Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. N 26-КГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 12 января 2017 года, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 апреля 2017 года, по административному делу по административному иску Богатырева Тамерлана Ахмедовича об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Ивашечкиной С.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Богатырев Т.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца. В обоснование заявленных требований указал, что в результате военных событий в Чеченской Республике покинул место постоянного проживания в г. Грозном и временно обосновался в Республике Ингушетия, где ему был предоставлен статус вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевался, последний раз до 11 декабря 2013 года.
Письмом от 1 апреля 2014 года N 01/214 Управление Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия сообщило об отказе в очередном продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, мотивировав отказ тем, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие Богатыреву Т.А. в обустройстве на новом месте жительства.
Ссылаясь на то, что своего жилья он не имеет и какой-либо помощи от государства на улучшение жилищных условий не получал, административный истец просил суд признать оспариваемый отказ незаконным.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 мая 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 24 июля 2014 года, отказано в удовлетворении административного иска.
Определением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 6 октября 2016 года удовлетворено заявление Богатырева Т.А. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 мая 2014 года.
Определением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 декабря 2016 года произведена замена Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия его правопреемником - Министерством внутренних дел по Республике Ингушетия.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 12 января 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 апреля 2017 года, административный иск удовлетворен. Признаны незаконными действия управления по вопросам миграции при Министерстве внутренних дел по Республике Ингушетия, выразившиеся в отказе Богатыреву Т.А. в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. На Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия возложена обязанность продлить Богатыреву Т.А. срок действия статуса вынужденного переселенца на один год.
Определением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 июня 2017 года в передаче кассационной жалобы Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2017 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 26 февраля 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции допущены такого рода нарушения норм материального права.
Удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что вступившим в законную силу решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 18 июля 2016 года выданное Богатыреву Т.А. свидетельство о праве на наследство по закону в отношении находящейся в Чеченской Республике квартиры признано недействительным, и пришел к выводу об отсутствии доказательств обустройства истца на новом месте жительства.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права и сделан без установления всех обстоятельств, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого отказа) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 данного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 467-ФЗ статья 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" дополнена пунктом 5, согласно которому срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) не предоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" предусматривает, что лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 этого же Закона.
Таким образом, как ранее, так и в настоящее время, наличие у вынужденного переселенца в собственности жилого помещения на территории Российской Федерации препятствовало и препятствует продлению срока действия статуса вынужденного переселенца.
Как следует из материалов дела, с 25 апреля 2007 года по 16 февраля 2009 года административный истец, имевший статус вынужденного переселенца, являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: ... Республика, г. ...
Данных о том, что указанное жилое помещение принадлежало Богатыреву Т.А. на незаконных основаниях, в материалах дела нет.
Наличие вступившего в законную силу решения Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 18 июля 2016 года, которым в связи с признанием Богатыревым Т.А. предъявленного к нему иска, признано недействительным свидетельство о праве на наследство по закону на имя Богатырева Т.А. в отношении названной квартиры, не имеет правового значения для настоящего дела и о незаконности оспариваемого отказа в продлении статуса вынужденного переселенца не свидетельствует.
Отсутствие у административного истца в настоящее время жилого помещения на каком-либо праве с учетом положений статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" основанием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца не является.
В силу вышеприведенных обстоятельств, у судов не имелось оснований для удовлетворения административного иска.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, судебные постановления подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 12 января 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 апреля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Богатырева Т.А. об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. N 26-КГ18-5
Текст определения официально опубликован не был