Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2018 г. N 302/18
"Об отсутствии оснований для отмены приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26.12.2016 N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" и от 30.05.2017 N 42-п "Об исправлении технических ошибок в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 29.12.2015 N 647-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями"
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление ООО "Крассети" (исх. от 01.11.2017 N 212-17/КС, вх. от 03.11.2017 N 168313/17) об отмене приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК Красноярского края) от 26.12.2016 N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" и от 30.05.2017 N 42-п "Об исправлении технических ошибок в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 29.12.2015 N 647-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", установила следующее.
Решение об установлении для ООО "Крассети" тарифов на услуги по передаче электрической энергии впервые было принято РЭК Красноярского края 09.12.2015 на основании заявления ООО "Крассети" от 29.09.2015 N 17-15/КС (вх. N 5656 от 29.09.2015).
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год были рассчитаны органом регулирования методом экономически обоснованных расходов и установлены приказом РЭК Красноярского края от 09.12.2015 N 332-п "О внесении дополнений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - приказ РЭК Красноярского края N 332-п).
Тарифы на период действия приказа РЭК Красноярского края N 332-п были установлены в нулевых значениях.
Далее, согласно представленным органом регулирования данным, ООО "Крассети" было подано заявление от 08.12.2015 N 17-17/КС (вх. N 7599 от 08.12.2015) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный расчетный период регулирования 2016-2020 гг. и впервые с 01.01.2016 в отношении ООО "Крассети" было введено долгосрочное регулирование деятельности методом индексации необходимой валовой выручки приказом РЭК Красноярского края от 29.12.2015 N 647-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - приказ РЭК Красноярского края от 29.12.2015 N 647-п).
Указанное долгосрочное регулирование деятельности организации было осуществлено органом регулирования на основе следующих показателей: на основе долгосрочных параметров, утвержденных приказом РЭК Красноярского края от 29.12.2015 N 640-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 16.12.2011 N 563-п "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - приказ РЭК Красноярского края от 29.12.2015 N 640-п) на период 2016-2020 гг.; на основе необходимой валовой выручки, утвержденной приказом РЭК Красноярского края от 29.12.2015 N 643-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2011 N 565-п "Об утверждении необходимой валовой выручки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края" (далее - приказ РЭК Красноярского края от 29.12.2015 N 643-п) на период 2016-2020 гг.
Также установлено, что приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 г. N 8-п были внесены изменения в приказ РЭК Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п (в редакции приказа РЭК Красноярского края от 29.12.2015 N 643-п), при этом Приложение N 4 было изложено в новой редакции: согласно пунктам 195, 196 приложения для расчетов между ООО "Крассети" и ПАО "МРСК Сибири" на период с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. и на период с 01.07.2016 по 31.12.2017 г. органом регулирования были установлены "нулевые" тарифы.
Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) установлено, что "долгосрочный период регулирования" - период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
Пунктом 5 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э) закреплено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний N 98 (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.
Таким образом ФАС России установлено, что приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 г. N 8-п тарифы для ООО "Крассети" были установлены срок на срок менее чем трех лет, тем самым орган регулирования нарушил положения действующего законодательства, а именно установил тарифы на услуги по передаче электрической энергии на срок менее долгосрочного периода регулирования.
В этой связи приказ РЭК Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п (в редакции приказа РЭК Красноярского края от 27.01.2016 г. N 8-п ) на момент действия - противоречил законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 5 Методических указаний N 98-э, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
Результат реализации РЭК Красноярского края указанной процедуры корректировки долгосрочных тарифов на очередной расчетный период 2017 год долгосрочного периода регулирования 2016-2020 гг. в отношении ООО "Крассети" выражен в Приказе РЭК Красноярского края от 26.12.2016 N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в части пункта 195 приложения N 5 (далее - приказ РЭК Красноярского края от 26.12.2016 N 676-п).
При этом согласно пункту 195 Приложения N 5 указанного приказа РЭК Красноярского края N 676-п на период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 и на период с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года органом регулирования были установлены тарифы для ООО "Крассети" превышающие нулевые значения.
