В целях совершенствования технологии исключения из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2018 года прилагаемую Инструкцию по исключению из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава.
2. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Верховых Г.В., заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Дирекции тяги Валинскому О.С., начальнику Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Казакову А.В., генеральному директору Дирекции скоростного сообщения Петрову А.Ю.:
а) организовать изучение настоящей Инструкции причастными работниками;
б) обеспечить соблюдение требований настоящей Инструкции при исключении из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центральной дирекции инфраструктуры Верховых Г.В., заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Дирекции тяги Валинского О.С., начальника Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Казакова А.В., генерального директора Дирекции скоростного сообщения Петрова А.Ю. по кругу ведения.
Первый заместитель |
А. Краснощек |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
N 2719р от 25.12.2017 г.
Инструкция по исключению из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава
1. Общие положения
2. Термины, определения, обозначения и сокращения
3. Требования, предъявляемые к исключаемому из инвентарного парка ОАО "РЖД" тяговому подвижному составу
4. Оформление документации на исключение тягового подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД"
5. Разборка и демонтаж исключенного из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава
6. Порядок регистрации исключения тягового подвижного состава в информационных системах ОАО "РЖД"
1. Общие положения
Настоящая Инструкция по исключению из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава (далее - Инструкция) определяет порядок исключения тягового подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД".
2. Термины, определения, обозначения и сокращения
2.1. В тексте используются следующие термины и определения:
электровоз - локомотив, приводимый в движение находящимися на нем тяговыми электродвигателями, которые получают энергию от стационарного источника через тяговые подстанции и тяговую сеть от контактного провода, либо от собственных тяговых аккумуляторных батарей;
тепловоз - автономный локомотив с двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого через силовую передачу (электрическую, гидравлическую, механическую) передается на колесные пары;
газотурбовоз - локомотив с газотурбинным двигателем внутреннего сгорания;
паровоз - самостоятельно (автономно) передвигающийся по рельсовому пути локомотив, имеющий паросиловую энергетическую установку;
дизель-поезд - подвижная единица с дизельным двигателем, состоящая из моторных и прицепных вагонов, как правило, не менее трех, предназначенных для перевозки пассажиров, в основном на участках с автономными видами тяги;
автомотриса, рельсовый автобус - моторный самоходный железнодорожный вагон, используемый обычно самостоятельно (без прицепляемых вагонов) для перевозки пассажиров и железнодорожного персонала, обслуживания железнодорожных путей и прочих нужд, оборудованный двигателем внутреннего сгорания;
тендер - специальный вагон, прицепляемый к паровозу, предназначенный для перевозки запаса топлива для локомотива (дров, угля или нефти) и воды;
локомотив - железнодорожный подвижной состав, предназначенный для передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов (электровоз, тепловоз, газотурбовоз, паровоз (тендер);
моторвагонный подвижной состав - моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты;
моторный вагон - вагон, тяговое и тормозное усилие на кузов которого передается посредством механической связи тяговой колесной пары с кузовом ГОСТ Р 55434;
немоторный вагон - вагон без тягового привода, на кузов которого тяговое усилие передается через сцепное устройство ГОСТ Р 55434;
головной вагон - вагон, оборудованный кабиной машиниста ГОСТ Р 55434;
специальный самоходный подвижной состав - мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме.
2.2. В тексте используются следующие обозначения и сокращения:
ЕС ПУЛ - автоматизированная система "Единая система пономерного учета локомотивов";
ОС-4 - акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств Альбома форм первичной учетной документации ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 15 декабря 2008 г. N 2688р;
ОС-46 - акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств Альбома форм первичной учетной документации ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 15 декабря 2008 г. N 2688р;
ТЭУ-38 - акт на исключение из инвентаря электровоза, тепловоза, моторного, головного, прицепного вагона электропоезда, электросекции, дизель-поезда, автомотрисы;
ТЭУ-38л ЭТД - акт на исключение из инвентарного парка электровоза, тепловоза (газотурбовоза);
ТЭУ-38мэ - акт на исключение из инвентарного парка моторного, головного, прицепного вагона электропоезда, электросекции, дизель-поезда, дизель-электропоезда, автомотрисы, рельсового автобуса;
ТУ-43 или ТУ-43 ЭТД - акт на исключение из инвентарного парка паровоза;
ТУ-44 или ТУ-44 ЭТД - акт на исключение из инвентарного парка тендера;
РБУ-1 - акт служебного расследования крушения (аварии);
РБУ-3 - акт служебного расследования случая брака, связанного с безопасностью движения, или грубого нарушения Правил технической эксплуатации;
РБУ-1Ксх - акт регистрации признаков схода железнодорожного подвижного состава в грузовом поезде на перегоне или станции по всем причинам, приведшим к крушениям или авариям поездов;
РБУ-3Ксх - акт регистрации признаков схода железнодорожного подвижного состава в грузовом поезде на перегоне или станции по всем причинам, не имеющим последствий транспортных происшествий;
ССПС - специальный самоходный подвижной состав;
ЭЦП - электронная цифровая подпись.
