. Чапаева"), Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и прокуратуры Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражения на нее, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба по тарифам) является органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным принимать решения об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения в соответствии со статьей 1 и пунктом 3 части 1 статьи 2.1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 г. N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Положением о Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2009 г. N 265.
Госслужбой по тарифам 11 декабря 2015 г. издано постановление N 87-14-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016-2018 годы" (далее - постановление от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21/гв).
Постановлением органа регулирования 12 декабря 2016 г. в пункт 17 постановления N 87-14-21/гв внесены изменения в части размера тарифов, установленных строкой 5 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии АО "ЧПО имени В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии" с 1 июля по 31 декабря 2017 г. - в размере 1505,53 руб. Гкал без учета НДС; строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии АО "ЧПО имени В.И. Чапаева" "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии" с 1 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 1 776,53 руб. Гкал с учетом НДС.
Общество 28 апреля 2016 г. представило в Госслужбу по тарифам предложения о корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (компонент на тепловую энергию) от источника тепловой энергии АО "ЧПО имени В.И. Чапаева", на 2017-2018 годы, с приложением обосновывающих материалов.
Органом регулирования в установленном порядке проведена экспертиза поступившего от общества предложения о корректировке долгосрочных тарифов на 2017-2018 годы на горячую воду на предмет определения экономической обоснованности, по результатам которой, согласно протоколу заседания коллегии от 15 августа 2017 г. N 11, принято решение об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ООО "Коммунальные технологии" в период с 1 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 1 505,53 руб. Гкал без учета НДС и 1 776,53 руб.Гкал с НДС.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила регулирования в сфере водоснабжения), утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406, "Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с пунктами 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, одним из составляющих которого является тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Таким образом, "компонент на тепловую энергию" является составной частью тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию, установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э), в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения органа регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит правильными выводы суда первой инстанции о соблюдении Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам требований законодательства при исключении из необходимой валовой выручки общества расходов по сомнительным долгам за 2015 год при расчете тарифа на теплоноситель на 2017 год в размере 791,15 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Судом установлено, что статусом единой теплоснабжающей организации (ЕТО) от источника тепловой энергии АО "ЧПО имени В.И. Чапаева" ООО "Коммунальные технологии" не наделено, а является лишь организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии.
В нарушение пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" общество в подтверждение суммы расходов по сомнительным долгам в составе заявления о корректировке тарифов не представило документального подтверждения заявленной величины дебиторской задолженности.
Представленная обществом копия Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами на 31 декабря 2015 г., не заверенная заявителем надлежащим образом, не содержит информацию о сроках возникновения сомнительной задолженности, в связи с чем орган регулирования не имеет возможности провести экспертизу экономического обоснования в части правильности расчета суммы резерва в размере 991,23 тыс. руб., отнесенного на прочие расходы в 2015 году на вид регулируемой деятельности - компонент на тепловую энергию для установлении тарифов на горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения от источника тепловой энергии АО "ЧПО имени В. И. Чапаева".
Кроме того, представленные в материалы дела копии решений Арбитражного суда Чувашской Республики, определений Первого арбитражного апелляционного суда о непризнании задолженности исполнителям и коммунальных услуг (ООО "Вертикаль", ТСЖ "Коллективная", ТСЖ "Салют"), свидетельствует об отсутствии оснований для признания их сомнительными.
Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, установлено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Обществом не представлены письменные обоснования и копии приказов (распоряжений) руководителя организации о создании резерва, а также о списании долгов.
Учитывая изложенное, сумма расходов по сомнительным долгам 2015 года, заявленная обществом при корректировке тарифа на 2017 год, обоснованно признана экспертом органа регулирования экономически не обоснованной и документально не подтвержденной.
Соглашаясь с органом регулирования о невключении в необходимую валовую выручку регулируемой организации расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, в размере 862,77 тыс. руб. на 2017 год, суд первой инстанции обоснованно исходил из их экономической необоснованности.
В соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, относятся к неподконтрольным расходам.
Пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Согласно пункту 10 названных Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности: производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт; производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство теплоносителя; передача тепловой энергии и теплоносителя; сбыт тепловой энергии и теплоносителя; подключение к системе теплоснабжения; поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Согласно пункту 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с удержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 11 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12 апреля 2013 г. N 91, отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
В соответствии с пунктом 12.5.8 Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета в ООО "Коммунальные технологии" на 2016 год (далее - Положение) отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым и нерегулируемым государством видам деятельности общества осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств, указанного в кредитных договорах.
В пункте 11.4. Положения указано, что в целях раздельного учета прочих расходов и расходов, отражаемых на счете 91.02, по регулируемым видам деятельности применяются способы их деления в соответствии с приложением N 6 к Положению, согласно которому соответствующие расходы относятся непосредственно на вид деятельности, исходя из целевого назначения средств, в случае если пункт о целевом назначении присутствует в договоре.
В соответствии с представленной отчетностью общество осуществляет деятельность по реализации тепловой энергии, ГВС, теплоносителя, передаче тепловой энергии, передаче электрической энергии, а также осуществляет реализацию прочих товаров (услуг).
В представленных ООО "Коммунальные технологии" копиях кредитных договоров и графиках кредитов в качестве цели кредита указано пополнение оборотных средств без разделения по виду деятельности. Данные документы не свидетельствуют об экономической обоснованности затрат общества.
Кроме того, экспертами установлено, что ООО "Коммунальные технологии" оказывает услугу по передаче тепловой энергии, теплоносителя по своим сетям АО "ЧПО имени В.И. Чапаева", которое оплачивает услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя на основании первичных документов, выставляемых обществом. При этом АО "ЧПО имени В.И. Чапаева" задолженности перед ООО "Коммунальные технологии" не имеет.
С учетом изложенного, требования ООО "Коммунальные технологии" по статье "Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним" обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает ошибочным вывод суда первой инстанции о правомерности, произведенной органом регулирования корректировки по результатам деятельности общества до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, учете отрицательного значения (-4 370,57 тыс. руб.) в тарифе на горячую воду с одновременным учетом положительного значения в составе тарифа на тепловую энергию (мощность).
В соответствии с пунктом 42 Методических указаний N 760-э величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, рассчитывается по формуле 13, может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
В связи с тем, что в 2015 году общество не оказывало услуги по рассматриваемому тарифу, а реализовывало горячую воду потребителям от источника АО "ЧПО имени В.И. Чапаева" по единому тарифу на тепловую энергию, то в 2017 году корректировка должна проводится в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Перераспределение расходов из одного тарифа в другой действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу или иного указанного судом времени. Поскольку оспариваемый акт применялся, Судебная коллегия полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления в силу настоящего определения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение. Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего определения постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21/гв "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, потребителям в Чувашской Республике, на 2016-2018 годы" (в редакции постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12 декабря 2016 г. N 70-13-22/гв "О внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. N 48-13-21/т", постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 декабря 2015 г. N 87-14-21/гв" в части размера тарифов, установленных строкой 5 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии" с 1 июля по 31 декабря 2017 г. - в размере 1 505,53 руб. Гкал без учета НДС; строкой 12 столбца 7 пункта 17 Приложения к постановлению - от источника тепловой энергии акционерного общества "Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева" по сетям ООО "Коммунальные технологии" с 1 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 1 776,53 руб. Гкал с учетом НДС.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2018 г. N 31-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был