ФАС России установлено, что приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п тарифы для ООО "Крассети" установлены на срок менее трех лет.
Таким образом, при принятии и издании приказа РЭК Красноярского края от 26.12.2016 года N 676-п, корректирующего, установленный приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п тариф для ООО "Крассети", орган регулирования вышел за пределы полномочий и нарушил положения действующего законодательства, а именно скорректировал тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые были установлены на срок менее долгосрочного периода регулирования.
В этой связи приказ РЭК Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п (в редакции приказа РЭК Красноярского края от 26.12.2016 года N 676-п) на момент издания и действия - противоречил законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов).
Кроме того органом регулирования был принят приказ от 30.05.2017 N 42-п "Об исправлении технических ошибок в Приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 29.12.2015 N 647-п "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - приказ РЭК Красноярского края от 30.05.2017 года N 42-п).
ФАС России было установлено, что приказом РЭК Красноярского края от 30.05.2017 года N 42-п орган регулирования распространил действие указанного приказа на правоотношения возникшее с 01.01.2016 г., тем самым придав ему обратную силу.
Кроме того, данный приказ дополнил приложением N 4.1. приказ РЭК Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п, согласно которому индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями, в том числе и для ООО "Крассети" действуют на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 и с 01.07.2018 по 31.12.2020.
ФАС России установлено, что орган регулирования, издавая приказ от 30.05.2017 N 42-п принял новые сроки тарифного регулирования на 2018-2020 годы.
При этом, согласно п. 31 Основ ценообразования решение об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней обратной силы не имеет.
ФАС России, установлено, что исправление технической ошибки не может затрагивать права и законные интересы заинтересованных лиц, или изменять содержание нормативного акта. В случае, если акт об исправлении ошибки затрагивает права заинтересованных лиц или влияет на существо "исправляемого" акта, регулирующим органом должен быть принят новый административный акт, с соблюдением процедур его принятия, при этом рейдирующий орган не вправе распространить действие акта на прошлое время.
Таким образом, при принятии приказа РЭК Красноярского края от 30.05.2017 N 42-п, орган регулирования вышел за пределы полномочий и нарушил положения действующего законодательства распространив действия приказа на прошлое время, путем исправления технической ошибки.
При этом установлено, что поскольку в отношении ООО "Крассети" установлены долгосрочные параметры регулирования на период 2016-2020 гг. (приказ РЭК Красноярского края от 29.12.2015 N 640-п), то указанные в приказе РЭК Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п периоды действия индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями не соответствуют долгосрочным параметрам регулирования, установленным в отношении ООО "Крассети" и данные действия органа регулирования являются нарушением действующего законодательства.
Приказом РЭК Красноярского края от 27.12.2017 N 644-П "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" приложение N 4.1 к приказу от 19.12.2013 N 445-п было изложено в новой редакции, при этом в новой редакции приказа РЭК Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО "Крассети" были исключены.
ФАС России не наделена полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, которые фактически утратили силу и не действуют.
В связи с изложенным, в настоящее время отсутствует предмет рассмотрения, указанный в заявлении ООО "Крассети" об отмене приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26.12.2016 N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" и от 30.05.2017 N 42-п "Об исправлении технических ошибок в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 29.12.2015 N 641-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (исх. от 01.11.2017 N 212-17/КС, вх. от 03.11.2017 N 168313/17).
На основании вышеизложенного, руководствуясь Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Прекратить рассмотрение заявления ООО "Крассети" об отмене приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26.12.2016 N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" и от 30.05.2017 N 42-п "Об исправлении технических ошибок в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 29.12.2015 N 647-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (исх. от 01.11.2017 N 212-17/КС, вх. от 03.11.2017 N 168313/17).
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13 марта 2018 г. N 302/18 "Об отсутствии оснований для отмены приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26.12.2016 N 676-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" и от 30.05.2017 N 42-п "Об исправлении технических ошибок в приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 29.12.2015 N 647-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями"
Текст приказа официально опубликован не был