3. Требования, предъявляемые к исключаемому из инвентарного парка ОАО "РЖД" тяговому подвижному составу
3.1. Исключение из инвентарного парка ОАО "РЖД" электровозов, тепловозов, газотурбовозов, паровозов, моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис, рельсовых автобусов, тендеров паровозов и специального самоходного подвижного состава производится:
при повреждениях в результате стихийных бедствий, крушений, аварий, столкновений на переездах и пожаров и (или) иных чрезвычайных ситуаций, если затраты на восстановление превышают 60% первоначальной стоимости объекта, а также вследствие морального и физического износа;
по истечении установленного срока службы;
при невозможности устранения дефектов рамы кузова по браковочным признакам;
опытных образцов, если нормальная эксплуатация и техническое содержание их не могут быть обеспечены, а переделка конструкции до уровня аналогичного серийного объекта экономически нецелесообразна;
устаревших типов, не удовлетворяющих современным требованиям эксплуатации и не подлежащих модернизации или использованию в других отраслях хозяйства, или когда для них прекращено производство запасных частей и прекращен капитальный ремонт, а также при замене их в порядке внедрения новой техники.
3.2. Исключение из инвентарного парка ОАО "РЖД" паровозов и тендеров паровозов, кроме того, производится:
поврежденных в случаях, не предусмотренных в пункте 3.1 настоящей Инструкции, если стоимость ремонта превышает 60% первоначальной стоимости;
отдельно паровозов при необходимости: замены огневой коробки, замены одного барабана цилиндрической части котла, полной расклепки рамы, замены одного из полотен рамы или приварки более 50% новых полотен, а также при неудовлетворительном качестве металла котла, установленных специальным обследованием;
отдельно тендеров паровозов при необходимости замены: тендерного бака и правки рамных листов с расклепкой, водяного бака и двух хребтовых или продольных балок рамы, одного рамного листа, трехосного тендера, водяного бака при наличии излома литой боковины рамы тележки.
3.3. Исключение из инвентарного парка ОАО "РЖД" моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис производится кроме случаев, указанных в пункте 3.1 настоящей Инструкции, при наличии повреждений, предусмотренных соответствующей нормативной документацией.
4. Оформление документации на исключение тягового подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД"
4.1. Электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы, моторные, головные, прицепные вагоны электропоездов, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, тендеры паровозов, специальный самоходный подвижной состав, подлежащие исключению из инвентарного парка ОАО "РЖД" при нахождении их в депо, осматриваются комиссией, утвержденной приказом начальника региональной дирекции тяги (региональной дирекции моторвагонного подвижного состава).
Для исключения тягового подвижного состава приписки железной дороги начальник железной дороги приказом утверждает комиссию в составе: начальник административно-хозяйственного центра железной дороги (председатель), начальник депо (по согласованию с причастным филиалом), ревизор по безопасности движения поездов, приемщик тягового подвижного состава (по согласованию с причастным филиалом).
4.2. Электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы, моторные, головные, прицепные вагоны электропоездов, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, тендеры паровозов, специальный самоходный подвижной состав, подлежащие исключению из инвентарного парка ОАО "РЖД" при нахождении их на локомотиворемонтных (локомотивостроительных) заводах, осматриваются в составе комиссии, утвержденной приказом начальника региональной дирекции тяги (региональной дирекции моторвагонного подвижного состава), по месту нахождения завода с включением в состав комиссии главного инженера завода (по согласованию), представителя Центра технического аудита.
