Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 мая 2018 г. N 03-07-09/29931
Вопрос: Поставщик услуг (Российская организация, Экспедитор) оказывает транспортно-экспедиционные услуги по организации наземной перевозки грузов по территории Российской Федерации.
В рамках договорных отношений соблюдаются следующие условия:
- между Заказчиком (Российская организация) и исполнителем услуг (Российская организация, Экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации и Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности";
- транспортно-экспедиционные услуги оказываются Экспедитором с привлечением третьих лиц, которые участвуют в организации перевозки грузов Заказчика различными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, морским, авиа);
- в договоре транспортной экспедиции прописано, что Экспедитор действует от собственного имени, но за счет и в интересах Заказчика;
- у Экспедитора заключены договоры с третьими лицами, участвующими в организации перевозки, от собственного имени;
- вознаграждением Экспедитора является разница между фактически понесенными расходами и согласованной Сторонами стоимостью.
До 01 октября 2017 года Экспедитор, перевыставлял счета-фактуры на услуги третьих лиц, в соответствии с порядком, предусмотренным для посредников (комиссионеров и агентов), а именно: в строках 2, 2а и 2б указывал наименование, адрес фактического продавца (а не посредника), в соответствии с учредительными документами, его ИНН и КПП, с отражением таких счетов-фактур в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставлял счет-фактуру на свое вознаграждение от своего имени с отражением его своей в книге продаж.
С 01 октября 2017 года были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее по тексту Постановление Правительства N 1137).
Новой редакцией Постановления Правительства N 1137 предусмотрены Правила заполнения счетов-фактур для экспедиторов, застройщиков или заказчиков, выполняющих функции застройщика, приобретающих у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени.
В частности, как следует из п.п. 1 и 2 новых Правил, экспедиторы, приобретающие от своего имени работы, услуги у одного и более исполнителей, перевыставляют счета-фактуры в адрес клиентов от своего имени. Причем новыми Правилами в этом случае предоставлена возможность составления Экспедитором сводных счетов-фактур.
Правомерно ли выставление Экспедитором счетов-фактур от собственного имени на услуги, приобретаемые им в интересах Заказчика у третьих лиц, а также выставление счетов-фактур на вознаграждение, при соблюдении условий, описанных выше? Или Экспедитор обязан перевыставлять счета-фактуры на услуги, приобретенные им в интересах Заказчика у третьих лиц, в соответствии с порядком, предусмотренным для посредников (комиссионеров и агентов), а также выставлять счет-фактуру от собственного имени на вознаграждение?
Ответ: В связи с письмом о заполнении счетов-фактур, составляемых экспедитором в рамках договора транспортной экспедиции, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту "в" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в редакции, действующей с 1 октября 2017 года, при составлении счета-фактуры экспедитором, приобретающим у одного и более продавцов услуги от своего имени, в графе 2 "Продавец" указывается полное или сокращенное наименование продавца - юридического лица (экспедитора) в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (экспедитора). При этом до указанной даты проставление в строке 2 "Продавец" счета-фактуры, составляемого экспедитором, приобретающим у одного и более продавцов услуги от своего имени, не противоречило нормам указанного постановления Правительства Российской Федерации.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.