В соответствии с пунктом 3 статьи 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации, утвержденным приказом ФСТ России от 26.01.2012 N 23-э, Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.12.2017 N 65/2017-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии" для ПАО "ТНС энерго Кубань" на 2018 год. Пунктом 1 вышеуказанного приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края установлены сбытовые надбавки на 2 полугодие 2018 года для ПАО "ТНС энерго Кубань" в размере: для населения - 0,27659 руб./кВт.ч; для сетевых организаций - 0,34792 руб./кВт.ч; для прочих потребителей менее 670 кВт - 0,363508 руб./кВт.ч, от 670 кВт до 10 МВт - 0,328019 руб./кВт.ч, не менее 10 МВт - 0,196734 руб./кВт.ч.
В ходе рассмотрения обосновывающих документов и материалов, представленных Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края письмом от 02.03.2018 N 57-05-1245/18 по запросу ФАС России от 16.02.2018 N АГ/10483/18, были выявлены следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 65(2) Основ ценообразования эталонная выручка гарантирующего поставщика рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в том числе исходя из прогноза объемов потребления электрической энергии (мощности) по группам (подгруппам) потребителей и прогноза объемов потерь сетевых организаций, сформированных на основании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ФАС России как федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с приказом ФАС России от 30.11.2017 N 1613/17-ДСП покупка электроэнергии ПАО "ТНС энерго Кубань" на 2018 год составляет 14 112,62 млн кВт*ч: на 1 полугодие - 6 850,05 млн кВт*ч, на 2 полугодие - 7 262,57 млн кВт*ч. В соответствии с экспертным заключением Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 12.12.2017 N 133-э расчет произведен на покупку электроэнергии ПАО "ТНС энерго Кубань" на 2018 год в размере 14 409,18 млн кВт*ч: на 1 полугодие - 6 848,32 млн кВт*ч, на 2 полугодие - 7 260,86 млн кВт*ч.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для населения рассчитываются к объемам электрической энергии, учтенным в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на расчетный период регулирования. Объемы электрической энергии, к которым рассчитываются сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для прочих потребителей и сетевых организаций, определяются исходя из объемов электрической энергии, учтенных в сводном прогнозном балансе на расчетный период регулирования.
Установление Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края приказом от 28.12.2017 N 65/2017-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии" сбытовых надбавок, рассчитанных с нарушением пункта 65(2) Основ ценообразования и пункта 6 Методических указаний, является превышением органом регулирования своих полномочий.
В части порядка расчета необходимо отметить, что в соответствии с экспертным заключением Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 12.12.2017 N 133-э не соблюден порядок расчета предусмотренный пунктами 22, 23, 39, 40, 50, 51 Методических указаний.
Так, в соответствии с данными пунктами для расчета необходимой валовой выручки для соответствующей категории потребителей сначала определяются и суммируются доля необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки для каждой из категорий потребителей на расчетный период регулирования, определенная методом экономически обоснованных затрат, и доля эталонной выручки гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки для каждой из категорий потребителей на расчетный период регулирования в соответствии с графиком доведения, утвержденным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), затем к получившимся величинам для каждой из категорий потребителей прибавляются неподконтрольные расходы, недополученные ("+") или излишне полученные ("-") доходы и выпадающие доходы (для сетевых организаций), относимые на каждую группу потребителей в соответствии с данными раздельного учета.
Также необходимо отметить, что недополученные ("+") или излишне полученные ("-") доходы, в том числе во исполнение вступившего в законную силу решения суда, выявленные за предыдущие периоды регулирования до вступления в силу Методических указаний, учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) в период действия Методических указаний в статью "недополученные ("+") или излишне полученные ("-") доходы" и относятся на группы потребителей по данным раздельного учета в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования.
В части эталонной выручки (необходимой валовой выручки) гарантирующего поставщика, рассчитанной с использованием метода сравнения аналогов, необходимо отметить, что в расчетах Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края учтено прогнозное количество точек поставки.
По расчетам Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края количество точек на 2018 год составляет 1 476 244 точек, при этом сумма составляющих указанных органом регулирования 317 766 + 1 031 149 + 9 038 + 6 344 + 108 531 + 1 942 + 93 + 1 382 = = 1 476 245 точек.
Методическими указаниями предусмотрен расчет, учитывающий прогнозное изменение количества точек поставки с 2019 года, для целей расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2018 год количество точек поставки определяется на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.