4.3. Исключение не полностью амортизированного железнодорожного подвижного состава (кроме специального железнодорожного подвижного состава) из инвентарного парка ОАО "РЖД" производится по письменному разрешению первого заместителя генерального директора ОАО "РЖД", в ведении которого находятся вопросы производственно-хозяйственной деятельности. После получения указанного разрешения руководители структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" или уполномоченные ими лица утверждают акты об исключении из парка ОАО "РЖД" железнодорожного подвижного состава.
4.4. Исключение не полностью амортизированного специального железнодорожного подвижного состава производится по письменному разрешению заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центральной дирекции инфраструктуры. После получения указанного разрешения руководители филиала структурных подразделений ОАО "РЖД" или уполномоченные ими лица утверждают акты об исключении из парка ОАО "РЖД" специального железнодорожного подвижного состава.
4.5. Проект письменного разрешения на исключение из инвентарного парка ОАО "РЖД" железнодорожного подвижного состава готовит соответствующий филиал, структурное подразделение ОАО "РЖД", на балансе которых находится пришедший в негодность железнодорожный подвижной состав, имеющий ненулевую остаточную стоимость по данным бухгалтерского учета.
4.6. Исключение железнодорожного подвижного состава, имеющего нулевую остаточную стоимость по данным бухгалтерского учета, производится по письменному разрешению руководителя филиала, структурного подразделения ОАО "РЖД" или уполномоченного им лица.
4.7. Для оформления исключения из инвентарного парка ОАО "РЖД" железнодорожного подвижного состава применяются следующие акты, оформляемые в трех экземплярах:
4.7.1. При отсутствии возможности формирования и подписания актов электронной подписью в ЕС ПУЛ применять: для электровозов, тепловозов, моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис, специального самоходного подвижного состава, рельсовых автобусов - акт формы ТЭУ-38; для паровозов - акт формы ТУ-43; для тендеров паровозов - акт формы ТУ-44.
4.7.2. При возможности формирования и подписания актов электронной подписью в ЕС ПУЛ применять только следующие акты:
для электровозов, тепловозов, газотурбовозов - акт формы ТЭУ-38л ЭТД;
для моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис и рельсовых автобусов - акт формы ТЭУ-38мэ;
для паровозов - акт формы ТУ-43 ЭТД;
для тендеров паровозов - акт формы ТУ-44 ЭТД.
4.8. Все графы актов форм ТЭУ-38, ТУ-43 и ТУ-44 должны заполняться разборчиво, без исправлений.
Внесенные исправления должны быть оговорены и заверены подписями всех членов комиссии и печатью подразделения балансодержателя. Фамилии всех лиц, подписавших и давших заключение в акте, кроме подписей, должны быть разборчиво написаны в скобках, подписи членов комиссии заверены круглой печатью.
В тексте актов и на эскизах деталей указываются цветной тушью характер и размеры повреждений (площадь, длина, глубина) трещин или износов основных частей, требующих замены с приложением в необходимых случаях заверенных комиссией фотографий.
4.9. При исключении из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава к актам на исключение тягового подвижного состава прилагаются следующие документы и справочный материал:
расчеты результатов демонтажа и разборки, исключаемых из инвентаря единиц тягового подвижного состава; расчеты выхода объемов лома черных и цветных металлов с разбивкой по категориям, согласно нормативам образования возвратного лома черных и цветных металлов, утвержденных распоряжениями ОАО "РЖД", полученных в результате демонтажа и разборки;
справка с указанием номенклатуры, количества и стоимости узлов и деталей, которые будут оприходованы после снятия с разделываемого железнодорожного подвижного состава;
инвентарная карточка учета объекта основных средств формы N ОС-6 (с обязательным указанием в пункте 7 содержания драгоценных и/или полудрагоценных металлов, камней и т.д.);
справка о модернизациях, проводимых на электровозах, тепловозах, газотурбовозах, паровозах; справка об остаточной стоимости подвижного состава.
4.10. При исключении из инвентарного парка ОАО "РЖД" электровозов, тепловозов, газотурбовозов, паровозов, моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис, рельсовых автобусов, тендеров паровозов, специального самоходного подвижного состава, поврежденных при крушениях и авариях, к акту прилагается копия акта формы РБУ-1.
