Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 мая 2018 г. N 03-07-08/31385
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - Компания) просит дать разъяснения по вопросу применения налогового законодательства Российской Федерации в части применения налоговой ставки по НДС 0% в описанной ниже ситуации.
Федеральным законом от 27.11.2017 N 350-ФЗ (далее - ФЗ N 350-ФЗ) в статью 164 НК РФ были внесены положения, конкретизирующие порядок применения налоговой ставки 0% к реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта. В абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ указано, что налоговая ставка 0% применяется при реализации вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Данные положения вступили в силу с 1 января 2018 года.
Однако на стадии налогового планирования обнаружились риски, связанные с тем, что положения ФЗ N 350-ФЗ не учитывают всех вариантов применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории с последующим вывозом продуктов переработки в таможенной процедуре реэкспорта, которые установлены таможенным законодательством.
Таможенное законодательство прямо предусматривает возможность использования для переработки на таможенной территории не только тех товаров, которые были ввезены с помещением их под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, но и эквивалентных товаров Союза, которыми с разрешения таможенного органа возможно заменить иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории либо планируемые к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (ст. 172 ТК ЕАЭС).
При этом с точки зрения таможенного законодательства эквивалентные товары не помещаются под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. В рассматриваемом случае эквивалентной замены сначала осуществляется вывоз продуктов переработки (произведенных из эквивалентных товаров Союза, ввезенных с полной уплатой таможенных пошлин и НДС) в таможенной процедуре реэкспорта, затем осуществляется ввоз соответствующих им по нормам выхода иностранных товаров с помещением их под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (то есть без уплаты таможенных пошлин и НДС).
Налоговые риски имеются в связи с тем, что налоговая норма сформулирована очень кратко. Она не отражает всех вариантов таможенной процедуры переработки на таможенной территории, предусмотренных таможенным законодательством. Налоговые органы могут истолковать ст. 164 НК РФ таким образом, что налоговая ставка 0% применяется к готовой продукции, полученной в результате использования только одного из вариантов переработки на таможенной территории. А именно: ввоз сырья с применением освобождения от уплаты таможенных пошлин и НДС, затем вывоз продуктов переработки в соответствии с нормами выхода в режиме реэкспорта. При этом налоговые последствия второго варианта переработки на таможенной территории с использованием эквивалентной замены: вывоз продуктов переработки в режиме реэкспорта, затем ввоз сырья с применением освобождения от уплаты таможенных пошлин и НДС в соответствии с нормами выхода, прямо не урегулированы ст. 164 НК РФ.
На основании изложенного просим разъяснить, может ли абз. 4 подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, предусматривающий обложение НДС по налоговой ставке 0%, применяться к реализации вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки эквивалентных (ст. 172 ТК ЕАЭС) товаров? В случае если налоговая ставка 0% подлежит применению, какие документы требуются налогоплательщику в рассматриваемом случае для подтверждения ставки 0% (подп. 6 п. 1 ст. 165 НК РФ)?
Письмом от 05.07.2012 N 03-07-08/170 Минфин России уже высказывался положительно в отношении возможности применения налоговой ставки 0% в отношении работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, выполняемых (оказываемых) с использованием эквивалентных товаров (подп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно абзацам четвертому и пятому подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2018 года (далее - Кодекс), нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при реализации вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, полученных в результате переработки товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или свободной таможенной зоны (свободного склада) при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В отношении операций по реализации вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре реэкспорта товаров, полученных в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, положения вышеуказанных абзацев подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса не применяются.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.