Расчет постоянных компонентов эталонов затрат не соответствует Методическим указаниям. Например, для гарантирующего поставщика относящегося к 5 группе масштаба 7 группы субъектов Российской Федерации эталон затрат на оплату труда на точку поставки, умноженный на количество точек поставки ПАО "ТНС энерго Кубань", указанных в экспертном заключении Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края составляет: для городского населения - 168,93 руб. * 317 766 т = 53 680 210,38 руб., для сельского населения - 246,04 руб. * 1 031 149 т = 253 703 899,96 руб., для исполнителей коммунальных услуг - 2 834,61 руб. * 9 038 т = 25 619 205,18 руб., для потребителей приравненных к населению - 4 045,75 руб. * 6 344 т = 25 666 238,00 руб. По расчетам органа регулирования в соответствии с экспертным заключением от 12.12.2017 N 133-э данные постоянные компоненты эталона затрат составляют: для городского населения - 55 861 540 руб., для сельского населения - 256 861 470 руб., для исполнителей коммунальных услуг - 31 897 260 руб., для потребителей приравненных к населению - 27 046 890 руб. Также необходимо отметить, что при расчете с целью приведения цен эталонов затрат в цены расчетного периода регулирования применяется индекс потребительских цен, рассчитанный в соответствии с формулой 8 Методических указаний.
В соответствии с пунктами 23, 40, 51 Методических указаний расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются как минимальная величина из величины расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, предложенной гарантирующим поставщиком, в отношении соответствующей категории потребителей и произведения планируемой валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии соответствующей категории потребителей на расчетный период регулирования и переменный компонент эталона затрат, отражающий расходы на формирование резерва по сомнительным долгам. В соответствии с пунктами 23, 40, 51 Методических указаний расчетная предпринимательская прибыль определяется как минимальная величина из расчетной предпринимательской прибыли, предложенной гарантирующим поставщиком для соответствующих категорий потребителей, и расчетной предпринимательской прибыли гарантирующего поставщика в размере полутора процентов от валовой выручки гарантирующего поставщика по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В экспертном заключении Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 12.12.2017 N 133-э не отражены расходы на формирование резерва по сомнительным долгам и величина расчетной предпринимательской прибыли, предложенные гарантирующим поставщиком.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний неподконтрольные расходы гарантирующего поставщика, включают амортизацию основных средств и нематериальных активов, налоги (включая налог на прибыль), капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", инвестиционной программой гарантирующего поставщика, а также при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для сетевых организаций внереализационные расходы на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности сетевых организаций.
В экспертном заключении не отражен анализ расчета амортизации, планируемых вводов и выводов основных средств, учтенных при расчете амортизации на 2018 год, также не отражен анализ расходов на уплату налогов в расчетном периоде регулирования, учитываемых по данным раздельного учета в объеме экономически обоснованных фактически понесенных расходов, отнесенных на регулируемый вид деятельности, за последний истекший период. Также вышеуказанное экспертное заключение не содержит экономического обоснования включения статьи "капитальные вложения из прибыли" и данных по действующей инвестиционной программе гарантирующего поставщика на расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика (эталонной выручки гарантирующего поставщика) для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17 (далее - Методические указания), в том числе экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее регулируемой деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методом экономически обоснованных затрат.
В экспертном заключении не отражен анализ необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для целей расчета сбытовой надбавки для населения, прочих потребителей и сетевых организаций на расчетный период регулирования, соответствующий 2018 году, определяемый методом экономически обоснованных затрат.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4, 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Отменить приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.12.2017 N 65/2017-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии" .
2. Предписать Региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав тарифов на 2018 г. расходов по статьям, "расходы на формирование резерва по сомнительным долгам", "расчетная предпринимательская прибыль", "неподконтрольные расходы", а также анализ количества точек поставки гарантирующего поставщика и перерасчет эталонов затрат гарантирующего поставщика.
3. Региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края установить и ввести в действие не позднее 1 мая 2018 года, сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО "ТНС энерго Кубань", в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего приказа решения об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания Правления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края;
- экспертного заключения Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края по результатам дополнительного анализа указанных в пункте 2 настоящего приказа статей.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2018 г. N 506/18 "Об отмене приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 28.12.2017 N 65/2017-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии"
Текст приказа официально опубликован не был