4.11. При исключении из инвентарного парка ОАО "РЖД" электровозов, тепловозов, газотурбовозов, паровозов, моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис, рельсовых автобусов, тендеров паровозов, объектов специального самоходного подвижного состава, поврежденных при столкновениях на переездах, к акту прилагается копия акта формы РБУ-3, если произошел сход - приложение РБУ-ЗКсх.
4.12. При исключении из инвентарного парка ОАО "РЖД" электровозов, тепловозов, газотурбовозов, паровозов, моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис, рельсовых автобусов, тендеров паровозов, специального самоходного подвижного состава, поврежденных вследствие пожаров, к акту прилагается копия приказа руководителя регионального структурного подразделения филиала ОАО "РЖД" о принятых мерах.
В страховых случаях к акту на исключение прилагается отсканированный акт осмотра тягового подвижного состава представителями страховой компании.
4.13. Акты об исключении из инвентарного парка ОАО "РЖД" электровозов, тепловозов, газотурбовозов, паровозов, моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис, рельсовых автобусов, тендеров паровозов, специального самоходного подвижного состава, (форм ТЭУ-38, ТУ-43 и ТУ-44) хранятся в соответствующем филиале ОАО "РЖД" в течение 5 лет, вторые экземпляры актов направляются в региональные структурные подразделения филиала ОАО "РЖД", третьи экземпляры - в подразделения приписки подвижного состава.
После получения актов региональные структурные подразделения филиала ОАО "РЖД" в суточный срок представляют копии актов в подразделения, осуществляющие ведение бухгалтерского и налогового учета в установленном порядке.
Акты формы ТЭУ-38Л ЭТД предоставляются в суточный срок в установленном порядке региональными структурными подразделениями филиала ОАО "РЖД" в подразделения, осуществляющие ведение бухгалтерского и налогового учета в печатном виде после утверждения их всеми членами комиссии с применением ЭЦП.
4.14. Акты об исключении из инвентарного парка ОАО "РЖД" электровозов, тепловозов, паровозов, моторных, головных, прицепных вагонов электропоездов, дизель-поездов, автомотрис, рельсовых автобусов, специального самоходного подвижного состава, тендеров паровозов, (форм ТЭУ-38, ТУ-43 и ТУ-44), списываемых в связи с повреждением при столкновении, сходе и пожаре, оформляются и направляются в соответствующий филиал, структурное подразделение ОАО "РЖД" не позднее одного месяца со дня произошедшего случая.
4.15. Срок рассмотрения и утверждения актов об исключении из парка ОАО "РЖД" железнодорожного подвижного состава, поступивших в соответствующий филиал, структурное подразделение ОАО "РЖД", не должен превышать 30 дней, а при необходимости проведения технического осмотра исключаемых из инвентаря объектов с выездом на место срок рассмотрения актов увеличивается на время, требуемое для проведения этого осмотра.
4.16. После утверждения акта об исключении из парка ОАО "РЖД" железнодорожного подвижного состава соответствующий филиал ОАО "РЖД" в течение 3 рабочих дней сообщает об этом региональным структурным подразделениям филиала ОАО "РЖД", а об исключении моторвагонного подвижного состава - дополнительно отделам статистического учета и отчетности железной дороги и локомотиворемонтным (локомотивостроительным) заводам для снятия с учета и выполнения работ по демонтажу и разборке указанного подвижного состава.
5. Разборка и демонтаж исключенного из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава
5.1. Разборка и демонтаж объектов основных средств не допускается до получения письменного разрешения ОАО "РЖД" или решения руководителя филиала ОАО "РЖД", другого структурного подразделения ОАО "РЖД" (уполномоченного им лица) и утверждения акта об исключении из парка ОАО "РЖД" железнодорожного подвижного состава по формам N ТУ-38, ТЭУ-38л ЭТД, ТЭУ-38мл, ТУ-43, ТУ-43 ЭТД.
Соответствующие акты об исключении железнодорожного подвижного состава составляются в 3 экземплярах.
Акты о списании основных средств формы N ОС-4 и N ОС-46 утверждаются начальником региональной дирекции тяги или уполномоченным им лицом в установленном порядке.
Не допускается утверждение актов о списании объектов основных средств формы N ОС-4 и ОС-46 до окончания их демонтажа, разборки и оприходования полученных материальных ценностей.
После утверждения актов о списании объектов основных средств региональные структурные подразделения филиала ОАО "РЖД" в суточный срок представляют акты формы N ОС-4, ОС-46 в подразделения, осуществляющие ведение бухгалтерского и налогового учета в установленном порядке.
5.2. Разборка и демонтаж подлежащих списанию основных средств и материальных ценностей ОАО "РЖД" производится на разделочных площадках в депо, на локомотиворемонтных (локомотивостроительных) заводах, производственно-заготовительных участках подрядных организаций:
электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы и тендеры, моторные, головные, прицепные вагоны электропоездов, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, путевые машины, специальный самоходный подвижной состав - в течение 30 дней с даты подписания актов на исключение из инвентаря.
По результатам разборки и демонтажа объектов тягового подвижного состава подлежат оформлению акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при восстановлении, ликвидации основных средств и прочего имущества подрядными организациями (форма N М-35), акт об оприходовании материальных ценностей полученных при восстановлении, ликвидации основных средств и прочего имущества хозяйственным способом (форма N ФМУ-95), которые предоставляются в подразделения, осуществляющие ведение бухгалтерского и налогового учета на следующий день, но не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным.
5.3. Повторное использование оборудования и механизмов должно проводиться в соответствии с распоряжениями ОАО "РЖД", утверждающими нормативы образования лома и отходов, содержащих драгоценные и сопутствующие металлы, при демонтаже и разборке драгосодержащих изделий для каждой серии тягового подвижного состава с учетом массы и количества драгоценных металлов, указанных в первичной учетной документации (на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации: паспортах, руководствах по эксплуатации, справочниках и других документах, содержащих информацию о наличии драгоценных металлов в объектах учета).
6. Порядок регистрации исключения тягового подвижного состава в информационных системах ОАО "РЖД"
6.1. Регистрация в ЕС ПУЛ факта исключения тягового подвижного состава из инвентарного парка ОАО "РЖД" производится:
при формировании актов ТЭУ-38, ТУ-43, ТУ-44 вручную на бумажном носителе пометкой в ЕС ПУЛ каждого члена комиссии после подписания им акта;
при автоматическом формировании актов ТЭУ-38л ЭТД, ТЭУ-38мэ, ТУ-43 ЭТД и ТУ-44 ЭТД (с электронной цифровой подписью) в соответствии с инструктивными указаниями.
Каждый член комиссии, осматривающий тяговый подвижной состав, должен иметь доступ в ЕС ПУЛ с ролью по кругу ведения, а также электронный ключ и действующий сертификат.
Комментарий
Фактически в документе речь идет об утверждении инструкции по исключению из инвентарного парка перевозчика различных машин, у которых еще имеется тяговый ресурс. Это может быть автомотриса, тепловоз или электровоз. Основная задача данной инструкции - усовершенствовать процесс с учетом тех возможностей, которые предоставляют средства автоматизации. Приведены все формы, которые используются при этом. Ранее данные правила содержались в общей инструкции по учету инвентарного парка. Однако на момент ее составления в ОАО "РЖД" не было АС "Единая система пономерного учета локомотивов". А теперь предусмотрена процедура оформления основных форм в электронном виде с применением электронной цифровой подписи. Кроме того, в инструкции теперь более четко оговорен порядок использования бывших в употреблении запчастей и комплектующих, снятых со списанных машин.
Изменения, связанные с порядком списания тяги, объясняются также вступлением в силу нового технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011). В частности, в нем сказано, что на продукцию, прошедшую модернизацию с продлением срока службы, распространяются те же процедуры оценки соответствия, что и на вновь изготовленную. Таким образом, может возникать ситуация, когда локомотив еще имеет ресурс, но его необходимо списывать (если модернизацию признают нецелесообразной).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 25 декабря 2017 г. N 2719р "Об утверждении Инструкции по исключению из инвентарного парка ОАО "РЖД" тягового подвижного состава"
Инструкция, утвержденная настоящим распоряжением, вводится в действие с 1 января 2018 г.
Текст распоряжения опубликован в журнале "РЖД-Партнер-Документы", 2018 г., N 9